четверг, 1 марта 2018 г.

Использование средств музыкальной и театральной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей


                              Тыщенко Наталья Вагифовна
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР - детский сад №31 «Крепыш»
(из опыта работы)


Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок, творчества,
воображения, фантазий, а без этого он
засушенный цветок.
В.Сухомлинский



В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов  нового федерального закона об образовании в Российской Федерации, дошкольное образование вошло в состав общего образования. В период дошкольного детства мы готовим детей к систематическому образованию в школе. Очень важно к этому времени сформировать у детей чувство успешности, активности, самосовершенствования, инициативности.
       Сегодня, в век научно-технического прогресса и всеобщей компьютеризации, все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во мно­гом зависят от количества творчески развитых личностей, от их способности осуществлять быстрое развитие  науки, техники, производства. Человек с творческим типом мыш­ления быстрее адаптируется к различным условиям жиз­ни, находит нестандартные решения любых возникаю­щих проблем.
Но не только общество ока­зывает воздействие на личность, но и творчески развитые личности составляют основу общества. Поэтому, создавая условия для наиболее полной творческой реализации ка­ждого человека, мы обеспечим процветание общества в целом.
Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусст­во по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование че­ловеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Музыкальная и театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи в этом направлении. Эти виды деятельности являются неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет и психотерапевтическую функцию.
В  педагогическом процессе я  широко использую разные виды музыкальной деятельности.
Одним из видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Применение разнообразных методов и приемов помогающих понять содержание музыкального образа.
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство посредством пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных и шумовых инструментах, что предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней. В процессе игры на музыкальных инструментах, дети открывают для себя  мир музыкальных звуков, различают  звучание разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. 
науки, техники, производства. Человек с творческим типом мыш­ления быстрее адаптируется к различным условиям жиз­ни, находит нестандартные решения любых возникаю­щих проблем.
Но не только общество ока­зывает воздействие на личность, но и творчески развитые личности составляют основу общества. Поэтому, создавая условия для наиболее полной творческой реализации ка­ждого человека, мы обеспечим процветание общества в целом.
Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусст­во по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование че­ловеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Музыкальная и театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи в этом направлении. Эти виды деятельности являются неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет и психотерапевтическую функцию.
В  педагогическом процессе я  широко использую разные виды музыкальной деятельности.
Одним из видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Применение разнообразных методов и приемов помогающих понять содержание музыкального образа.
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство посредством пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных и шумовых инструментах, что предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней. В процессе игры на музыкальных инструментах, дети открывают для себя  мир музыкальных звуков, различают  звучание разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.
Обучение начинается с раннего возраста, группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. На первоначальном этапе главное поддержать радостное настроение при встрече ребенка с музыкой. Со среднего дошкольного возраста вводятся инструменты, имеющие звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон.
Музыкальные движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они способствуют развитию музыкальной восприимчивости и развитию творческих способностей детей.

Следующий вид деятельности детское музыкальное творчество.

В дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальные его проявления, умение находить выразительные  движения, голоса, мимики для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
Большое значение для активизации творческих представлений имеет использование интеграции искусств. И. С. Бах отмечал, что «искусство в себе - не живопись, не поэзия не музыка, но творчество, в котором они все объединены».
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку.
Занятия театральной деятельностью помогают развить ин­тересы и способности ребенка; способствуют общему разви­тию; проявлению любознательности, стремления к позна­нию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчиво­сти, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия теат­ральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует фор­мированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изоб­ретательность, способность к импровизации. Занятия теат­ральной деятельностью и частые выступления на сцене пе­ред зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повы­шению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помога­ет ему продемонстрировать товарищам свою позицию, уме­ния, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершен­ствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать  пластические возможности дви­жений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребя­там с большим интересом и легкостью погружаться в мир фан­тазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учат­ся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Театральная деятельность позволяет развить природные способности детей и выявить среди них более одарённых, причем не только непосредственно к театральной деятельности, но и к другим сферам обучения.
Поэтому  широко использую театральную деятельность в работе с детьми. В нашем саду созданы благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей одарённых детей. Практически в ходе каждого утренника мы делаем постановку музыкальных сказок.

В работе принимают активное участие как воспитатели, так и родители. Такая совместная творческая деятельность расширяет круг общения, создаёт полноценную среду развития, помогает каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества. А родители получают возможность глубже понять и приобщиться к совместному процессу художественно – эстетического развития детей, их социализации.
Занятия театрализацией я провожу по подгруппам, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от содержания занятия. Такая индивидуальная работа с более одарёнными детьми позволяет полнее раскрыть их творческий потенциал, а так же помочь раскрыться более за жатым детям. Такие занятия дают детям возможность импровизировать, раскрываться. Ведь ребенок чрезвычайно пытлив и любо­знателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (неза­висим), изобретателен в играх; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме;  способен придумать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх..
У некоторых детей существуют проблемы, которые мешают им в общении со сверстниками.  Одна из них — стремление прервать собеседника.  Некоторые дети, обладая наблюдательностью и развитым вооб­ражением, могут быть крайне невнимательными на занятиях. Часто обладая острым слухом, они имеют сла­бую слуховую память и не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.
Кто-то всегда стремится быть пра­вым. Все это успешно помогает решать театрализация в том числе.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица определенного  персонажа. А стеснительным  детям  преодолеть страх перед публикой.
 Немало примеров наших выпускников, которые не говорили вообще, были зажаты, отказывались вставать со стульчиков. Но в ходе занятий посредством музыкальной и театральной деятельности дети раскрывались настолько, что могли  с большим успехом выступать на утренниках и развлечениях и на большой сцене Городского дома культуры.


Таким образом, средства театральной и музыкальной деятельности  помогают всесторонне развивать ребёнка, сформировать у детей чувство успешности, активности, самосовершенствования, инициативности помогает решать все задачи художественно-эстетического воспитания ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий