четверг, 1 марта 2018 г.

Развитие логического мышления и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста


Кибиткина Елена Владимировна, воспитатель
 МБДОУ «Центр развития ребенка -
 детский сад №31 «Крепыш»

Детство - самая счастливая пора жизни человека. Период дошкольного детства относительно всей жизни недолгий, но очень насыщен познанием, потоком информации, которая обрушивается на маленького человека. Ребенок дошкольного возраста довольно  активен и любознателен. В этом возрасте он желает знать все,  следовательно, мучает своими вопросами взрослых, пытаясь, многое узнать и понять. И наша задача  взрослых (педагогов, родителей)  помочь ребенку  создать все возможные  условия для формирования у него стремления узнать новое. На многие вопросы ребенок находит ответ, идя путем проб и ошибок. Порой нетактичность взрослого может затормозить мыслительную активность ребенка, которая имеет поистине бесценное значение для его развития. Поэтому основные наши усилия, как педагогов, должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений, необходимо научить ребенка логически мыслить.                                                                               
Мышление невозможно без речи, они тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.  С развитием самостоятельности мышления у дошкольника развивается речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного, что является главным условием обучения в школе.
Словесно-логическое мышление - одно из трех видов мышления. Развитию логического мышления способствует  использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, что вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у ребенка формируются важные качества личности - самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатываются усидчивость, развиваются конструктивные умения, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их.
В своей работе по развитию логического мышления у дошкольников  мы используем разнообразный занимательный материал - это и развлечения, задачки - шутки, загадки, пословицы, считалки,  игры  типа «Танграм», «Волшебный круг»,  ребусы и  головоломки. Очень полезны задания с  применением схем, например: «Где спряталась матрешка?», «Найди по плану», «Построй дом по схеме». Весь этот материал интересен по содержанию, занимателен по форме, отличается необычностью решения, парадоксальностью результата.
А так как, игра – является ведущей деятельностью дошкольника, то и познавательное развитие  должно носить занимательный характер. Используя  игры: «Съедобное - несъедобное?», «Летает - не летает?», и др. мы способствуем формированию внимания ребенка, учим выделять существенные признаки предметов. А игрой «Придумай сам» учим ребенка придумывать самостоятельно небылицы, включать их в свой рассказ. Упражнением  «Собери фигуру» учим анализировать элементарную схему предмета. С помощью игры «Волшебный клад» закрепляем пространственную ориентировку. Упражнением «Как расположены фигуры» упражняем в анализе групп фигур, установлении закономерностей. Все эти и другие игры помогают  развитию у детей способности к проведению простейших обобщений и умений, учат детей обосновывать свои ответы, правильно строить умозаключения, наблюдать, сравнивать, замечать общее в различном, отмечать главное.
         Дети  подготовительной группы уже сами составляют загадки описания. Но более сложной работой является понимание пословиц и поговорок. Спросить, почему так говорят, например, «по Сеньке шапка». Дети, конечно, затрудняются с ответом, тогда можно для понимания внести две шапки: одну потрепанную, другую чистую, красивую, аккуратную - и на наглядном примере рассказать истории про мальчиков, которых звали одинаково - СЕНЬКА. Или использовать другой вариант по осмыслению пословиц, поговорок. Можно предложить 2-3 варианта объяснений, из которых дети должны выбрать подходящий, и объяснить, почему гак считают. Эту работу мы проводим в любой отрезок режима. Например, на прогулке: собрав кучу листьев и веток – предлагаем  послушать и запомнить пословицы и поговорки, например, такие:, «Птицу узнают в полете, а человека в работе»«Труд человека кормит, а лень портит», «Без хорошего труда нет плода», «От труда здоровеют, а от лени болеют»,  и т. д. А во время обеда можно вспомнить такие пословицы и поговорки: «Щи да каша – матушка наша», «Поработаешь до поту, поешь в охоту», «Тяжко тому жить, кто от работы бежит». Почему так говорят?
С детьми важно заучивать много считалок, шуток, многие из которых направлены на развитие мышления, так как в них содержатся задания, которые очень нравятся детям. Например, складывание цифр в считалке весело и интересно, потому что яркие образы, ритмическое звучание стиха облегчает счет: «Раз, два, три, четыре! Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка. Мой щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять! Всех начну  считать опять!», «Я решил ворон считать: раз, два, три, четыре, пять, шесть – ворона на столбе, семь – ворона на трубе, восемь –  села на плакат, девять – кормит воронят… Ну, а десять – это галка.  Вот и кончилась считалка!» (А Усачев) и др.
В работе с детьми по развитию логического мышления целесообразно использовать задачи-шутки, которые помогают разнообразить и оживить занятия, например: «Жили - были 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько братьев и сестер в семье? (8 человек); «У животного две правые ноги и две левые, две передние и две задние. Сколько ног у животного? (четыре); « В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (три ромашки);    и др.
Такие задачки-шутки способствуют развитию внимания и сообразительности, предостерегают ребенка от поспешности ответов и необоснованных выводов. Эти задачки побуждают ребенка рассуждать, мыслить, находить ответ, используя ранее полученные знания. Пытаясь думать, рассуждать, приводя различные доводы и опровергая самого себя, нащупывая правильный путь рассуждения, ребенок развивает свое логическое мышление. Задачи и головоломки, ребусы составлены на основе законов мышления, особое их значение - в сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачки-смекалки интересны своей занимательностью. Результат решения - догадка, которая свидетельствует о развитии смекалки. Смекалка - особый вид проявления творчества, нахождения способа решения, она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений.
 Игры слов и звучаний развивают у детей внимание, сообразительность и мышление.  («На березу села галка, две коровы, воробей, три собаки, соловей. Сколько птиц, посчитай скорей?» (3.)   У ребенка, когда он создает в своем воображении яркие образы считалки, шутки, прослеживает эмоционально насыщенный сюжет, развивается мышление, образная память, он учится управлять воображением, он создает свой ни на что не похожий мир, что является основой логического мышления, фантазии. В богатой образами считалке, загадке или шутке рассказывается целая история, и это очень полезно использовать в работе по данной проблеме. 
Например: «Слышал даже иностранец – всех в лесу хитрее …»(лиса).
«Кто взлетит с цветка вот- вот? Разноцветный … (мотылек).
«Шагает голову задрав, двугорбый молодой … (верблюд), и др.            
Прослушав считалку или потешку,  детям задаются вопросы по содержанию, например: «Как вы думаете, когда происходит действие или событие? А что же будет с героями дальше? А где они живут? Как вы думаете, кто их друзья и враги? Какие волшебные предметы могут преодолеть препятствия? Какие герои могут им помочь, а какие помешать?». Дети фантазируют в такой игре. В другой игре, где, например, нужно сочинить сказку, можно прочитать такую считалку:    
«Плыл по морю чемодан, в чемодане был диван, а в диване спрятан слон, кто не верит – выйди вон!».
 Или:  «Зайчишка-трусишка, по полю бежал, в огород забежал, капусту нашел, сидит, грызет, и хозяин идет...»
С помощью таких четверостиший дети охотно сочиняют сказки, при этом развивая   мышление и речь.  Так же можно использовать игру «Отвечай быстро»:
Вкусный, алый, сочный... (арбуз).
Рыжая, маленькая, шустрая… (белка).
Серый, зубастый, голодный, злой… (волк), и др.
 Для развития речи мы используем различные игры, такие как  «Где буква, а где цифра», «Прочти слово по первой букве».  Разнообразные игры не только помогают приобрести навыки счета, письма, развивать фонематический слух и речь, но и способствуют развитию логического мышления, творческих задатков, они учат детей думать,  развивают такие качества личности, как самостоятельность,  настойчивость,  целеустремленность, а выполнение практических действий с использованием логических игр вырабатывает у детей умения воспринимать познавательные задачи, находить новые способы решения, а это, в свою очередь, ведет к проявлению творчества - придумыванию новых вариантов логических задач.  Играя, дети начинают осознавать, что в каждой игре заключена какая - то хитрость, выдумка, забава, найти и разгадать ее невозможно без сосредоточенности и напряженного обдумывания,  а занимательный материал не только развлекает детей, но и дает возможность им отдохнуть, а также заставляет задуматься, стимулирует развитие нестандартного мышления.
Вся работа по развитию логического мышления - это длинная интеллектуальная лестница, чем выше поднимаешься, тем больше усилий прилагаешь, тем больше удовлетворения в душе. Важно не погасить желание ребенка двигаться дальше, а для этого его надо заинтересовать, поощрять, вовремя помочь, зная о том, что логическое мышление полностью формируется в подростковом возрасте, а росточки его мы должны заложить в дошкольном возрасте.

Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика – синтез, 2016 г.
2. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010. -102с.
3. Развитие логического мышления детей: пособие для воспитателей/ Л. Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: ТОО ГРИНГО, 2005.-140с.
4. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2006. -144 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий