Предметно-пространственная среда как средство социально-коммуникативного
развития детей дошкольного возраста
(из опыта работы)
(из опыта работы)
Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 31 «Крепыш»
Демина Любовь Валерьевна
«В развитии ребёнка образование и среда
играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая
наследственность лучше всего развивают
потенциальные способности ребёнка».
Масару Ибука
Предметно-пространственная
среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности
ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного
физического, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического
развития дошкольников.
Современный
детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог
организует условия для успешной социализации ребёнка. Это место, где ребёнок
получает опыт эмоционально-практического
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предметно-пространственная среда
создаётся с учётом возрастных возможностей детей и конструируется таким
образом, чтобы ребёнок в течение дня мог
найти для себя увлекательное занятие.
В нашей группе
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в
систему социальных отношений происходит
через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Социально-коммуникативное
развитие ребенка наиболее эффективно осуществляется через игровую деятельность. Для детей
необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором они могли бы
не просто вступать в различные взаимоотношения, но и активно усваивать нормы и правила
общества.
Зона игр для
мальчиков насыщенна различными инструментами, есть «Автомастерская», наборы
солдатиков, трансформеры. Важная роль в развитии игровой деятельности детей
принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики
охотно конструируют из него разного вида транспорт для коллективных игр. Это
может быть большая машина, пароход, поезд.
Крупный
строительный материал требует много места, поэтому мы расположили его в удобном
и доступном для детей месте - на низких полках в стороне от игровой зоны
девочек. Здесь же расставили машины, которые мальчики используют в играх со
строительным материалом.
Играя вместе,
дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению. И не всегда это
проходит гладко и мирно. Неприятные ситуации происходят в любом коллективе, а в
детском намного чаще. И задача нас, как педагогов, научить ребенка правильно из них выходить, не
давать себя в обиду и в тоже время не быть агрессором.
Интересен такой
прием как «Коробочка добрых дел» - это накопление детьми «сердечек» за добрые
дела, сделанные ими в течение недели. Это может быть: помощь товарищу,
воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний. Данный
прием стимулирует детей к выполнению правил поведения, быть вежливыми, трудолюбивыми,
чутко относиться к другим людям.
Ссоры и
конфликты, которые часто происходят в детском коллективе, необходимо обсуждать.
В этом нам помогает дидактический
«Цветик-семицветик».
В повседневной
жизни и в специально организованных занятиях, беседах я работаю над развитием внимания и
сопричастности к партнеру. Учу понимать разные эмоциональные состояния
сверстника по мимике, жестам, позе, воспитываем эмоциональную отзывчивость,
умение сопереживать, сочувствовать.
Для этого мною подобраны и
проводятся с детьми различные игры:
- на развитие коммуникативных способностей;
- на развитие эмоционально-нравственной сферы
- развитие навыков общения у детей дошкольного возраста;
- на преодоление негативных эмоций, гнева, снятия напряжения.
Например, игра “Комплименты”
позволяет развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам, игра
«Солнечные лучики» - снять эмоциональное и физическое напряжение.
В нашей группе
стало уже традицией начинать день с игры «Здравствуй». Эта игра способствует
формированию положительных взаимоотношений между детьми. Дети здороваются
поглаживанием с различными частями тела, потом друг с другом, а потом с новым
днем. Также мы стараемся каждое утро перед завтраком обсудить планы на день.
Дети охотно принимают участие и предлагают свои варианты.
В своей практике
я часто использую и пальчиковые игры. Использование пальчиковых игр
способствует не только развитию речи и развитию мелкой моторики, но и
становлению эмоционально-положительному отношению к сверстнику, формированию
потребности в общении. Пальчиковые игры могут занять всю группу сидящих детей в
ожидании обеда, ужина. Такие игры очень нравятся моим детям и быстро
успокаивают их. В одних играх малыши не контактируют друг с другом, а лишь
повторяют слова за взрослым, в других вступают в контакт. Но в любом случае они
привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют подражание сверстникам,
создают между ними атмосферу близости и общности.
Таким образом,
развивающая предметно-пространственная среда группы вызывает у детей
чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду,
обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой
деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом нам
воспитателям предоставляется возможность для творческой самореализации и
организации образовательного процесса на новом качественном уровне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий