понедельник, 15 июня 2015 г.

Педагогическая разработка интеллектуально-познавательного досуга "Турнир ораторов"

Педагогическая разработка

интеллектуально-познавательного досуга "Турнир ораторов"

Педагог дополнительного образования
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31 « Крепыш» Жилякова Светлана Анатольевна

Введение
Подготовка детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в дошкольном образовании. Имеется много форм, методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Один из действенных, на наш взгляд, методов - это проведение познавательных (интеллектуальных) досуговых игр. Эти игры основываются на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию дошкольников,  развивают познавательный  интерес к различным областям знаний об окружающем мире, формируют навыки сотрудничества.

В нашем МБДОУ стало замечательной традицией проводить с детьми  подготовительных групп интеллектуально-познавательный досуг - турнир ораторов. В разные годы мы проводили Турниры разной тематической направленности: "Я и моё тело", "Зимние виды спорта", «Инта глазами детей» и др. Каждый раз турнир являлся итоговым мероприятием в проектно-исследовательской деятельности детей.
Турниры ораторов являются одним из ценных средств подготовки детей к систематическому обучению в школе, т.к. способствуют развитию у детей речевых, познавательных и психических процессов. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Эта форма работы интересна ещё и тем, что она позволяет сблизить общей деятельностью членов семьи наших воспитанников, сблизить
педагогов и родителей дошколят в достижении нашей общей воспитательной цели, т.к. здесь имеется возможность раскрыть индивидуальные способности ребенка, при необходимости повысить его самооценку, а также побуждать детей к участию в публичных выступлениях, что пригодится и в школе, и в дальнейшей жизни.

Цель турнира:
формирование практических коммуникативных, риторических умений и навыков у детей cтаршего дошкольного возраста.
Задачи турнира:
  1. Развивать монологическую речь, как один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
  2. Воспитывать коммуникативную культуру ребенка через умение выступать перед аудиторией.
  3. Развивать творческие способности детей.
  4. Способствовать формированию целевых ориентиров и качеств личности воспитанников таких, как любознательность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность в получении знаний.
  5. Вовлечение родителей в активное сотрудничество.
Прогнозируемый результат:
  • Развитие вербальных коммуникативных способностей детей и формирование у них индивидуального стиля общения.
  • Формирование у детей таких психологических качеств личности, как инициативность, любознательность, настойчивость, воля и других индивидуальных качеств и способностей дошкольников.
  • Обогащение и систематизация знаний детей по определенной теме, формирование интереса к изучению определенной проблемы.
Основная часть
Технология проведения турнира ораторов.
Дети совместно с педагогом обсуждают тему турнира. Дети участники турнира выбирают тему выступления. Ребёнок (оратор) совместно с родителями, воспитателями готовят текст выступления, подбирают наглядный материал.
Содержание турнира может отражать конкретную  тему  (моя родословная, спорт, бытовые приборы, комнатные растения, животный мир, планеты Солнечной системы и любую другую).
Ребёнок выходит к специальному импровизированному месту (трибуна) и говорит, используя прием подготовленной речи. Этот прием используется для развития вербальных коммуникативных способностей детей и формированию индивидуального стиля общения.
Жюри определяет критерии состязания: выразительность, художественность речи, умение демонстрировать наглядный материал и др.
Так как необходимо отметить каждого участника, то определяем несколько номинаций. Для   дошкольников  турнир  предполагает выступление ораторов, ограниченное темой, а не временем.
Нельзя забывать о зрителях. Установка на доброжелательность может быть дана правилом: "Нет плохих ораторов, есть плохой слушатель..." или правилом "одного голоса": любой силы голос (громкий или тихий) должен быть слышан в зале один.
Примерное содержание турнира.
  1. Вступительное слово педагога.
  2. Выступления участников: каждый оратор выходит к трибуне.
  3. Рефлексия.
  4. Награждение.
После выступлений всех  участников, жюри подводит итоги  турнира.
При подготовке и проведении турниров необходимо следовать  требованиям:
  1. Обеспечение детям возможности проявлять свои коммуникативные способности, удовлетворять свои потребности в познании окружающей среды.
  2. Вовлечение ребёнка в соревнования с другими детьми.
  3. Предоставление самостоятельности в поиске знаний.
Заключение
Мы считаем, что благодаря разной познавательно-досуговой деятельности в наших детях развивается опыт взаимодействия с окружающей действительностью, расширяется круг средств и способов ее познания. Речь детей становится более эмоциональной, развитой, качественно улучшается словарный запас.
Внедряя разнообразные формы досуговых игр (в том числе и Турниры ораторов), мы, тем самым, обеспечиваем эмоциональное благополучие каждого ребенка, развиваем его положительное самоощущение, уверенность в своих возможностях и силах. Дети, в том числе с различными нарушениями речи или другими индивидуальными особенностями, становятся активны, инициативны, самостоятельны, любознательны, повышается их способность к творческому самовыражению. Все это способствует «ситуации успеха».
Турниры ораторов как интеллектуально-досуговые  мероприятия  мы рекомендуем проводить  с детьми подготовительных групп МБДОУ. Эти досуги можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Они  не требуют значительных материальных затрат, в их реализацию активно включаются родители воспитанников и специалисты МБДОУ.

Литература
Гальцова Е. А. Дошколятам  досуг - хороший друг: Познавательные, развлекательные конкурсные и игровые мероприятия для старших дошкольников.- М.: Учитель, 2008.
Гранецкая А.С. Научить и действовать. - М.: Просвещение, 1991.
Иванов И.П. Воспитывать  коллективистов.- М.: Педагогика, 1989.
Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения.
Эйнон Д. Творческая игра. От  рождения  до десяти лет.- М.: Педагогика - пресс,1995.

Приложение 1.
Турнир ораторов "Инта глазами детей".
Турнир посвящается  60-летию нашего города.
Цель:
  • Формирование практических коммуникативных, риторических умений и навыков у детей.
  • Воспитание уважения к малой Родине.
Задачи:
Развивать монологическую речь, как один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, используя прием подготовленной речи.


  • Обогащать и активизировать словарь, обучая словесному описанию объектов, фотографий.
  • Воспитывать коммуникативную культуру речи ребенка через умение выступать перед аудиторией.
  • Совершенствовать умение выступать перед аудиторией через поддержку и воспитание веры в свои силы у детей, в том числе и детей с нарушениями речи.
  • Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма и любовь к родному городу, желание познакомиться с его культурой, историей и традициями.
  • Вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Участники: дети подготовительных групп МБДОУ, их родители и педагоги.
Прогнозируемый результат:
  • Обогащение и систематизация знаний детей об истории города и его культурных  ценностях; развитие устойчивого интереса к заботливому отношению к наследию родного города.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме и участие семей воспитанников в подготовке турнира.
  • Формирование не только познавательного интереса, но и социального значения.
  • Сформированность у детей с нарушениями речи умения раскрепощаться и выступать перед аудиторией.
Предварительная работа.
Дети совместно с педагогом обсуждают тему турнира "Мой любимый город". Дети - участники турнира выбирают  тему своего выступления: о чем будут рассказывать (достопримечательности, объекты или улицы города).
Ребёнок (оратор) совместно с родителями совершают  прогулку к объекту, сочиняют текст выступления, подбирают  наглядный материал, рисуют; совместно с педагогами и родителями готовится к выступлению, используя прием подготовленной речи.
Оборудование:  мультимедийное устройство, компьютер, мультимедийная презентация "Инта глазами детей".
Ход турнира.
- Доброе утро милые дети, дорогие родители, уважаемые члены жюри и все гости.
Если человек красиво и правильно разговаривает, то его приятнее слушать в обществе и самому приятно. Человек, который умеет ясно высказывать свою мысль, считается развитым интеллектуально и получает больше уважения.
Вот и сегодня мы предлагаем участникам турнира попробовать свои силы в ораторском  мастерстве. Выступления ораторов будет оценивать жюри.
- Ребята, вы  уже знаете: что такое турнир, электронная книга, презентация, кто такие ораторы. Вы все готовились и, я думаю, будете рассказывать выразительно, не торопясь, четко и  громко.
Итак, турнир начинаем. Для выступления приглашается оратор под № 1.
Каждый участник  подходит к трибуне, на интерактивной доске "открывает" свою страничку и рассказывает о своем любимом месте в городе, о других значимых местах, о достопримечательностях.
Участник под  № 1  -  рассказывает о д/с "Крепыш"
Участник под № 2  -  рассказывает о ДКиТ
Участник под № 3  -  рассказывает о Дворце спорта
Участник под № 4  -  рассказывает об ул. Кирова
Участник под № 5  -  рассказывает об ул. Полярная
Участник под № 6  -  рассказывает об ул. Горького
Участник под № 7  -  рассказывает о библиотеке
Участник под № 8  -  рассказывает о ФОКе.
После выступления детей, жюри подводит итоги  турнира.
Рефлексия «Интервью».
- Выступления закончились. Дорогие участники турнира и гости, пока жюри совещается, наш воспитанник  хочет взять у вас интервью. Мы с Сережей будем интервьюерами.
Ребенок задает вопросы участникам, родителям, гостям:
1. Что ты чувствовал перед выступлением и после?
2. Как Вы помогали готовиться к выступлению?
3. Чтобы Вы пожелали юным ораторам
Затем предоставляется слово членам жюри  для награждения: каждый участник получает диплом и медаль в разных номинациях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий