ПОКАЗАТЕЛИ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Шабалина Светлана Анатольевна,
учитель-логопед и дефектолог 
МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» компенсирующего вида 
В системе функций, выполняемых МБДОУ компенсирующего/комбинированного вида, наиболее важная роль принадлежит коррекционной работе, которая предполагает проведение  особых мероприятий по преодолению (коррекции) отклонений в развитии  детей дошкольного возраста.
Целью такой работы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ребёнка с проблемами в развитии. Одним из направлений на пути  к достижению этой цели является составление программ индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В данных программах обучение предстаёт в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители. Результатом такой работы должна явиться ликвидация (в некоторых случаях, компенсация) обнаруженных затруднений. 
Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребёнка, а также изучение социальной ситуации его развития. После проведённого комплексного обследования мы предлагаем заполнить таблицу «Показатели индивидуального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья», которая поможет специалистам (учителям-логопедам, дефектологам, тифлопедагогам), составить индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. 
Таблицу заполняют в начале (первичный мониторинг развития ребёнка) и в конце учебного года (итоговый мониторинг). По таблице можно чётко проследить динамику развития ребёнка:
- произошло ли улучшение в психическом, речевом развитии ребёнка?
- что пока не поддается коррекции?
- на что обратить пристальное внимание специалиста
Такой анализ совместной деятельности педагога с ребёнком даёт возможность целенаправленно влиять на процесс коррекции (компенсации) в его развитии.
Для простоты заполнения таблицы предлагается пользоваться цветовой шкалой: 
- зелёный цвет – функция сформирована полностью;
- жёлтый – функция начинает формироваться, но требуется помощь взрослого;
- красный - функция не сформирована.
Преобладающий зелёный фон свидетельствует о благополучном состоянии в развитии ребёнка, о соответствии его развития  возрастным нормам.
ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребёнка         ______________________________
Возраст                                ______________________________
Группа                                  ______________________________
| 
Объекты наблюдения | 
1   год обучения | 
2   год обучения | 
3   год обучения | |||
| 
1.РАЗВИТИЕ  РЕЧИ | 
Н | 
К | 
Н | 
К | 
Н | 
К | 
| 
Словарный  запас | ||||||
| 
Импрессивная   речь | ||||||
| 
Понимание речи | ||||||
| 
Соотнесение   названия с предметом | ||||||
| 
Экспрессивная   речь | ||||||
| 
Повторение   звуков, слогов из разных групп  | ||||||
| 
Называние   предметов | ||||||
| 
Называние   действий и спонтанная речь | ||||||
| 
Использование   слов - обобщений | ||||||
| 
Различение  сходных      действий | ||||||
| 
Использование  относительных  прилагательных  | ||||||
| 
Использование  наречий    места,  времени | ||||||
| 
Использование  предлогов | ||||||
| 
Звукопроизношение | ||||||
| 
Произношение  свистящих    звуков  С    З    Ц | ||||||
| 
Произношение   шипящих  звуков Ш   Ж   Ч     Щ | ||||||
| 
Произношение  звуков     Л     Ль | ||||||
| 
Произношение  звуков     Р      Рь | ||||||
| 
Грамматический   строй речи | ||||||
| 
Использование простых   распространённых предложений | ||||||
| 
Использование  сложносочинённых  предложений | ||||||
| 
Все формы существительных   употребляются без ошибок | ||||||
| 
Все формы прилагательных   употребляются без ошибок | ||||||
| 
Все формы глаголов   употребляются без ошибок | ||||||
| 
Связная  речь | ||||||
| 
Наличие  фразовой    речи | ||||||
| 
Использование развёрнутых фраз   при диалоге | ||||||
| 
Пересказ текста без пропусков   перестановок частей | ||||||
| 
Рассказ по картинке с установлением   смысла сюжета | ||||||
| 
Рассказывание на темы из собственной   жизни | ||||||
| 
Описание  игрушки | ||||||
| 
Рассказы - рассуждения | ||||||
| 
Звуковой  анализ | ||||||
| 
Выделение  ударных    гласных  из  начала    слова | ||||||
| 
Выделение  ударных     гласных  из  середины    слова | ||||||
| 
Выделение  согласных    из  слова   | ||||||
| 
Определение  первого    звука   в  слове | ||||||
| 
Определение  последнего    звука  в  слове | ||||||
| 
Определение  места    звука  в  слове     | ||||||
| 
Установление  точного    места  звука  в    слове | ||||||
| 
2.ХАРАКТЕРИСТИКА   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
| 
Сомато-сенсорный   гнозис (стереогноз) | ||||||
| 
Определение места   прикосновения на теле  
(глаза закрыты) | ||||||
| 
Узнавание   предмета на ощупь | ||||||
| 
Особенности   зрительного гнозиса | ||||||
| 
Узнавание   предмета в схематичном изображение | ||||||
| 
Выделение в   предмете существенных деталей, частей | ||||||
| 
Умение дорисовывать   предмет | ||||||
| 
Оптико-   пространственный гнозис | ||||||
| 
Знание правой -   левой стороны на своём теле | ||||||
| 
Знание правой -   левой стороны на теле другого человек | ||||||
| 
Складывание   разрезной предметной картинки | ||||||
| 
Ориентация в   помещении, на улице. | ||||||
| 
Цветовой   гнозис | ||||||
| 
Соотношение   объектов по цвету | ||||||
| 
Узнавание и   называние цвета | ||||||
| 
Выделение цвета в   окружающей среде | ||||||
| 
Восприятие   формы | ||||||
| 
Знает, называет   основные геометрические фигуры | ||||||
| 
Выделение   геометрических фигур в рисунке | ||||||
| 
Восприятие   времени | ||||||
| 
Знание частей   суток | ||||||
| 
Знание времён   года | ||||||
| 
Знание дней   недели | ||||||
| 
Пальцевый  гнозис (показ заданного пальца) | ||||||
| 
По образцу | ||||||
| 
3.СОСТОЯНИЕ   МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | ||||||
| 
Движения пальцев   рук точные | ||||||
| 
4.ОСОБЕННОСТИ   ПАМЯТИ | ||||||
| 
Хорошо развита   зрительная память | ||||||
| 
Хорошо развита   слухоречевая память | ||||||
| 
Хорошо развита   ассоциативная память | ||||||
| 
Хорошо развита   словесно-логическая память | ||||||
| 
5.МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ   ОПЕРАЦИИ | ||||||
| 
Категориальное   мышление | ||||||
| 
Классификация  | ||||||
| 
Извлечение   аналогий | ||||||
| 
Исключение | ||||||
| 
Аналитико-синтетическое   мышление | ||||||
| 
Установление   причинно-следственных связей | ||||||
| 
Арифметический   счёт | ||||||
| 
Решение   арифметических задач | ||||||
| 
Понятийное   мышление | ||||||
| 
Понимание   антонимов, синонимов | ||||||
| 
Понимание смысла   пословиц, загадок | ||||||
Использованная литература:
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. / З.Е. Агранович. – С.-Пб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 40 с.
- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каменкова [и др.]. – М.: Русская Речь, 2010. – 70 с.
- Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. / Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2007. – 27 с.
- Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. / Р.И. Лалаева, В.И. Липатова [и др.]. – С-Пб: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 99 с.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. / И.Д. Коненкова. – М.: изд-во Гном и Д, 2003. – 80 с.
- Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Б.П. Пузанова. – М: изд. центр Академия, 1998. – 144 с.
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий