ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Шабалина Светлана Анатольевна,
учитель-логопед и дефектолог
МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» компенсирующего вида
В системе функций, выполняемых МБДОУ компенсирующего/комбинированного вида, наиболее важная роль принадлежит коррекционной работе, которая предполагает проведение особых мероприятий по преодолению (коррекции) отклонений в развитии детей дошкольного возраста.
Целью такой работы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ребёнка с проблемами в развитии. Одним из направлений на пути к достижению этой цели является составление программ индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В данных программах обучение предстаёт в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители. Результатом такой работы должна явиться ликвидация (в некоторых случаях, компенсация) обнаруженных затруднений.
Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребёнка, а также изучение социальной ситуации его развития. После проведённого комплексного обследования мы предлагаем заполнить таблицу «Показатели индивидуального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья», которая поможет специалистам (учителям-логопедам, дефектологам, тифлопедагогам), составить индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
Таблицу заполняют в начале (первичный мониторинг развития ребёнка) и в конце учебного года (итоговый мониторинг). По таблице можно чётко проследить динамику развития ребёнка:
- произошло ли улучшение в психическом, речевом развитии ребёнка?
- что пока не поддается коррекции?
- на что обратить пристальное внимание специалиста
Такой анализ совместной деятельности педагога с ребёнком даёт возможность целенаправленно влиять на процесс коррекции (компенсации) в его развитии.
Для простоты заполнения таблицы предлагается пользоваться цветовой шкалой:
- зелёный цвет – функция сформирована полностью;
- жёлтый – функция начинает формироваться, но требуется помощь взрослого;
- красный - функция не сформирована.
Преобладающий зелёный фон свидетельствует о благополучном состоянии в развитии ребёнка, о соответствии его развития возрастным нормам.
ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребёнка ______________________________
Возраст ______________________________
Группа ______________________________
Объекты наблюдения
|
1 год обучения
|
2 год обучения
|
3 год обучения
| |||
1.РАЗВИТИЕ РЕЧИ
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
Словарный запас
| ||||||
Импрессивная речь
| ||||||
Понимание речи
| ||||||
Соотнесение названия с предметом
| ||||||
Экспрессивная речь
| ||||||
Повторение звуков, слогов из разных групп
| ||||||
Называние предметов
| ||||||
Называние действий и спонтанная речь
| ||||||
Использование слов - обобщений
| ||||||
Различение сходных действий
| ||||||
Использование относительных прилагательных
| ||||||
Использование наречий места, времени
| ||||||
Использование предлогов
| ||||||
Звукопроизношение
| ||||||
Произношение свистящих звуков С З Ц
| ||||||
Произношение шипящих звуков Ш Ж Ч Щ
| ||||||
Произношение звуков Л Ль
| ||||||
Произношение звуков Р Рь
| ||||||
Грамматический строй речи
| ||||||
Использование простых распространённых предложений
| ||||||
Использование сложносочинённых предложений
| ||||||
Все формы существительных употребляются без ошибок
| ||||||
Все формы прилагательных употребляются без ошибок
| ||||||
Все формы глаголов употребляются без ошибок
| ||||||
Связная речь
| ||||||
Наличие фразовой речи
| ||||||
Использование развёрнутых фраз при диалоге
| ||||||
Пересказ текста без пропусков перестановок частей
| ||||||
Рассказ по картинке с установлением смысла сюжета
| ||||||
Рассказывание на темы из собственной жизни
| ||||||
Описание игрушки
| ||||||
Рассказы - рассуждения
| ||||||
Звуковой анализ
| ||||||
Выделение ударных гласных из начала слова
| ||||||
Выделение ударных гласных из середины слова
| ||||||
Выделение согласных из слова
| ||||||
Определение первого звука в слове
| ||||||
Определение последнего звука в слове
| ||||||
Определение места звука в слове
| ||||||
Установление точного места звука в слове
| ||||||
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| ||||||
Сомато-сенсорный гнозис (стереогноз)
| ||||||
Определение места прикосновения на теле
(глаза закрыты)
| ||||||
Узнавание предмета на ощупь
| ||||||
Особенности зрительного гнозиса
| ||||||
Узнавание предмета в схематичном изображение
| ||||||
Выделение в предмете существенных деталей, частей
| ||||||
Умение дорисовывать предмет
| ||||||
Оптико- пространственный гнозис
| ||||||
Знание правой - левой стороны на своём теле
| ||||||
Знание правой - левой стороны на теле другого человек
| ||||||
Складывание разрезной предметной картинки
| ||||||
Ориентация в помещении, на улице.
| ||||||
Цветовой гнозис
| ||||||
Соотношение объектов по цвету
| ||||||
Узнавание и называние цвета
| ||||||
Выделение цвета в окружающей среде
| ||||||
Восприятие формы
| ||||||
Знает, называет основные геометрические фигуры
| ||||||
Выделение геометрических фигур в рисунке
| ||||||
Восприятие времени
| ||||||
Знание частей суток
| ||||||
Знание времён года
| ||||||
Знание дней недели
| ||||||
Пальцевый гнозис (показ заданного пальца)
| ||||||
По образцу
| ||||||
3.СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
| ||||||
Движения пальцев рук точные
| ||||||
4.ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
| ||||||
Хорошо развита зрительная память
| ||||||
Хорошо развита слухоречевая память
| ||||||
Хорошо развита ассоциативная память
| ||||||
Хорошо развита словесно-логическая память
| ||||||
5.МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
| ||||||
Категориальное мышление
| ||||||
Классификация
| ||||||
Извлечение аналогий
| ||||||
Исключение
| ||||||
Аналитико-синтетическое мышление
| ||||||
Установление причинно-следственных связей
| ||||||
Арифметический счёт
| ||||||
Решение арифметических задач
| ||||||
Понятийное мышление
| ||||||
Понимание антонимов, синонимов
| ||||||
Понимание смысла пословиц, загадок
|
Использованная литература:
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. / З.Е. Агранович. – С.-Пб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 40 с.
- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каменкова [и др.]. – М.: Русская Речь, 2010. – 70 с.
- Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. / Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2007. – 27 с.
- Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. / Р.И. Лалаева, В.И. Липатова [и др.]. – С-Пб: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 99 с.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. / И.Д. Коненкова. – М.: изд-во Гном и Д, 2003. – 80 с.
- Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Б.П. Пузанова. – М: изд. центр Академия, 1998. – 144 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий