пятница, 10 декабря 2021 г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе

 Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе

 

Ф.И.О.: Бодарева Александра Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Тема: «Сказочный лес»

Форма проведения: игра  

Класс: 5-6

Цели:

- обучающие: приобщить учащихся к чтению внеклассной литературы; формировать положительную мотивацию к предметам гуманитарного цикла;

- развивающие: развивать творческие способности учащихся, их коммуникативные умения и навыки, неординарное мышление, умение образно и убедительно высказывать собственные суждения;

- воспитательные: прививать потребности в новых знаниях; расширять читательский кругозор; создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого обучающегося.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с ребусами.

Оформление: на стенах нарисованы заснеженные ёлки, снежинки, звёзды, кабинет оформлен мишурой, дождиком и т.д.

Ход игры

Ведущий: Позвольте поприветствовать Вас!

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего мероприятия? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце занятия (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.).

Сегодня мы встретились в сказочном лесу. Кто из нас не читал сказку « Двенадцать месяцев»?

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем ещё мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики — поодаль.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно? Девочка показала ему свою пустую корзинку. 

Ведущий: Какую цель преследовала Падчерица? (Найти подснежники). А помогли ей в этом ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ. Давайте познакомимся с командами двенадцати месяцев.

Конкурс № 1. Представление команд.

Ведущий: Нашей падчерице нужно принести домой целую корзину подснежников, поэтому оцениваться этот конкурс будет, как и все последующие конкурсы – количеством подснежников. По окончании мероприятия выигрывает тот, чья команда получит больше подснежников. И наша падчерица, наконец, вернётся домой с корзиной цветов. А наградой для всех станут сокровища волшебного ларца, который откроет победившая команда.

Вы – помощники двенадцати месяцев – лесные эльфы. В первом конкурсе Ваша задача состоит в том, чтобы придумать своей команде сказочное оригинальное название и приветствие команде соперников (максимально – 5 подснежников). А выдавать подснежники командам будет наше неподкупное судейство в лице Госпожи Метелицы, Вьюги и Пурги.

Судьи выбираются из числа учителей, администрации и других работников школы (на подготовку 3 минуты).

Ведущий. Итак, слово нашим командам.

Конкурс № 2. «Шифровщики»

(5 подснежников)

Ведущий. Вы также – помощники падчерицы – лесные эльфы, которые помогут ей найти заветные цветы в зимнем лесу.

Разминка

Ведущий:       Гори, гори ярче-

                       Лето будет жарче,

                        А зима теплее,

                        А весна милее.

Все вместе:    Гори, гори ясно,

                        Чтобы не погасло!

Ведущий:        Гори, гори с треском!

                         Пусть по перелескам

                         Где сугробы лягут,

                         Будет больше ягод.

                         Пусть несут в колоду

                         Пчёлы больше мёду.

                         Пусть в полях пшеница

                         Густо колосится.

Все вместе:    Гори, гори ясно,

                        Чтобы не погасло!

Ведущий: Овладейте языком ребуса, разгадайте его, и вы узнаете, где спрятан волшебный ларец.  Прочтите записку (см. в приложении). (Ищи под старой ёлкой).

Ведущий: Итак, в сказочном лесу было множество деревьев, в том числе и старых мохнатых ёлок. Под какой же из них может находиться волшебный ларец с подсказкой? Но путь к нему труден и опасен. Мало знать, где находится богатство. Надо знать, как его открыть. Чтобы раскрыть тайну, нужен ум, смекалка и находчивость. Эти качества вам понадобятся в следующих конкурсах. 

Конкурс № 3. Конкурс литераторов.

Ведущий. Вам предстоит сыграть в современную, всеми известную игру – линия слова. Выигрывает тот, кто составит больше слов за 3 минуты.

(Даны буквы: Д, А, К, О, Л) (лодка, кол, лак, дол, кола, лад, код, кал)

От каждой команды я приглашаю к себе по одному представителю. ( На конкурс даётся 3 минуты).

Слово нашим судьям.

Конкурс № 4. «Знатоки пословиц»

Ведущий. В каждой команде эльфов должны быть «специалисты». Давайте посмотрим, есть ли они у вас.

1.               Закончите пословицы (максимально – 10 подснежников).

1)              Семеро одного  … (не ждут).

2)              Что посеешь … (то и пожнёшь).

3)              Пришла беда, отворяй … (ворота).

4)              Своя земля … (и в горсти мила).

5)              Не место красит человека, … (а человек место).

6)              Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

7)              Цыплят по … (осени считают).

8)              Красна птица пеньем, … (а человек уменьем).

9)              Глаза боятся, … (а руки делают).

10)           Где тонко, … (там и рвётся).

2.               По каким пословицам созданы газетные заголовки? Восстановите пословицы (максимально 4 подснежника).

1)              Готовь лыжи летом (готовь сани летом).

2)              Посадка в чужие сани уже объявлена (не в свои сани не садись).

3)              Мал городок да дорог (мал золотник да дорог).

4)              Каков факт, таков и акт (каков поп, таков и приход; каков вопрос, таков и ответ).

3.               «Переведите» на русский язык ( максимально – 5 подснежников).

1)              Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт.).

2)              Находясь среди ворон, нужно каркать, как они. (С волками жить, по-волчьи выть.)

3)              В каждом стаде  есть своя чёрная овца. (В семье не без урода.)

4)         Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

5)              Торопливый слон достигнет цели раньше резвого жеребца. (Тише едешь – дальше будешь.)

 

Конкурс № 5 . «Дикие звери» (за каждый правильный ответ – 1 подснежник).

Ведущий. На пути к волшебному ларцу встретятся дикие лесные звери. Отгадайте, кто они (их имена спрятаны внутри строчек и между ними). На выполнение этого задания у вас будет 3 минуты.

1.               Была гроза. Я целый час

Не открывал от страха глаз. (Заяц)

2.               Гуляю в роще, но к пруду

Через болото не пойду. (Щенок)

3.               Притих камыш, мелькнула птица,

Всё спит, ничто не шевелится. (Шмель)

4.               Смотрите, лён около ив,

Как голубой ковёр, красив. (Телёнок)

5.               Знакома рыбам тень моя,

Над гладью рек танцую я. (Комар)

6.               Меня пронырой совы дразнят,

Нырять и плавать плохо разве? (Выдра)

7.               Внутри снопа, укрыт от глаз,

Спокойно спал я целый час. (Паук)

8.               Вдали зарница – пляска света:

Гроза шумит, наверно, где-то. (Цапля)

9.               Как птицы с юга тучек стаи,

Струясь, плывут над лесом в мае. (Сом) 

Конкурс № 6.  «Доктор Айболит» (5 подснежников)

Ведущий. Сейчас на улице зима, и все мы иногда болеем, в том числе и животные. Но где взять доктора в лесу, чтобы излечить больных зверюшек? На помощь к нам спешит добрый Доктор Айболит!!!

 Хорошо, когда врач лечит не только микстурами, но и словами.

Ведущий. Итак, конкурс Доктора Айболита! Вам нужно было за день сочинить стихотворение со следующими рифмами (задание давалось за день до мероприятия):

Пожалейте,

Помогайте,

Не болейте,

Поступайте!

Раз,

Прекрасный,

Вас,

Ужасно!

Конкурс № 7. Конкурс «Всезнайки»

(за каждый правильный ответ- 1 подснежник)

Ведущий. Все читали сказку «По щучьему веленью, по моему хотенью» про Ленивого Емелю? К тому же Емеля был безграмотным молодым человеком, но чтобы Падчерица принесла домой корзину подснежников, он решил помочь и оставил подсказку. В тексте он сделал много ошибок. Во многих словах он неправильно писал безударные гласные и проверяемые согласные, ошибался в написании приставок, окончаний и мягкого знака.

Часть сокровищь валшебново лорца сдесь. Зделайте три шага от высоково дуба на юк, затем павирните на север и сделайте ещо пять шагоф, вы увидете агромный старый дуп. Прямо пот ним спрятаны валшебные сани, каторые умчат вас прямо туда, где находится ларчик с дарами сказочнова леса.

(Часть  сокровищ волшебного ларца здесь. Сделайте три шага от высокого дуба на юг, затем поверните на север и сделайте ещё пять шагов, вы увидите огромный старый дуб. Прямо под ним спрятаны волшебные сани, которые умчат вас прямо туда, где находится ларчик с дарами сказочного леса). 

Конкурс № 8. «Бестолковый словарь» (за каждый правильный ответ – 1 подснежник).

Ведущий. А теперь пришло время последнего конкурса. Капитанам  предстоит составление «Бестолкового словаря», в котором указываются новые лексические значения известных слов: гусар-птичник, пломбир-стоматолог, слепень-скульптор, белок-самец белки, сочинитель – напарник мастера по ремонту.

Ведущий. Изготовьте новые значения словам: строгач, маховик, язычник, майор, радист, местоимения, зубрила.

Ведущий. Командам тоже предстоит поработать.

Ответьте, о ком или о чем говорится. На выполнение задания даётся 3 минуты (за каждый правильный ответ 1 подснежник).

·                 «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

·                 Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

·                 Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

·                 Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

·                 Как называется школьный известняк? (Мел.)

·                 Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

·                 Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

·                 Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

·                 Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

·                 Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

·                 В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

·                 Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

Ведущий. Вот мы и добрались до волшебного ларца с подарками от двенадцати месяцев. Давайте теперь выясним, кто из вас, добывая и демонстрируя знания, заработал больше подснежников для падчерицы, и кто откроет ларец.

Ведущий. Ребята, оцените свою работу на занятии с помощью смайликов, лежащих на ваших столах. Оставьте отзыв о нашей сегодняшней игре на листочках.

Ведущий. До новых встреч, ребята!

 

 

 Список использованной литературы

1.     https://nukadeti.ru/skazki/marshak_dvenadcat_mesyacev

2.     https://www.litmir.me/br/?b=228966&p=1

3.     https://vk.com/wall-191709131_3907

 

 

 

 

 

        

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий