вторник, 30 апреля 2019 г.

Из опыта работы: «Роль сказки в познавательно - речевом развитии дошкольников».


                                                                  воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31 «Крепыш»
Лобурева Ольга Дмитриевна

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс- мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. 
Цель данной работы: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи
·        развивать познавательный интерес; 
·        расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру; 
·        развивать свободное общение с взрослыми и детьми; 
·        формировать интерес к книгам и потребность в чтении; 
·        воспитывать умение слушать. 
С помощью сказки можно многого достичь: реализовать образовательные задачи, и «уроки сказок» не будут при этом напоминать «маленькую школу», а помогут создать доверительную атмосферу в группе и придадут обучению развивающий характер. 
С этой целью создала  модель работы со сказкой – это образец, на котором отрабатывается механизм работы педагога со сказочным материалом. Предлагаемые девять разделов выбраны условно. Их может быть меньше, может быть и больше. Каждый новый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый план лишь одну – две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются сопутствующими. Своеобразие этой модели предоставило возможность для составления комплексно-тематического планирование, основанного на сюжете сказок. 
Модель работы со сказкой:
1. название сказки
2. чтение сказки
3. речевая зарядка


4. беседа по содержанию
5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. рассматривание иллюстраций
7. работа с обучающими презентациями
8. создание сказки (продуктивная деятельность)
9. сказка и познание.

Образовательный процесс осуществляется:
• в ходе непрерывной образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности. 

Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса. 
В своей работе мы использовали следующие методы и приёмы, которые явились невидимым мостиком между ребёнком и взрослым в процессе реализации образовательных задач. Каждый из методов конкретизирует разделы вышеописанной модели работы со сказками. 
· Мы читаем, рассказываем сказки. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям. 
·  Вовлекаем детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Мы заранее готовим персонажей, с которыми будет происходить общение, создаём их, используя бросовый, природный материал. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
·  В другом варианте, сначала рассказываем сказку, а затем предлагаем ребятам самим попробовать «оживить» её. Вместе с детьми мы рисовали сказку, используя различные техники, лепили из пластилина, солёного теста, делали аппликации из бумаги, ткани, различных нитей. Использовался приём раскрашивания эпизодов сказки с применением цветного песка, подкрашенной манки.
·  От рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода используем дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того ведём работу с мнемотаблицами. Начинаем с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Для детей младшей группы используем цветные мнемотаблицы. 
·  Работу такого рода часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень полюбили играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
 Играя в сказку, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. 
·  Образовательный процесс выстраиваем, используя принцип интеграции образовательных областей. И снова сказка - «умница и прелесть», приходит на помощь. Например, реализуя содержание образовательной области «Познавательное развитие» используем сказку с целью оптимизации образовательного процесса. В некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности, в названии: «Три медведя», «Волк и семеро козлят». На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, знакомить с геометрическими фигурами. А с другой стороны, с помощью геометрических фигур мы шифруем, моделируем сказки, прячем героев в фигурки, которые можно угадывать по форме и величине. Таким образом, готовя дошкольников к математической деятельности со знаками и числами.
·  Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаем детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
·  Широко используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.
·  Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбираются с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.
       С изменением возрастного ценза воспитанников арсенал методов и приёмов пополняется. Так в работе с детьми средней группы я использую:
Игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок. 
·                     Игры-задания «Вопрос-ответ».  Для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем тризовскую игру «Хорошо-плохо».  А постановка проблемных вопросов - «А если бы наступила весна?», «А если бы погасло солнце?»- позволяет поставить ребёнка в позицию исследователя. 
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а, в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования. Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки.
     Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач: 
·                    обучению ребёнка дошкольного возраста опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности; 
·                    повышению качества освоения программы;
·                    формированию ряда интегративных качеств личности, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
        Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении. И если теперь мы слышим вопрос: «Где живёт Сказка?», то с полной уверенностью можем сказать, что Сказка живёт в наших сердцах, в каждом уголке нашего сада, рядом с нашими детьми, а наши дети живут в сказке!


Комментариев нет:

Отправить комментарий