Педагогическая разработка
интеллектуально-познавательного досуга "Турнир
ораторов"
Педагог
дополнительного образования
МБДОУ
«ЦРР – детский сад № 31 « Крепыш» Жилякова Светлана Анатольевна
Введение
Подготовка детей к школьному обучению
занимает одно из важных мест в дошкольном образовании. Имеется много форм, методов и приемов
воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Один из действенных,
на наш взгляд, методов - это проведение познавательных (интеллектуальных)
досуговых игр. Эти игры основываются на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию
дошкольников, развивают познавательный интерес к различным областям знаний об
окружающем мире,
формируют навыки сотрудничества.
В нашем МБДОУ стало замечательной
традицией проводить с детьми
подготовительных групп интеллектуально-познавательный досуг - турнир
ораторов. В разные годы мы проводили Турниры разной тематической
направленности: "Я и моё тело", "Зимние виды спорта", «Инта
глазами детей» и др. Каждый раз турнир являлся итоговым мероприятием в
проектно-исследовательской деятельности детей.
Турниры ораторов являются одним из
ценных средств подготовки детей к систематическому обучению в школе, т.к. способствуют
развитию у детей речевых, познавательных и психических процессов. Хорошая речь
- важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и
правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками
и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Эта форма работы интересна ещё и тем, что
она позволяет сблизить общей деятельностью членов семьи наших воспитанников, сблизить
педагогов и родителей дошколят в достижении нашей общей воспитательной
цели, т.к. здесь имеется возможность раскрыть индивидуальные способности
ребенка, при необходимости повысить его самооценку, а также побуждать детей к
участию в публичных выступлениях, что пригодится и в школе, и в дальнейшей
жизни.
Цель турнира:
формирование практических коммуникативных, риторических умений и навыков у
детей cтаршего дошкольного возраста.
Задачи турнира:
- Развивать монологическую речь, как один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
- Воспитывать коммуникативную культуру ребенка через умение выступать перед аудиторией.
- Развивать творческие способности детей.
- Способствовать формированию целевых ориентиров и качеств личности воспитанников таких, как любознательность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность в получении знаний.
- Вовлечение родителей в активное сотрудничество.
Прогнозируемый результат:
- Развитие вербальных коммуникативных способностей детей и формирование у них индивидуального стиля общения.
- Формирование у детей таких психологических качеств личности, как инициативность, любознательность, настойчивость, воля и других индивидуальных качеств и способностей дошкольников.
- Обогащение и систематизация знаний детей по определенной теме, формирование интереса к изучению определенной проблемы.
Основная часть
Технология проведения турнира ораторов.
Дети совместно с педагогом обсуждают тему турнира. Дети участники турнира выбирают тему выступления. Ребёнок (оратор) совместно с родителями, воспитателями готовят текст выступления, подбирают наглядный материал.
Содержание турнира может отражать конкретную тему (моя родословная, спорт, бытовые приборы, комнатные растения, животный мир, планеты Солнечной системы и любую другую).
Ребёнок выходит к специальному импровизированному месту (трибуна) и говорит, используя прием подготовленной речи. Этот прием используется для развития вербальных коммуникативных способностей детей и формированию индивидуального стиля общения.
Жюри определяет критерии состязания: выразительность, художественность речи, умение демонстрировать наглядный материал и др.
Так как необходимо отметить каждого участника, то определяем несколько номинаций. Для дошкольников турнир предполагает выступление ораторов, ограниченное темой, а не временем.
Нельзя забывать о зрителях. Установка на доброжелательность может быть дана правилом: "Нет плохих ораторов, есть плохой слушатель..." или правилом "одного голоса": любой силы голос (громкий или тихий) должен быть слышан в зале один.
Примерное содержание турнира.
- Вступительное слово педагога.
- Выступления участников: каждый оратор выходит к трибуне.
- Рефлексия.
- Награждение.
После выступлений всех участников, жюри подводит итоги турнира.
При подготовке и проведении турниров необходимо следовать требованиям:
- Обеспечение детям возможности проявлять свои коммуникативные способности, удовлетворять свои потребности в познании окружающей среды.
- Вовлечение ребёнка в соревнования с другими детьми.
- Предоставление самостоятельности в поиске знаний.
Заключение
Мы считаем, что благодаря разной познавательно-досуговой деятельности в наших детях развивается опыт взаимодействия с окружающей действительностью, расширяется круг средств и способов ее познания. Речь детей становится более эмоциональной, развитой, качественно улучшается словарный запас.
Внедряя разнообразные формы досуговых игр (в том числе и Турниры ораторов), мы, тем самым, обеспечиваем эмоциональное благополучие каждого ребенка, развиваем его положительное самоощущение, уверенность в своих возможностях и силах. Дети, в том числе с различными нарушениями речи или другими индивидуальными особенностями, становятся активны, инициативны, самостоятельны, любознательны, повышается их способность к творческому самовыражению. Все это способствует «ситуации успеха».
Турниры ораторов как интеллектуально-досуговые мероприятия мы рекомендуем проводить с детьми подготовительных групп МБДОУ. Эти досуги можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Они не требуют значительных материальных затрат, в их реализацию активно включаются родители воспитанников и специалисты МБДОУ.
Литература
Гальцова Е. А. Дошколятам досуг - хороший друг: Познавательные, развлекательные конкурсные и игровые мероприятия для старших дошкольников.- М.: Учитель, 2008.
Гранецкая А.С. Научить и действовать. - М.: Просвещение, 1991.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов.- М.: Педагогика, 1989.
Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения.
Эйнон Д. Творческая игра. От рождения до десяти лет.- М.: Педагогика - пресс,1995.
Приложение
1.
Турнир ораторов
"Инта глазами детей".
Турнир посвящается 60-летию нашего города.
Цель:
- Формирование практических коммуникативных, риторических умений и навыков у детей.
- Воспитание уважения к малой Родине.
Развивать монологическую речь, как один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, используя прием подготовленной речи.
- Обогащать и активизировать словарь, обучая словесному описанию объектов, фотографий.
- Воспитывать коммуникативную культуру речи ребенка через умение выступать перед аудиторией.
- Совершенствовать умение выступать перед аудиторией через поддержку и воспитание веры в свои силы у детей, в том числе и детей с нарушениями речи.
- Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма и любовь к родному городу, желание познакомиться с его культурой, историей и традициями.
- Вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Прогнозируемый результат:
- Обогащение и систематизация знаний детей об истории города и его культурных ценностях; развитие устойчивого интереса к заботливому отношению к наследию родного города.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме и участие семей воспитанников в подготовке турнира.
- Формирование не только познавательного интереса, но и социального значения.
- Сформированность у детей с нарушениями речи умения раскрепощаться и выступать перед аудиторией.
Дети совместно с педагогом обсуждают тему турнира "Мой любимый
город". Дети - участники турнира выбирают тему своего выступления: о чем будут
рассказывать (достопримечательности, объекты или улицы города).
Ребёнок (оратор) совместно с родителями совершают прогулку к объекту, сочиняют текст
выступления, подбирают наглядный
материал, рисуют; совместно с педагогами и родителями готовится к выступлению,
используя прием подготовленной речи.
Оборудование: мультимедийное
устройство, компьютер, мультимедийная презентация "Инта глазами
детей".
Ход
турнира.
- Доброе утро милые дети, дорогие родители, уважаемые члены жюри и все
гости.
Если человек красиво и правильно разговаривает, то его приятнее слушать в
обществе и самому приятно. Человек, который умеет ясно высказывать свою мысль,
считается развитым интеллектуально и получает больше уважения.
Вот и сегодня мы предлагаем участникам турнира попробовать свои силы в
ораторском мастерстве. Выступления
ораторов будет оценивать жюри.
- Ребята, вы уже знаете: что такое
турнир, электронная книга, презентация, кто такие ораторы. Вы все готовились и,
я думаю, будете рассказывать выразительно, не торопясь, четко и громко.
Итак, турнир начинаем. Для выступления приглашается оратор под № 1.
Каждый участник подходит к трибуне,
на интерактивной доске "открывает" свою страничку и рассказывает о
своем любимом месте в городе, о других значимых местах, о
достопримечательностях.
Участник под № 1 - рассказывает
о д/с "Крепыш"
Участник под № 2 - рассказывает о ДКиТ
Участник под № 3 - рассказывает о Дворце спорта
Участник под № 4 - рассказывает об ул. Кирова
Участник под № 5 - рассказывает об ул. Полярная
Участник под № 6 - рассказывает об ул. Горького
Участник под № 7 - рассказывает о библиотеке
Участник под № 8 - рассказывает о ФОКе.
После выступления детей, жюри подводит итоги турнира.
Рефлексия «Интервью».
- Выступления закончились. Дорогие участники турнира и гости, пока жюри совещается,
наш воспитанник хочет взять у вас интервью.
Мы с Сережей будем интервьюерами.
Ребенок задает вопросы участникам, родителям, гостям:
1. Что ты чувствовал перед выступлением и после?
2. Как Вы помогали готовиться к выступлению?
3. Чтобы Вы пожелали юным ораторам
Затем предоставляется слово членам
жюри для награждения: каждый участник
получает диплом и медаль в разных номинациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий