среда, 1 февраля 2012 г.

Показатели индивидуального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья


ПОКАЗАТЕЛИ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Шабалина Светлана Анатольевна,
учитель-логопед и дефектолог
МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» компенсирующего вида 

В системе функций, выполняемых МБДОУ компенсирующего/комбинированного вида, наиболее важная роль принадлежит коррекционной работе, которая предполагает проведение  особых мероприятий по преодолению (коррекции) отклонений в развитии  детей дошкольного возраста.

Целью такой работы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ребёнка с проблемами в развитии. Одним из направлений на пути  к достижению этой цели является составление программ индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В данных программах обучение предстаёт в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители. Результатом такой работы должна явиться ликвидация (в некоторых случаях, компенсация) обнаруженных затруднений.
Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребёнка, а также изучение социальной ситуации его развития. После проведённого комплексного обследования мы предлагаем заполнить таблицу «Показатели индивидуального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья», которая поможет специалистам (учителям-логопедам, дефектологам, тифлопедагогам), составить индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
Таблицу заполняют в начале (первичный мониторинг развития ребёнка) и в конце учебного года (итоговый мониторинг). По таблице можно чётко проследить динамику развития ребёнка:
  • произошло ли улучшение в психическом, речевом развитии ребёнка? 
  •  что пока не поддается коррекции? 
  • на что обратить пристальное внимание специалиста
Такой анализ совместной деятельности педагога с ребёнком даёт возможность целенаправленно влиять на процесс коррекции (компенсации) в его развитии.
Для простоты заполнения таблицы предлагается пользоваться цветовой шкалой: 
  • зелёный цвет – функция сформирована полностью; 
  • жёлтый – функция начинает формироваться, но требуется помощь взрослого; 
  • красный -  функция не сформирована.
Преобладающий зелёный фон свидетельствует о благополучном состоянии в развитии ребёнка, о соответствии его развития  возрастным нормам.

ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Фамилия, имя ребёнка         ______________________________
Возраст                                ______________________________
Группа                                  ______________________________


Объекты наблюдения
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
1.РАЗВИТИЕ  РЕЧИ
Н
К
Н
К
Н
К
Словарный  запас






Импрессивная речь






Понимание речи






Соотнесение названия с предметом






Экспрессивная речь






Повторение звуков, слогов из разных групп






Называние предметов






Называние действий и спонтанная речь






Использование   слов - обобщений






Различение  сходных    действий






Использование  относительных  прилагательных






Использование  наречий  места,  времени






Использование  предлогов






Звукопроизношение






Произношение  свистящих  звуков  С    З    Ц






Произношение шипящих  звуков Ш   Ж   Ч   Щ






Произношение  звуков   Л     Ль






Произношение  звуков   Р      Рь






Грамматический строй речи






Использование простых распространённых предложений






Использование  сложносочинённых  предложений






Все формы существительных употребляются без ошибок






Все формы прилагательных употребляются без ошибок






Все формы глаголов употребляются без ошибок






Связная  речь






Наличие  фразовой  речи






Использование развёрнутых фраз при диалоге






Пересказ текста без пропусков перестановок частей






Рассказ по картинке с установлением смысла сюжета






Рассказывание на темы из собственной жизни






Описание  игрушки






Рассказы - рассуждения






Звуковой  анализ






Выделение  ударных  гласных  из  начала  слова






Выделение  ударных   гласных  из  середины  слова






Выделение  согласных  из  слова 






Определение  первого  звука   в  слове






Определение  последнего  звука  в  слове






Определение  места  звука  в  слове 






Установление  точного  места  звука  в  слове






2.ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






Сомато-сенсорный гнозис (стереогноз)






Определение места прикосновения на теле
(глаза закрыты)






Узнавание предмета на ощупь






Особенности зрительного гнозиса






Узнавание предмета в схематичном изображение






Выделение в предмете существенных деталей, частей






Умение дорисовывать предмет






Оптико- пространственный гнозис






Знание правой - левой стороны на своём теле






Знание правой - левой стороны на теле другого человек






Складывание разрезной предметной картинки






Ориентация в помещении, на улице.






Цветовой гнозис






Соотношение объектов по цвету






Узнавание и называние цвета






Выделение цвета в окружающей среде






Восприятие формы






Знает, называет основные геометрические фигуры






Выделение геометрических фигур в рисунке






Восприятие времени






Знание частей суток






Знание времён года






Знание дней недели






Пальцевый  гнозис (показ заданного пальца)






По образцу






3.СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ






Движения пальцев рук точные






4.ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ






Хорошо развита зрительная память






Хорошо развита слухоречевая память






Хорошо развита ассоциативная память






Хорошо развита словесно-логическая память






5.МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ






Категориальное мышление






Классификация






Извлечение аналогий






Исключение






Аналитико-синтетическое мышление






Установление причинно-следственных связей






Арифметический счёт






Решение арифметических задач






Понятийное мышление






Понимание антонимов, синонимов






Понимание смысла пословиц, загадок







Использованная литература:
  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. / З.Е. Агранович. – С.-Пб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 40 с.
  2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каменкова [и др.]. – М.: Русская Речь, 2010. – 70 с.
  3. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. / Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2007. – 27 с.
  4. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. / Р.И. Лалаева, В.И. Липатова [и др.]. – С-Пб: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 99 с.
  5. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. / И.Д. Коненкова. – М.: изд-во Гном и Д, 2003. – 80 с.
  6. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Б.П. Пузанова. – М: изд. центр Академия, 1998. – 144 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий