среда, 28 декабря 2011 г.

Лицей – к 90-летию Республики Коми

Лицей – к 90-летию Республики Коми
 «Я иду Землею Коми!» - не скрывает своей гордости за родной край коми-поэт и писатель Михаил Лебедев. И мы, вторя поэту, назвали  историко-краеведческую игру для учащихся 7-8 классов, посвященную 90-летию нашей Республики, - «Я иду Землею Коми!».
Интеллектуальная игра по станциям призвана способствовать формированию уважительного отношения подрастающего поколения к истории и культуре родного края, интереса к краеведческой деятельности и  развитию творческих способностей учащихся.
Начало игры было торжественным. Ведущие читали стихи знаменитых земляков М. Лебедева и А. Ванеева, славящих родной край. Каждый почувствовал гордость за свою малую Родину, ведь земля наша - северная красавица, украшенная изумрудными лесами, бирюзовыми озерами и реками, агатовыми гребнями Уральских гор. Главное богатство Земли коми – люди, которые,  бережно сохранив наследие отцов, превратили наш родной край в промышленно-развитый регион с современной инфраструктурой, где представлены все достижения цивилизации.

Девять северных параллелей пересекает эту землю, не одно европейское государство уместилось бы на ней, кладом несметных богатств называют ее геологи. Край древних памятников культуры, страна небольшого, но трудолюбивого народа, сохранившего себя в непрерывной борьбе с суровой природой. Земля эта – наша Республика Коми.
Как и положено в игре по станциям, каждая команда получила свой путевой лист, который напоминал карту охотничьей тропы. Только у «стоянок», раскиданных по обоим берегам величественной северной реки, были необычные названия: «Географическая», «Историческая», «Биологическая»,  «Геральдическая», «Этнографическая», «Фольклорная». Учащиеся старших классов организовывали работу на станциях и подводили итоги интеллектуального состязания.
Ребятам предстояло пройти разные испытания и показать знания в самых разных областях. Для этого им пришлось тщательно готовиться к игре по заранее предложенным темам. Нужно было изучить географическое положение Республики, её историю с древних времен до наших дней, познакомиться с геральдической символикой, мифологией и фольклором народа коми.

На каждой станции задания отличались не только по содержанию, но и по форме: кроссворд, викторина, хронологический тест, текст с ошибками, коми загадки, рисунки. Работа на каждой станции сопровождалась мультимедийной презентацией.
На станции «Географической» ребят ожидало электронное письмо, в которое «закрался вирус» и информация была искажена. Игрокам нужно было найти в тексте и исправить десять фактических ошибок.
Хронологический тест и викторина на станции «Историческая» потребовали от лицеистов серьезных знаний. Нелегко ответить на вопрос «Когда сформировалась культура перми вычегодской?», «Когда были крещены коми на реке Вашке?» или «Когда был создан Коми филиал Академии наук?».
На станции «Фольклорная» ребята прочитали пословицы и поговорки народа коми, затем они должны были найти их русские эквиваленты. (Например, «От одного взгляда на стать сыт будешь» – «С лица воды не пить»). Во втором задании нужно было узнать по картинкам персонажей коми мифов и легенд и рассказать о них. Сложные имена мифологических героев (Кудым Ош, Пера, Зарань, Яг Морт) не вызывали больших затруднений, так как ребята хорошо подготовились к игре.
Новые интересные задания ждали ребят на станции «Этнографическая». Сначала развернулась дискуссия по поводу национального костюма: командам нужно было подобрать комплект коми костюма из нарисованных вариантов. Следующее задание было и вовсе необычным: требовалось не только отгадать загадку, но и изобразить ответ в виде символа из национального коми орнамента.
Далеко не все люди задумываются, что яркие узоры на малицах, пимах, сувенирах имеют глубокий смысл и несут определенную информацию, а наши ребята с успехом справились и с этим мудреным заданием.
Станция «Биологическая» получилась одной из самых ярких и красочных благодаря цветным карточкам «Биологического лото», которые нужно было разложить по группам («растения тундры, тайги и лиственного леса») и вклеить в таблицу. Затем ребята очень оживленно заполняли зоологический кроссворд «Пушные звери Республики Коми».
Станция «Геральдическая» приобщила юных интеллектуалов к очень сложной, но интересной науке. Объяснить значение символов, изображенных на гербах городов, сможет  не каждый взрослый, а наши лицеисты  с честью справились и с этим заданием.
Вот и пройден весь маршрут, сданы путевые листы с результатами. Все команды прошли дистанцию успешно.
После подведения итогов и вручения грамот ребята вновь услышали замечательные слова поэта Михаила Лебедева: «Я иду Землею коми!» - и торжественное напутствие: «И мы с вами тоже идем землею Коми. Это наша родная земля, и нам её беречь и любить. От нас с вами зависит, какой будет Земля Коми завтра. Ведь правильно говорят: «Где родился – там и пригодился». Счастья вам на родной земле!»              


Ризельян Ж.И.,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы,

Карвялене Л.Ф.,
социальный педагог,
учитель иностранного языка




Комментариев нет:

Отправить комментарий