среда, 25 марта 2020 г.

Возможности опорной школы как муниципального ресурсного центра при реализации направления «Успех каждого ребенка»



Селезнева О.М.,
заместитель директора МБОУ «Гимназия № 2»,
руководитель проекта «Опорная школа»

      В настоящее время серьезное внимание уделяется реализации Национального проекта «Образование».  Еще в 2016 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в обращении к Федеральному собранию отметил «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом – успех России».
             Большинство направлений Национального проекта широко внедряются в региональной и муниципальной системах образования. Сегодня в своем выступлении несколько подробнее я затрону особенности направления «Успех каждого ребенка» и тесно связанное с ним другое направление нацпроекта «Развитие и поддержка талантов».
            Эти направления своей главной целью имеют обеспечение к 2024 году доступных для каждого ребенка качественных условий для воспитания гармонично развитой личности. Эта цель должна быть достигнута через ряд конкретных задач, которые стоят перед системой образования в целом и образовательной организацией в частности:
1. Необходимо раскрывать и развивать способности и таланты у детей через реализацию программ дополнительного образования;
2. Расширять сетевую форму взаимодействия между образовательными организациями, в том числе организациями дополнительного образования;
3. Предоставить каждому ребенку право  выбора и формирования своей образовательной траектории развития.
4. Широко применять  современные образовательные технологии.
5. Создавать условия для самоопределения в выборе будущего профессионального пути.
              Реализация направлений Нацпроекта «Успех каждого ребенка»,  «Развитие и поддержка талантов», а также тесно связанных с ними направлений «Школа будущего», «Социальная активность», «Учитель будущего», «Цифровая школа» на уровне муниципалитета возможна в рамках деятельности опорной школы, где создана современная информационно-образовательная среда, ведется качественная подготовка учащихся, организован процесс воспитания и социализации личности, своевременно выявляются талантливые дети и проводятся комплексные мероприятия по их развитию, действует система социального партнерства. 
           Таким образом, потенциал опорной школы позволяет ей быть ресурсным центром для других образовательных организаций  в части использования  учебного и лабораторного оборудования, базы для реализации творческих и научных проектов.
           При этом задача любого педагогического коллектива при реализации направлений «Успех каждого ребенка», «Развитие и поддержка талантов» заключается в создании ситуации успеха для отдельно взятой личности и ученического коллектива в целом.

          Следует отметить, что направления «Успех каждого ребенка», «Развитие и поддержка талантов» реализуются в тесном взаимодействии. На уровне муниципальной системы образования они реализуются через следующие образовательные события, проводимые на основе сетевого партнерства  общеобразовательных организаций Инты:
1. Фестиваль ученических проектов «Проектоград».
2. Профильный  лагерь дневного пребывания детей «Лингвистический калейдоскоп».
3. Уроки мужества и памяти.
4. Фестиваль военно-патриотической песни «Мы помним, мы гордимся».
5. Профильный  лагерь дневного пребывания детей «Театральный калейдоскоп».
6. Профильный военно-патриотический лагерь.
7. Экспресс-экзамен по английскому языку.
8.  Фестиваль «Музыка без границ».
9. Фестиваль «Поэзия без границ».
10. Обучающие и развивающие мероприятия в рамках работы Всероссийской программы «Гимназический союз России».

          Эти мероприятия направлены на развитие творческих способностей учащихся и тесно связаны с волонтерской деятельностью, в том числе со стороны студенческой и родительской общественности. Так, например, к проведению мероприятий профильного лагеря «Лингвистический калейдоскоп» были привлечены на добровольной основе не только учащиеся старших классов Гимназии, но и студенты Института иностранных языков Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. А в проведении профильного лагеря «Театральный калейдоскоп» принимали участие студенты педагогических вузов, которые являются выпускниками Гимназии.
           Нельзя не отметить, что на успешную реализацию направлений нацпроекта «Успех каждого ребенка» и «Развитие и поддержка талантов» особое влияние оказывает цифровизация образования.
           Решать задачи, о которых говорилось выше, возможно только при условии достаточной технической оснащенности образовательного процесса.  Гимназия, которая уже год действует в статусе опорной школы, имеет возможность совершенствовать информационно-образовательную среду. К настоящему моменту приобретено и установлено современное оборудование в новый конференц-зал Гимназии.  Установлены моноблоки, новейшая интерактивная панель, документ-камера, закуплена мини-типография, флипчарт. Информационно-технические возможности конференц-зала позволят проводить различные мероприятия. 
          На базе опорной школы создана возможность проведения заседаний творческих объединений, конференций, семинаров, лекториев, круглых столов для учащихся, будут организованы спецкурсы по различным предметам для подготовки к Государственной итоговой аттестации, дискуссионные клубы.  


               В рамках совершенствования уровня математических и исторических знаний для учащихся 10 – 11 классов школ города запланирована разработка спецкурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в части решения трудных экзаменационных вопросов. Данные спецкурсы будут представлены на рассмотрение Республиканского экспертного совета. Их реализация будет возможна информационно-техническими средствами нового конференц-зала. Сейчас программы этих спецкурсов выставлены к участию в республиканском конкурсе программ дополнительного образования, что уже обеспечит им сертификацию.
             Для успешной реализации направлений «Успех каждого ребенка» и «Развитие и поддержка талантов» в образовательной организации должен функционировать качественно оснащенный спортивный и актовый залы, которые сегодня являются «сердцем» системы дополнительного образования в масштабе отдельно взятой образовательной организации. Спортивный и актовый залы – это базовая площадка для реализации детского творчества в области спорта, культуры и искусства. 


             Перспективой реализации направлений «Успех каждого ребенка» и  «Развитие и поддержка талантов» на уровне муниципалитета является открытие центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Один из таких центров планируется создать на базе опорной школы.
                Создание «Точек роста» нацелено на выполнение одной из приоритетных задач – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 

          Такие центры позволят применять новые методы обучения и воспитания, использовать самые современные образовательные технологии при изучении предметов на всех уровнях общего образования – с 1 по 11 класс. Кроме того, они станут площадками для выявления одаренных детей и системной работы с талантливыми школьниками.
Основными целями создания «Точек роста» являются:
1) создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение учащимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей;
2) обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Математика», «Информатика», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря правильному запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.
             Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В душе каждого  ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий