среда, 1 февраля 2012 г.

Методическая разработка урока


Методическая разработка урока.
Урок-практикум по литературе в 5 классе на тему «Загадки»

Загадка – произведение устной народной словесности. Но самое интересное в ней то, что - это игра на сообразительность.

Таким образом, загадки – вещь исключительно полезная: они развивают логическое и образное мышление; приобщают детей к народному творчеству;  расширяют и обогащают лексикон.
 Разновидности загадок даны в учебнике Кутузова А.Г. 
«В мире литературы. 5 класс»

Загадки, построенные на сравнении одного предмета с другим:
«Не лает, не кусает, а в дом не пускает» (собака-замок).

Загадки, построенные на игре слов:
«На каких полях трава не растет?»
Шуточные загадки:
  «Что делал слон, когда пришел на поле он?»
Загадка-притча (в них спрятана и отгадка, и жизненная мудрость):
«Утром на четырех ногах, в полдень на двух, под вечер на трех»
(ребенок, взрослый, старик)
Логические загадки (напрягают математические способности):
 «У семи братьев по сестре. Сколько всего братьев и сестер?»

Дети обычно любят отгадывать загадки. А вот придумывать самостоятельно не умеют.
В учебниках обычно в обобщенном виде представлена технология составления загадок, например, так:
  1. Вместо одного предмета называется другой: Конь стальной, хвост льняной (игла и нитка).
  1. Называются признаки предмета:  Два конца, два кольца, в середине гвоздик (ножницы). (какой он?)
  1. Называются действия предмета: Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
 Задача данного урока – творческая: на основе наблюдения за текстами народной загадки научить детей создавать собственные.
Ход урока.

Актуализация знаний.

Чтение статьи учебника А.Г. Кутузова «В мире литературы», стр. 18 и выбор ответа на вопрос
-        В чем особенности жанра загадки?
(Загадка – произведение устной народной словесности. Это иносказание,  где описывается один предмет, а подразумевается другой.)
Можно попросить детей вспомнить известные им загадки.
Серебряные нити сшивают землю и небо (дождь).
С земли ребенок поднимет, через забор и силач не перекинет (пушинка.)
Пришли воры, людей забрали, а дом в окошки ушел (рыбаки, рыба, сеть).

-        Почему, на ваш взгляд, люди загадывали друг другу загадки?
С земли ребенок поднимет, через забор и силач не перекинет (пушинка.)
Пришли воры, людей забрали, а дом в окошки ушел (рыбаки, рыба, сеть).
(Чтобы проверить умен или глуп человек, насколько он сообразителен)

-        Понятно, что и придумать загадку мог человек наблюдательный и умный.
Загадка хитра, а мы еще хитрее. Разгадаем ее секреты?


Практическая часть урока.

 Как пишутся загадки?
  1. Придумай многозначное слово (если дети затрудняются в понимании термина, привести пример)
кисть                   коса
язык                     лук
рука                     мир и т. д.

Объясни значение этого слова:(Коса – украшение из волос. Коса – орудие труда).
А теперь составь с ним вопрос – загадку, например: Какой косой голову не украсишь? Получилась шуточная загадка.

  1. Простейшая загадка составляется с помощью сравнений. Для того, чтобы ее составить, нужно быть очень наблюдательным. Предложим детям поработать в таблице.

Порядок действий таков:

·         Выбираем слово, которое хотим спрятать (оно будет ответом к загадке) и запишем его в 1 столбик таблицы. Это должно быть существительное.
Слово-тайна (предмет)
Какой это предмет?
(по цвету, форме и т.д.)
Что он может делать?

звезда




·         Во втором столбике записываем его характерные признаки (прилагательные, причастия)
Слово-тайна (предмет)
Какой это предмет?
(по цвету, форме и т.д.)
Что он может делать?

звезда
Далекая, блестящая, яркая и т.д.



·              В третьем столбике – ответ на вопрос: что этот предмет может делать?
Слово-тайна (предмет)
Какой это предмет?
(по цвету, форме и т.д.)
Что он может делать?

звезда
Далекая, блестящая, яркая и т.д.
Светит


·              Находим предметы или явления, обладающие одним из этих признаков.
(Яркой может быть лампочка, падать может снег).
Запишем эти слова в 4 графу таблицы
Слово-тайна
(предмет)
Какой это предмет?
(по цвету, форме и т.д.)
Что он может делать?

звезда
Далекая, блестящая, яркая и т.д.
Светит
Радуга (яркая)
Солнце (светит)

Объединяем слова  2 столбика со словами 3 и 4 с помощью связок «но не…» «да не…»

·         Наша загадка готова:
 Яркая – но не радуга,
Светит – но не солнце.

Сравните свой результат с народной  загадкой:

Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед,
От рогатого берут,
И живулькам  дают.  (Молоко)

Получилась загадка на основе сравнения.

В качестве самостоятельной практической работы «Проба пера» можно предложить ученикам самостоятельно поупражняться в составлении загадок.


О.Н. Шарапова,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 1 г. Инты».

Комментариев нет:

Отправить комментарий