четверг, 1 марта 2018 г.

Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ


Котельникова Светлана Альбертовна
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР-д/с №31 «Крепыш»
Творческая работа в современном ДОУ   требует  от музыкального руководителя использования  современных педагогических  технологий, направленных на усвоение детьми образовательных программ в условиях реализации ФГОС, позволяющих добиться раскрытия и развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Существует множество  инновационных  технологий в образовании.  Остановимся  на технологии проблемно-развивающего обучения, а также информационно-коммуникационной технологии.
Заинтересованность ребенка, его любознательность и инициативность – очевидные показатели того, что идет процесс развития, а не просто «натаскивание» на определенные знания.
В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.

Технология проблемно - развивающего обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемного обучения:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия:
«Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?»
«Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения.
На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Эту технологию я широко использую в игре на детских музыкальных инструментах.
Образовательная деятельность по  « Элементарному музицированию с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой» строится на основе познавательно-поисковой деятельности.
Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.
(Например: « Надо сочинить музыкальную сказку с помощью музыкальных инструментов.  «Колобок», «Теремок» и т.д.)
Затем выстраивается цепочка вопросов и  заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.
Виды вопросов:
Вопросы на возможность выбора.
-С помощью каких инструментов можно передать образы героев сказки?
( Медведя, Зайца, Лисы и т.д.) 
-Какие жанры музыки можно использовать в передаче образов (марш, танец, песня)
Вопросы на установление сходства и различия
-Какие инструменты можно объединить в одну группу: ударные (барабаны, кубики, ложки) , мелодические (металлофоны, ксилофоны, пианино и т.д.), духовые (дудочки, свистульки)
-К какому жанру можно отнести и вальс, и польку, и плясовую? ( «Танец»)
Вопросы, требующие осознания способа действия
-«Угадай, кого изобразил ребёнок в музыке, с помощью каких средств?
 Как ты узнал, как догадался?»
Вопросы на установление причинно-следственных связей
-Как с помощью музыки можно несколько образов сразу?
Что будет если объединить все инструменты? (Даются понятия СОЛО, ОРКЕСТР)
Вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа
-С помощью какого инструмента можно показать как катится колобок?
Вопросы, в которых, сталкиваются противоречия
-Можно ли медведя изобразить с помощью колокольчика?
Проблемная ситуация
 нас поломались маракасы, как быть? Чем заменить?  Дети догадываются сделать самодельные инструменты ( баночка с сыпучим материалом) .
Вопросы-шутки
-Прав ли Незнайка? ( «Вопросы-Перепуталки» Незнайка перепутал и изобразил «зайца» с помощью низкого регистра и т.д.)
На одном из занятий можно провести опыт
«Почему и откуда возникает звук?»
Сравнить волны на воде от броска камушка со звуковыми волнами от звона по стеклу стакана, когда образуются невидимые воздушные волны, которые расходятся в разные стороны и постепенно исчезают, звуки затихают.
Или сравнить тоненький, короткий «Дзинь» с  «толстым», низким, протяжным звуком от толстой струны (гитары).

Условия проведения занятий поискового характера:
-создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- проведение элементарных опытов;
-ответы жестами и мимикой, ответы шепотом (на ухо педагогу);
-работа по индивидуальным карточкам;
-работа в парах (учитель-ученик);
-проверка задания друг у друга;
-поиск ошибок у педагога;
-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку,
при помощи передачи «волшебного предмета»;
-задания на время: «Выбрать ритмический рисунок для каждого образа»;
-модуляции голосом педагога.
От простого к сложному. Следует начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания.
Обязательно говорить о предстоящей перспективе:
-Вы научитесь сочинять музыкальные сказки самостоятельно.
-К следующему занятию  придумайте свою сказку.

Желательно провести анализ занятия (Рефлексия занятия)
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?
-Что вам показалось трудным?
-Что интересного вы узнали?
-Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?
-О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед»
Евгений Доманский
Информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов современного образования.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. 
         Очень важно, чтобы музыкальные руководители умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ  в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы. 
   Перед педагогом детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы:
·        лучше воспринимается материал,
·        возрастает заинтересованность, мотивация,
·        развивается интерес ребёнка к самостоятельному выполнению заданий,
·        осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей,
Пакет Microsoft Office оказывает помощь в создании текстов, таблиц, в ведении всей документации педагога, а также в обработке и хранении музыкального материала.
Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный, а также помогает при подготовке выступлений, докладов, отчётов в текстовой форме и в виде презентаций.
Использование информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
В своей педагогической деятельности в нынешнее время я не представляю себе работу по музыкальному воспитанию детей без компьютера, без Интернета, без цифровых технологий.
Использование компьютера – это дополнительная  учебная и музыкальная информация, разнообразный иллюстративный (статический и динамический видеоматериал), это  мощное средство повышения эффективности обучения, усилением мотивации дошкольника, его занимательного интереса.
Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал. Мультимедийные технологии
характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
ИКТ я использую во  всех видах музыкальной  деятельности: слушании, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомство с новой темой сопровождается показом слайдов, видеофрагментом, фотографий.
Слушая музыку, мы используем репродукции картин художников, а также портреты композиторов. Мы даже «посещаем» театры, концерты.
Восприятие музыки осуществляется не только не только живым звучанием (фортепиано, детских музыкальных инструментов), но и с помощью цифровых технологий: синтезатора, CD (компакт-дисков), видеодисков.
В обучении нотной грамоты  демонстрируем графический материал    
(модели, схемы, нотный стан, ноты, ритмический рисунок).
Обучая детей игре на детских музыкальных инструментах, также использую презентации для лучшего понимания ритма, оркестровки и в целом сохраняя заинтересованность детей и желание играть с удовольствием.
Создание различных проектов в ДОУ (День Победы, День Матери, Рождество, Новый год и др.) не обходятся без использования ИКТ, это касается и оформления, и костюмов, и презентаций, и музыки, и видеоматериалов, и презентации ).
Хочется отметить, что в создании праздников, всех мероприятий с нашем ДОУ принимает активное участие весь педагогический коллектив.
Грандиозным проектом нашего ДОУ стал «Мисс Мама 2017», который был проведён 24 ноября 2017 года. Стараниями воспитателя Исаевой Светланы Евгеньевны было представлено красочное оформление зала. Музыкальные руководители Тыщенко Наталья Вагифовна, Котельникова Светлана Альбертовна и хореограф Людмила Николаевна Стень подготовили  интересные праздничные музыкальные номера. Было представлено много презентаций родителей, показаны творческие таланты, интеллектуальные способности родителей и детей. Праздник прошёл в прекрасной творческой атмосфере. Было много объёмных домашних заданий для родителей и детей, которые успешно с ними справились.










При создании проектов – музыкальных  сказок «Дюймовочка», «Снежная королева» мы использовали Интернет, как источник информации, как помощь  в подготовке сценария, в подборе музыки для сказки, а также в создании костюмов.
 С помощью технического средства обучения - видеопроектора мы с детьми смотрели мультфильм «Дюймовочка», « Снежная королева» (нашли его опять же в Интернете), слушали музыку, песни к сказке и т.д.





Компьютерные технологии, презентации, постоянно сопровождают все мероприятия в ДОУ утренники, концерты,  педсоветы, творческие вечера, занятия и т.д.  В нашем ДОУ есть свой сайт, где отражены новости сада и вся необходимая родителям информация.
Таким образом, использование инновационных технологий играет важную роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагогов, охватывает все этапы  музыкальной деятельности.


Литература:
1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.
2. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.
3. Радынова О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель»2005.-№1.- с.3
4. Тарасова К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010.-№1.- с.10

Комментариев нет:

Отправить комментарий