четверг, 5 декабря 2019 г.

Формы и содержание наставнической деятельности в МБОУ «Лицей № 1 г. Инты»



Захватова О.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 1 г. Инты»

Формы и содержание наставнической деятельности
в МБОУ «Лицей № 1 г. Инты»
Наставничество - дело добровольное, но необходимое, если коллектив считает себя работоспособной и успешной образовательной структурой. В МБОУ «Лицей № 1 г. Инты» наставничество понимается как создание условий для персонифицированного методического сопровождения молодых специалистов или новых учителей, пришедших работать в лицей. Это практическая передача в процессе деятельности профессиональных навыков от более опытного учителя к менее опытному.
Две традиционные формы: групповая и индивидуальная – работают в этом плане безупречно. В лицее организована команда профессионалов, способная выполнить любое методическое задание в адекватной организационной форме, например, при подготовке к педсоветам в составе малых групп, во время разработки сценариев конкурсов, праздников, подготовки к методическим конференциям. И индивидуальная помощь молодым специалистам – эффективный механизм. Известно, что человек в качестве образца выбирает для себя человека, а значит, конкретная помощь одного учителя другому всегда значима. В симбиозе этих форм достигается конкретная практическая цель подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении, а для этого реализуются определенные задачи, среди которых безусловно главная – создание условий для самореализации учителя.
Работа проходит в 3 этапа.
На 1 этапе – прогностическом – происходит определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста:
1. знакомство с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом;
2. изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса;
3. составление рабочих программ;
4. ознакомление с требованиями оформления электронного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий;
5. посещение уроков у молодых специалистов.
Эта работа полезна обеим сторонам процесса: взаимообогащение – привлекательная сторона наставничества.
На 2 этапе   практическом – происходит разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодых специалистов. Для этого проводятся:
1. практикум по разработке тематических поурочных планов;

2. практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»;
3. практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников»;
4. мастер-классы «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»;
5. консультации «Современный урок: структура и конструирование»;
6. консультации «Анализ урока. Виды анализа». Посещение уроков наставника и их структурный анализ (во время предметных декад).
Известно, что после вуза приходят на работу с блестящим образованием. Все знают, ЧЕМУ учить. Часто не знают КАК. На втором этапе деятельности наставников в лицее решается эта задача.
3 этап – аналитический – это определение уровня профессиональной адаптации молодых специалистов и степени их готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Предусматриваются такие виды работы:
1. консультация «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся»;
2. посещение уроков у молодых специалистов;
3. практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов уроков»;
4. практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учащимися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков).
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы: творческие лаборатории, педагогические деловые игры, конкурсы, круглые столы, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков.
Содержание наставнической деятельности разрабатывается по направлениям.
Направления деятельности
Содержание работы
Методическая помощь в подготовке к урокам
Различные образовательные технологии стимулируют творческую деятельность и учебно-исследовательскую работу лицеистов. Все учителя, которые выбрали МБОУ «Лицей № 1 г. Инты» местом своей работы, успешно организуют исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Этот факт отмечен на уровне города и республики (не случайно нас приглашают для обмена опытом в г. Ухту, с. Усть-Цильму, г. Сыктывкар)
Методическая помощь в организации подготовки к олимпиадам и конкурсам
Понятно, что учащиеся лицея принимают активное участие в различных мероприятиях: Всероссийской предметной олимпиаде, межрегиональных, республиканских и муниципальных турнирах «Интеллектуальный марафон». Совместная методическая работа по организации подготовки к олимпиадам и конкурсам с молодыми специалистами проходит успешно
Методическая помощь в организации работы с одаренными детьми
Естественно, что в рамках работы методического совета в Лицее ежегодно проводятся предметные недели, которые направлены на углубление и обогащение знаний учащихся, развитие их творческих способностей. Совместная разработка таких мероприятий – стимул к повышению квалификации и развитию коммуникативных навыков молодых учителей
Методическая помощь в организации воспитательной работы
Программы внеурочной деятельности (например, «Краеведческий клуб старшеклассников», «Юный журналист») становятся материалом для обсуждения с молодыми специалистами с целью создания ими собственных программ. Применение во внеклассной работе заявленных в программах и апробированных современных форм и методов (клубная форма организации, игры, викторины, выездные экскурсии и журналистская практика) вызывают неизменный интерес у молодых учителей. Кроме того, на базе Лицея на каникулах организуется площадка для учащихся 5-9 классов, требующая таких же форм деятельности. Все мероприятия разрабатываются и анализируются. Разработка плана воспитательной работы в классе, сценариев воспитательных мероприятий осуществляется совместно в рамках МО классных руководителей и на индивидуальных консультациях
Сопровождение профессиональных конкурсов
Будучи победителями муниципального конкурса «Учитель года», муниципального конкурса «Классный классный», участниками межрегионального методического конкурса «Интеграция», опытные лицейские преподаватели помогают молодым учителям подготовиться к таким конкурсам. В результате Евстигнеева Юлия Александровна, учитель истории и обществознания, стала лауреатом муниципального этапа конкурса «Учитель года-2015»; Семенцова Маргарита Александровна, учитель математики, – лауреат муниципального этапа конкурса «Учитель года-2016», победитель конкурса «Самый классный классный» в 2017 году; Пакшин Алексей Николаевич, учитель технологии и физики, победитель муниципального и лауреат республиканского этапа конкурса «Учитель года России-2019»
Методическая и содержательная помощь в организации работы с родителями
Как правило, именно эта сфера деятельности вызывает большие трудности у молодых учителей и начинающих классных руководителей. Прогнозирование результатов подобной работы, целеполагание и организация, выбор оптимальных форм взаимодействия с родителями, подготовка родительских собраний – вся эта совместная деятельность позволяет организовать единое образовательно-воспитательное пространство в лицее
Помощь в выборе форм и содержания распространения педагогического опыта, подготовка публикаций в методических изданиях
Распространение собственного опыта работы на педагогических советах, заседаниях городского методического объединения, в СМИ, на конференциях, участие в сетевых проектах – большой ресурс для профессионального роста. Разработанные и апробированные в практике методические материалы позволяют молодым учителям добиваться высоких результатов в конкурсах профессионального мастерства
Результаты наставнической деятельности в МБОУ «Лицей № 1 г. Инты» очевидны:
– повышение квалификации и профессионального мастерства молодых учителей;
развитие личных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержке в педагогической практике лицея;
– формирование категории педагогов, которые испытывают желание работать в образовательном учреждении.
Таким образом, Лицей сам «растит» свои педагогические кадры. Гибкая и мобильная система наставничества, созданная в лицее, способна оптимизировать процесс профессионального становления молодых учителей, формирует у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий