четверг, 19 января 2012 г.

Применение инновационных технологий в работе логопеда

Применение инновационных технологий 
в работе логопеда

Учитель-логопед МБДОУ 
«ЦРР- детский сад 31 «Крепыш»
Гусейнова С.А.
В настоящее время  в процессе логопедической практики, все чаще встречаются дети со стертой формой дизартрии, у которых, кроме ведущих нарушений фонетической стороны речи, отмечается несформированность связной речи. Самостоятельная связная контекстная речь этих детей является несовершенной. У них недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают трудности в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной монологической речи – важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития творческого мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Эти умения и навыки, как при нормальном, так и особенно при нарушенном речевом развитии необходимо формировать специально.
В течение пяти лет успешно использую в работе с дошкольниками технологии формирования связного монологического высказывания: мнемотехника, синквейн, компьютерные  технологии.
Мнемотехника – это система различных методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. В качестве дидактического материала используются мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления, развитие монологической формы речи.
Синквейн – пятистрочное нерифмованное стихотворение, которое составляется по заданному алгоритму.
Правила составления синквейна:
1. первая строка- одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2. вторая строка- два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3. третья строка- три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4. четвертая строка- фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5. пятая строка- слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Пример синквейна:
Дождь.
Грибной, летний.
Льет, капает, стучит.
Я люблю гулять под дождем.
Лужи, тучи, вода.
Это мини-сочинение, где сконцентрированы знания, чувства и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиции, взгляд на то или событие, предмет.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» разработана специалистами для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Она предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре блока «Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика». Программа предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.
Применение инновационных технологий позволило сделать занятия интересными и по-настоящему современными, осуществлять индивидуализацию обучения. Дошкольник быстрее и лучше запоминает информацию, учится самостоятельно составлять рассказы, пересказывать тексты, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность - игру. Мотивация детей к таким занятиям позволяет повысить результативность логопедических занятий, сокращает сроки коррекции сопутствующих речевых недостатков при стертой форме дизартрии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий