вторник, 4 сентября 2018 г.

«Волонтерство как форма социального взаимодействия в образовательной деятельности»


Яганова Светлана Александровна,
учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 2»,
руководитель ГМО учителей иностранных языков

«Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя»
(Иоганн Вольфганг фон Гёте)

Нелегко привить идеи добровольчества, когда у части населения  существует стереотип, что если человек, занимается честным трудом, на благо обществу и безвозмездно, то, по меньшей мере, он странный или вовсе неудачник.
Создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является сегодня одной из актуальных задач для России.
В 2005 году с целью привлечения внимания государства и общества к развитию волонтерства, а также повышения его престижа и формирования позитивного общественного мнения была учреждена национальная общественная награда в области добровольчества. Правительством РФ была утверждена Концепция содействия развитию добровольческой деятельности и благотворительности в Российской Федерации. В России сегодня насчитывается примерно семь миллионов волонтеров, занятых этой деятельностью систематически.
Кроме того, на государственном уровне, привлечению молодых людей к добровольчеству, придаётся особое значение. Подтверждение тому – учёт с 2015 года волонтёрской (добровольческой) деятельности как одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 839 от 28 июля 2014 г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования» организация высшего образования начисляет баллы за осуществление волонтёрской (добровольческой) деятельности.
Во многих отечественных вузах принято решение насчитывать определенное количество баллов (от 1 до 10) абитуриентам, предоставляющим документы в  добровольческой деятельности.
Касаясь самой дефиниции «волонтерства», необходимо отметить, что волонтерство – понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.
Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX в. в Европе. А в последующие годы волонтерское движение получило еще большее распространение как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. С тех пор оно успело набрать размах и популярность во всем мире.
В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Все более важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность - цель, задачи, формы и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно-нравственных ценностей.
Участие в подобного рода деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности.
Дети и подростки, прошедшие через волонтерские программы и мероприятия социально-педагогического характера, так или иначе, связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся творческими и деятельными. Для них потребность улучшить окружающий мир, стремление помогать и заботиться о тех, кто меньше и слабее, тем, кто остро нуждается в помощи, становиться осознанной необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требуют вознаграждения за свой, порой нелегкий, труд.

В настоящее время развитие добровольчества является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества. А волонтерские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.

Детско-юношеское волонтерство, как эффективная социальная практика, способствует преодолению таких серьезных рисков в подростковой среде, как:
· рост потребительских тенденций;
· распространение социальной пассивности;
· падение трудовой этики, деградация смысла труда («работать, чтобы лучше потреблять»);
· «уход» детей и подростков в виртуальную реальность при отсутствии контроля родителей;
· распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и табакокурения) и асоциального поведения среди детей и подростков;
Сегодня эффективность образования в значительной степени оценивается не только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной эпохе, но и овладением опыта решения реальных практических дел. Для детей открываются возможности выйти в открытый социум, развить навыки общения, приобрести опыт ответственного лидерства. В Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683), Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается о необходимости развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики, как в школах, так и по месту жительства, в создание детских клубов социальной направленности.
На государственном уровне, привлечению молодых людей к добровольчеству, придаётся особое значение. В связи с этим приобретает особую значимость деятельность тех общеобразовательных учреждений, на базе которых создаются или уже функционируют различные волонтёрские организации (объединения). Каждый из видов волонтёрских организаций имеет свою специфику, в соответствии с которой и определяется его наименование: дружина, группа, отряд, центр, движение и т.п. Все волонтёрские объединения, как правило, преследуют общую цель – объединить детей и подростков образовательных организаций для совместного участия в различных видах социально значимой деятельности. Более того, все школьные волонтёрские организации объединяет важная черта – они изначально интегрированы в учебно-воспитательный процесс. С одной стороны, это облегчает решение практических задач духовно-нравственного и культурно-патриотического воспитания школьников, организации их внеучебного времени и досуга. С другой стороны, учащиеся, благодаря своему участию в волонтёрской деятельности, смогут лучше ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Это возможно, в том числе, во время учебного процесса, когда педагог на своих занятиях обращает внимание школьников на социально значимые проблемы и подводит их к идее принять участие в их решении через реализацию проектов, которые они могли бы совместно разработать.
Наиболее предпочтительными для школьников являются такие формы добровольческой деятельности как: пропаганда ценностей здорового образа жизни и массового спорта; спортивная, туристическая и военная подготовка; восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; экологическая защита; организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников; информационное обеспечение; организация свободного времени детей.
Необходимо учитывать и такой важный для волонтёрской организации вопрос, как построение имиджа волонтёрской организации. Для успешного осуществления деятельности по указанным направлениям волонтёрская организация должна разработать свой оригинальный имидж – представление, «портрет», который должен ясно свидетельствовать о целях и задачах волонтёров, отражать характер их деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку.
Имидж добровольческой организации должен включать следующие значимые составляющие:
· миссия деятельности – ожидаемый результат совместных усилий, направленность организации, ее ценностные ориентации, декларируемые принципы;
· общественное мнение – то впечатление, которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызываемые данной деятельностью; бренд – внешние узнаваемые символы и атрибуты деятельности, отражающие ее стиль и характерные особенности;
· внутренняя культура – стиль межличностных отношений, эмоционально-психологический климат, принятые формы взаимоотношений среди участников деятельности;
· организационная культура – взаимоотношения, установившиеся между организаторами и участниками деятельности, степень общей организованности, трудовая дисциплина, порядок и системность в деятельности.
Любая деятельность (в том числе и волонтёрская) определяется личными мотивами конкретного человека – осознанном стремлении к достижению цели, которая наделена особым смыслом и требует создания определенных условий для её реализации. Основными мотивами занятия добровольчеством являются:
1) Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важную роль в поддержании данной мотивации играет осознание человеком собственного внутреннего потенциала, определение личной миссии, выбор жизненного пути.
2) Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить поддержку своей деятельности со стороны окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации – потребность человека в высокой оценке со стороны  
окружающих. Такая оценка помогает правильно поставить перед собой цели и задачи собственной деятельности, выбрать верное направление личностного роста.
3) Самовыражение и самоопределение. В подростковом и юношеском возрасте человеку очень важно проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе значимую роль – основа данной мотивации.
4) Профессиональное ориентирование. Волонтёрская деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.
5) Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. Среди них – умение работать с компьютером, с различными видами техники, опыт межличностного взаимодействия.
Особо следует выделить следующие социальные навыки:
ü развитие коммуникативных способностей;
ü опыт ответственного взаимодействия;
ü лидерские навыки;
ü исполнительская дисциплина;
ü защита и отстаивание прав и интересов;
ü инициативность.
Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом – одна из насущных потребностей современного человека.
6) Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку друзей. Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольчество должно предоставлять людям возможность совместного взаимодействия.
7) Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Волонтёрство дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.
8) Выполнение общественного и религиозного долга. Добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
9) Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности.
Разработка и внедрение социальных проектов в школьной среде, в свою очередь, становится мощным стимулом социальной рекламы философии волонтерства.
Как уже рассматривалось в предыдущем разделе, одним из наиболее существенных способов мотивирования волонтёров является организация участия волонтёров в обучающих тренингах и курсах. Это не только способствует их личностному росту, но и позволяет приобрести специальные социально-психологические компетенции, необходимые для их дальнейшей деятельности в волонтёрской организации. Существует множество интересных методов обучения волонтёров школьников:
ü тренинг – систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга;
ü кейс-метод или метод ситуаций – техника обучения, использующая описание реальных социальных ситуаций.  Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них;
ü деловая игра – способ определения оптимального решения различных задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников;
ü инструктирование – мягкий способ организационного воздействия, заключающийся в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий человека, в предостережении от возможных ошибок и т.д. Обычно инструктирование принимает форму консультационной, информационной и методической помощи человеку, направленной на защиту его прав и свобод;
ü рабочий инструктаж – практика обучения на рабочем месте, включающая выбор и подготовку преподавателя и обучающегося к прохождению обучения; объяснение и демонстрация процесса преподавателем; закрепление знаний на рабочем месте.
ü Положительный опыт реализации добровольческих проектов в МБОУ «Гимназия № 2» реализуется через большое количество мероприятий, проводимых в образовательной организации и за ее пределами.
Большой вклад в развитие волонтерской деятельности вносит Екатерина Дмитриевна Минюк, руководитель методического объединения воспитателей Гимназии. Благодаря ей учащиеся Гимназии вовлечены в различные социальные мероприятия.  Интересным был опыт участия во Всероссийской акции «Читай, страна». В ходе проведения этой акции волонтеры посещали детский сад «Крепыш», социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и вслух читали воспитанникам сказки Александра Сергеевича Пушкина, прививая любовь к русской литературе и чтению. Также под руководством Екатерины Дмитриевны Минюк волонтеры участвуют в проведении «Родительской мозаики», приобретая ценный опыт общения с представителями разных поколений.
Волонтеры оказывают помощь и при проведении такого значимого мероприятия Гимназии как военно-патриотическая игра «Призывник». Под руководством Натальи Константиновны Данченковой учащиеся организуют работу станций игры, проводят консультации для ее участников.
Особое значение в образовательной деятельности Гимназии имеют такие традиционные мероприятия как «Лингвистический калейдоскоп», «Экспресс-экзамен по английскому языку», Фестиваль «Поэзия без границ», организуемые Светланой Александровной Ягановой, руководителем лингвистической кафедры.

К проведению этих мероприятий привлекаются учащиеся 8 – 11 классов. В 2018/2019 учебном году в рамках сотрудничества с Сыктывкарским государственным университетом имени Питирима Сорокина планируется приезд студентов – волонтеров для участия в «Лингвистическом калейдоскопе» и  проведении тренингов в Школе волонтерства для учащихся Гимназии.

Современное общество предъявляет более высокие требования к образованию личности, к овладению ею новыми компетенциями и профессиональным опытом. Чрезвычайно актуальной в этой связи является такая организация процесса обучения и воспитания, которая мотивирует детей к получению новых знаний, умений и навыков, обеспечивает способность выпускника школы активно включаться в общественные и экономические процессы, чтобы наши молодые люди не оказались «лишними» в собственной стране.
С 1985 г. 5 декабря волонтеры всего стран мира отмечают международный день добровольцев, учрежденный ООН.
Кофи Аннан, бывший генеральный секретарь ООН так отзывался о волонтерстве: «В сердце волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше».

Комментариев нет:

Отправить комментарий