Игры
для детей на развитие творческого воображения
и
логического мышления
(из опыта работы)
Воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 31 « Крепыш»
Попеску Елена
Алексеевна
Каждый из нас хочет, чтобы его ребёнок
вырос умным и творческим человеком. Но обучение дошколят даже таким простым мыслительным операциям,
как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий (например, занятий –
игр), ведь детское мышление еще не способно оперировать абстрактными
категориями. Хочется предложить несколько игр, позволяющих тренировать
логическое мышление, внимание, умение видеть ресурсы решения проблем, в которые можно поиграть как в детском саду,
так и дома.
Игра
"Теремок"
Цель:
тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем
сравнения.
Реквизит:
рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко,
карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру:
напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном
виде.
Ход игры:
1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный
объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по
очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто
часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
-
Тук, тук, кто в теремочке живет?
-
Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
-
А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
-
Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка,
выявить общие признаки и назвать их. После этого гость заходит в теремок, а к
хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в
теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
2-й
вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший
гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные".
И
так, пока все играющие примут участие в "ротации".
3-й
вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно
посещают каждый из теремков.
Примечания:
играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком.
Тогда
ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо
рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее,
если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных
предметов
Игра
"Маша-Растеряша"
Цель:
тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Предшествующий
этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем
дверь? Зачем нож?..
Ввод в игру:
рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все
путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким
Машам-Растеряшам.
Ход
игры: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к
остальным:
-
Ой!
-
Что с тобой?
-
Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет
функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?
Играющие
называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором,
леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за
хороший совет небольшое вознаграждение.2-й вариант: то же, что в 1-м варианте,
но роль Маши-Растеряши
предоставляется
по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей,
чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей
одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда
он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему
по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого
ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своей очереди. Можно не назначать
ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего
роль Маши- Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все
будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен
ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может
оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам
Машей-Растеряшей - ведь известно, что "растеряшесть" заразительна.
Игра
"Красная шапочка"
Цель:
развитие творческого воображения.
Реквизит:
бумага и фломастеры.
Ввод в игру:
напомнить сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная
Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сыграть эпизод в
измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо
предмет, чтобы избежать печальной участи.
Ход игры:
Ведущий
предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы,
стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого
предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку,
связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства
(например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке,
внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной
Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает:
-
Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например,
прозрачная? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы
видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки.
Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например,
выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в
стакан, обвязать его косынкой и спрятаться).
Примечание.
Некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например,
бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно
рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для
детей примеры, как это делать.
Используемая
литература:
Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М.,
"Педагогика", 1989
И.
Н. Мурашковска,
"Педагогика+ТРИЗ" 1997,
Гомель
Комментариев нет:
Отправить комментарий