четверг, 4 июня 2015 г.

Игровой массаж. Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

Из опыта работы воспитателя МБДОУ
«Центр развития ребенка –  детский сад № 31 «Крепыш»  Брызгалова О. А.

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых -  всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Для сохранения и укрепления здоровья детей в группе мы используем здоровосберегающие технологии. Мы поставили перед собой следующие задачи:
В нашей группе «Улыбка» оздоровительная работа осуществляется по следующим направлениям:

  • Охрана жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Создание комфортной и доброжелательной психологической атмосферы в группе.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
  • Формировать умения соблюдать правила безопасного поведения и обращения с предметами.
  • Работа с родителями по физическому воспитанию (закаливание, режим дня, безопасность и т.п.)
  • ежедневная утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия (два раза в неделю в зале, и одно на воздухе)
  • музыкально-ритмические занятия (два раза в неделю)
  • занятия плаванием в бассейне
  • физкультминутки, динамические паузы и динамические часы
  • подвижные игры и упражнения на прогулке
  • оздоровительный бег и ходьба
  • пальчикова, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Система эффективного закаливания, с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и возраста детей. При этом используется комплекс процедур:

  • ежедневные оздоровительные прогулки утром и вечером (до -20º)
  • хождение по мокрой и сухой дорожке босиком
  • ходьба босиком (босохождение по массажным коврикам после сна)
  • контрастые воздушные ванные
  • сон без маек.

Кроме традиционных методов закаливания в своей работе использую игровой массаж – интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К. Динейки. Игровой массаж является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приемами может каждый, для этого не нужно иметь особый талант или специальное образование. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и с гигиенической целью. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры с использованием художественного слова, доставляет большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым.
Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, через игровой массаж.
Задачи: 
  1. Приобщить дошкольников к здоровому образу жизни.
  2. Познакомить детей с игровым массажем.
  3. Научить детей дошкольного возраста элементам игрового массажа.


Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использовано в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»
 Организационный момент:
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
Основная часть:
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Заключительный  этап:
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
- Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
- Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
- Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
- Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
- Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
- Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
- Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Подготовительный этап:
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Основная часть:
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Заключительный этап:
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.
С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.


Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
Организационный момент:
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
Основная часть:
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
Заключительный момент:
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
- Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
- Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
- А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
- А потом, а потом
Покрутили козелком.
- Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
- Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
- А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывай-ка»
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» -  мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо.
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз - обмоем кисть руки, Два - с другою повтори. Три - до локтя намочили, Четыре - с другою повторили. Пять - по шее провели, Шесть - смелее по груди. Семь - лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем. Девять - воду отжимай, Десять - сухо вытирай.
«Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.


Использованная литература:
  1. Воротилкина И. М. «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учереждении» -  М: «Энас», 2006
  1. Доскин В.П., Голубева А.Г. «Растим детей здоровыми» - М: «Мозайка-синтез» 2005
  1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошк.возраст) – М: ТЦ Сфера, 2013 г.
  1. Программа «От рождения до школы» -  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова -  3 – е изд., испр. и доп. – М : Мозаика  - Синтез , 2014 - 368с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий