понедельник, 15 июня 2015 г.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Ознакомление с миром природы»

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе
«Ознакомление с миром природы» 

Воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 31 «Крепыш» 
Пендечук Татьяна Александровна

Объекты неживой природы.
Цель:
  • Выявление зависимости развития растений от факторов  неживой природы через опыты.

Задачи:
  • развивать способность анализировать наблюдение, делать выводы, подводить к рассуждению
  • развивать умение выделять условия жизни, влияющие на растения;
  • учить классифицировать условия жизни влияющих на растения, с использованием условных обозначений;
  • развивать умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Материал:
  • Картинки с изображением объектов или явлений неживой природы (море, дождь, водопад, восход и заход солнца, ледник, огонь, песок, чернозем, скала);
  • 4 больших листа со схематичным изображением дома на каждом;
  • набор карточек с условным обозначением условий жизни (вода, свет, тепло, почва);
  • 4 горшка с комнатными растениями (Бальзамин) с разными условиями роста.
 Интеграция образовательных областей:
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • социально-коммуникативное развитие
  • физическое развитие
Предварительная работа:
За две недели до занятия воспитатель вместе с детьми рассаживает 4 отростка Бальзамина в разные горшочки;
1 – отросток сажают в плодородную почву, создают благоприятные условия для роста;
2 – отросток сажают в песок, условия те же;
3 – отросток сажают в плодородную почву, но убирают в темное место;
4 – отросток сажают в плодородную почву, но не поливают.
Ход занятия:
Воспитатель зачитывает письмо от деда Зная, в котором он интересуется, знают ли дети, что такое живая и неживая природа. А еще в конверте разные схемы и картинки, которые нужно разложить в домики.
Дети вспоминают и рассказывают, что такое живая и неживая природа. Затем они рассматривают картинки и выполняют задание деда Зная.
Если дети затрудняются, взрослый обсуждает с ними, что изображено на картинках, подводя их к классификации по явлениям и объектам неживой природы:
1 дом – вода (море, водопад);
2 дом – почва (песок, чернозем);
3 дом – тепло (ледник, огонь);
4 дом – свет (восход и заход солнца).
Дети раскладывают картинки к домам.
Затем воспитатель предлагает прочитать письмо, в котором дед Знай спрашивает: как растут цветочки посаженные детьми?
Воспитатель с детьми выставляет на стол 4 горшка с отростками Бальзамина. Далее они рассматривают внешний вид цветов и высказывают свои суждения:
в 1 горшке цветок подрос, появились новые листочки;
во 2 горшке подрос, но значительно меньше, стебелек слабенький (дети делают вывод, что не хватало питательных веществ);
в 3 горшке у цветка листья и стебель значительно светлее и слабее (вывод: мало света);
в 4 - отросток засох (вывод: без воды цветок не растет).
Дети расставляют символы рядом с каждым растением.
Затем взрослый спрашивает о том, что произойдет если вынести горшок с цветком на мороз (замерзнет).
Воспитатель просит повторить детей условия необходимые для роста растений и предлагает придумать специальные знаки для их обозначения. Дети зарисовывают свои варианты и выбирают наиболее удачные. Этими условными знаками обозначают 4 дома (вода, почва, тепло, свет).
Далее воспитатель вместе с детьми обсуждают, что напишут в ответном письме деду Знаю  и говорят о значении факторов неживой природы для жизни растений, животных и человека, приводя примеры из личного опыта.
Занятие заканчивается игрой:
На доске размещаются картинки на которых изображены объекты живой и не живой природы, по правилам игры водящий выходит из комнаты, а остальные дети загадывают какой-либо объект (из размещенных изображений на доске). Войдя обратно в комнату, водящий с помощью вопросов пытается отгадать загаданную детьми картинку. При этом заранее обговаривается порядок вопросов (1. живое – не живое; 2. если живое  - растение или животное; 3. описание внешнего вида, характерных признаков).
Как вариант игры можно использовать вместо вопросов условные обозначения, принятые детьми на этом и предыдущем занятиях. 

            

Комментариев нет:

Отправить комментарий