вторник, 1 ноября 2016 г.

Консультация для педагогов и родителей (законных представителей)

Консультация для педагогов и родителей (законных представителей)


«Использование физкультминуток в коррекционной работе учителя-дефектолога»

Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №19 «Василек»
Лямина Елена Юрьевна

Многочисленные исследования детей с общим недоразвитием речи свидетельствуют о наличии у них характерных особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Давно доказана зависимость развития речи детей от степени  сформированности  мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, а иногда, даже выше возрастной нормы.
В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья, в которой рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, предлагают использовать в системе коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте такие авторы, как Ткаченко Т.А., Лопухина И.С., Цвынтарный В.В., Пожиленко Е.А. Авторы этих пособий предлагают использовать упражнения для развития мелкой моторики рук, включая их в занятия логопеда, дефектолога и воспитателя, как физкультминутки.
При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно  с развитием общей моторики. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Физкультминутки включаются в занятия дефектолога, воспитателей. В зависимости от возраста и от темы занятия, они могут длиться по 1-2, 2-3 минуты. Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого сопровождения, и с речевым сопровождением.
Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами психогимнастики. Проводятся они, как правило, на начальном этапе обучения с целью переключения с одного вида деятельности на другой, привлечения внимания детей, а также с целью обучения правильному и точному выполнению заданий.
Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом периоде обучения. Подобные упражнения часто проводятся с музыкальным сопровождением. Идея проведения элементов психогимнастики заимствована у Пожиленко Е.А. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, действий с воображаемыми предметами.

Психогимнастика «Осень».
Показать, как животные готовятся к зиме: ежик забирается в норку, медведь ищет себе место для берлоги, а затем укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки в свою кладовую.
Солнце на работе - белочка в заботе.
На сучок- грибок, да еще грибок.
Сушит, старается – не подходи!
Едой запасается; зима впереди!
А. Чепуров.

Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обучения.  Они могут иметь музыкальное сопровождение.
Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу моря и т.д.), которое качает и баюкает ласково, как мама; ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: «Но вот подул прохладный ветерок, и нам захотелось вернуться на землю».
Упражнения с речевым сопровождением включаются в занятия по формированию лексико-грамматических категорий.
В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию, вызывают положительные чувства; что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов. Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее с воспитателем, а на занятии – разучить движения с речевым сопровождением.
Физкультминутка «Осень»
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(покачивание руками над головой).
Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели.
(Руки в стороны).
И на землю тихо сели.
(Присели).
Ветер снов набежал и листочки все поднял.
(Покачивание руками над головой).
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(Покружились, спокойно сели на место).
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять!
(Ритмично сжимаем-разжимаем кулачки).
Мы идем грибы искать.
(«Шагаем» по столу указательным и средним пальчиками).
Этот пальчик в лес пошел,
(Загибаем мизинец).
Этот пальчик гриб нашел,
(Загибаем безымянный палец).
Этот пальчик чистить стал,
(Загибаем средний палец).
Этот пальчик жарить стал,
(Загибаем указательный палец).
Этот пальчик все съел,
(Загибаем большой палец).
Оттого и потолстел.

Очень важно, чтобы специалист, воспитатель знал текст физкультминутки наизусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультминутки теряется.
Во время упражнения каждый ребенок должен хорошо видеть лицо педагога, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Педагог должен хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкульминуток, становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
Проведение физкультминуток предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта. Также упражнения несут в себе целый комплекс коррекционных задач: развитие произвольного внимания, памяти, способности сосредотачиваться, активизирует дыхание и кровообращение, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей.

Используемая литература:
  1. Н.С.Жукова. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М., 1994
  2. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Т.В.Волосовец М., 2002
  3. М.И.Чистякова.  Психогимнастика - под ред. М.И.Буянова. М., 1995
  4. Е.А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. СПб, 2009.

Комментариев нет:

Отправить комментарий