воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31 «Крепыш»
Лобурева Ольга Дмитриевна
Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс- мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.
Цель данной работы:
интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи:
·
развивать познавательный интерес;
·
расширять представление детей о целостной
картине мира посредством введения их в литературную культуру;
·
развивать свободное общение с взрослыми и
детьми;
·
формировать интерес к книгам и потребность в
чтении;
·
воспитывать умение слушать.
С помощью сказки можно многого достичь: реализовать образовательные
задачи, и «уроки сказок» не будут при этом напоминать «маленькую школу», а
помогут создать доверительную атмосферу в группе и придадут обучению
развивающий характер.
С этой целью создала модель работы
со сказкой – это образец, на котором отрабатывается механизм работы педагога со
сказочным материалом. Предлагаемые девять разделов выбраны условно. Их может
быть меньше, может быть и больше. Каждый новый текст сказки по своему
содержанию выдвигает на первый план лишь одну – две из поставленных проблем, а
остальные при этом остаются сопутствующими. Своеобразие этой модели
предоставило возможность для составления комплексно-тематического планирование,
основанного на сюжете сказок.
Модель
работы со сказкой:1. название сказки
2. чтение сказки
3. речевая зарядка
4. беседа по содержанию
5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. рассматривание иллюстраций
7. работа с обучающими презентациями
8. создание сказки (продуктивная деятельность)
9. сказка и познание.
Образовательный процесс осуществляется:
• в ходе непрерывной образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности.
• в ходе непрерывной образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы
реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности.
И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного
процесса.
В своей работе мы использовали следующие методы и приёмы, которые явились
невидимым мостиком между ребёнком и взрослым в процессе реализации
образовательных задач. Каждый из методов конкретизирует разделы вышеописанной
модели работы со сказками.
·
Мы читаем, рассказываем сказки. При подборе
сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С
детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как
«Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание
этих сказок близко и понятно детям.
·
Вовлекаем
детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Мы заранее готовим
персонажей, с которыми будет происходить общение, создаём их, используя
бросовый, природный материал. Внесение кукол способствует ведению диалога,
проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
·
В другом
варианте, сначала рассказываем сказку, а затем предлагаем ребятам самим
попробовать «оживить» её. Вместе с детьми мы рисовали сказку, используя
различные техники, лепили из пластилина, солёного теста, делали аппликации из
бумаги, ткани, различных нитей. Использовался приём раскрашивания эпизодов
сказки с применением цветного песка, подкрашенной манки.
·
От
рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев,
постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода
используем дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того
ведём работу с мнемотаблицами. Начинаем с простейших мнемоквадратов, на которых
графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходим к
мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Для детей младшей группы используем
цветные мнемотаблицы.
·
Работу
такого рода часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети
воспринимают презентации по сказкам. Очень полюбили играть в игры «Угадай
сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
Играя в сказку, используем
различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью
пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику,
способствует запоминанию сюжета сказок.
·
Образовательный
процесс выстраиваем, используя принцип интеграции образовательных областей. И
снова сказка - «умница и прелесть», приходит на помощь. Например, реализуя
содержание образовательной области «Познавательное развитие» используем сказку
с целью оптимизации образовательного процесса. В некоторых сказках
математическое начало лежит на поверхности, в названии: «Три медведя», «Волк и
семеро козлят». На примере сказок можно закреплять различные математические
понятия, знакомить с геометрическими фигурами. А с другой стороны, с помощью
геометрических фигур мы шифруем, моделируем сказки, прячем героев в фигурки,
которые можно угадывать по форме и величине. Таким образом, готовя дошкольников
к математической деятельности со знаками и числами.
·
Для развития
памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаем детям различные
творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
·
Широко
используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и
авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.
·
Уже стало
традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся,
одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы,
упражнения на релаксацию подбираются с учётом сказочного материала в рамках
комплексно-тематического планирования.
С изменением возрастного ценза воспитанников арсенал методов и приёмов пополняется. Так в работе с детьми средней группы я использую:
• Игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.
С изменением возрастного ценза воспитанников арсенал методов и приёмов пополняется. Так в работе с детьми средней группы я использую:
• Игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.
·
Игры-задания
«Вопрос-ответ». Для того чтобы научить детей рассуждать, нередко
используем тризовскую игру «Хорошо-плохо». А постановка проблемных
вопросов - «А если бы наступила весна?», «А если бы погасло солнце?»- позволяет
поставить ребёнка в позицию исследователя.
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям.
Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями,
проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а,
в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и
практического исследования. Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим
помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново
освоить детский язык - сказки.
Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:
Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:
·
обучению ребёнка дошкольного возраста
опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности;
·
повышению качества освоения программы;
·
формированию ряда интегративных качеств
личности, что соответствует современным требованиям дошкольного
образования.
Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении. И если теперь мы слышим вопрос: «Где живёт Сказка?», то с полной уверенностью можем сказать, что Сказка живёт в наших сердцах, в каждом уголке нашего сада, рядом с нашими детьми, а наши дети живут в сказке!
Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении. И если теперь мы слышим вопрос: «Где живёт Сказка?», то с полной уверенностью можем сказать, что Сказка живёт в наших сердцах, в каждом уголке нашего сада, рядом с нашими детьми, а наши дети живут в сказке!
Комментариев нет:
Отправить комментарий