понедельник, 30 марта 2015 г.

Знакомство с традицией изготовления куколок-оберегов на Руси детей средней группы

Знакомство с традицией изготовления 
куколок-оберегов на Руси детей средней группы

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 31 «Крепыш»
Воспитатель: Терентьева Елена Геннадьевна



Актуальность работы: 2015 год в Республике Коми объявлен Годом патриотизма. В настоящее время очевидна необходимость восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Национальная культура становится первым шагом в освоении ребёнком богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих духовных ценностей.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как играли с куклой и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить традиции своего народа.

ЦЕЛЬ:
Для себя я поставила цель познакомить детей с тряпичной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из лоскутков.
ЗАДАЧИ:
1.      Воспитывающие задачи: воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину.
2. Обучающие задачи: Познакомить с историей, традициями, бытом и культурными ценностями на Руси. Научить мастерить традиционную тряпичную куклу-оберег бесшовным способом, разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Активизировать словарь детей (оберег, кукла-берегиня, пеленашка,  безликая).
3.    Развивающие задачи: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука».
НАГЛЯДНОСТЬ: 
Мультимедийная презентация, альбом «Кукла - загадочный символ России», куклы-обереги, мини-музей «Бабушкин сундук».

Предварительная работа педагога:
1.   Для начала я решила заглянуть вглубь истории и выяснить, откуда появилась кукла на Руси? Изучила материал о народных традициях, об истории   возникновения куклы-оберега.
2.      Создала мини-музей «Бабушкин-сундучок».
3.      Создала альбом «Кукла - загадочный символ России»
4.      Создала коллекцию лоскутков для пеленания кукол и других игрушек при помощи своего коллектива и родителей лоскутков для пеленание кукол и других игрушек.
Форма  работы с детьми.
-  Проведение беседы о старинных детских игрушках   «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».
-  Рассматривание в совместной и индивидуальной деятельности  альбома с иллюстрациями народных кукол и беседа по ним: «Кукла - загадочный символ России».
-   Разучивание с детьми потешки « Постой куколка» и русской  народной колыбельной «  Ай, качи-качи..»
-        Словесная игра  «Тихо куколка… » (автор Железнова Е. С).
-        Обследование кукол, составление описательных рассказов.
-        Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию».
-        Итогом моей работы стала НОД: Изготовление куклы «Пеленашки».
Форма работы с родителями.
-        Проведение мастер-класса по изготовлению куколок-кувадок для детей.
-        Совместная выставка работ детей и родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении я задала себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа? », «Чему она научила?»
Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.
Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы  исследовательской деятельности.
Я узнала, что традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.  Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Поэтому народное творчество имеет  широкое значение для патриотического воспитания.
В итоги достигнуто следующее:
-        была изучена история традиционной русской народной куклы-оберега и ее виды;
-        освоена технология изготовления тряпичных кукол;
-  изготовлено методическое пособие: альбом «Кукла - загадочный символ России», мультимедийная презентация;
-        изготовлены образцы кукол;
-        проведен мастер-класс для родителей;
-        создание совместной выставки работ родителей с детьми.

Литература
1. Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги.
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
3. Народное творчество №1, 2004
4. Народное творчество №3, 2008        
5. Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001
6. Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий