среда, 21 января 2015 г.

Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость

Е.И. Коленкина,
педагог-психолог
 МБОУ «СОШ № 10»



   У нас давно уже на слуху термин «компьютерная зависимость». Так что же это такое? Как она появляется и как с ней бороться? Об актуальности данной проблемы говорить в наше время уже не приходится. Мы, педагоги, работающие в школе, все чаще сталкиваемся с данным негативным явлением, и все острее встает проблема преодоления компьютерной зависимости у подростков. Одной из форм работы по профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков является работа с родителями. Одной из главных проблем, с которыми нам приходится сталкиваться при работе с родителями - это неосведомленность или поверхностные знания родителей о пользе и вреде компьютера. Поэтому, следуя старой истине, что «врага» надо знать в лицо, давайте рассмотрим, что такое компьютерная зависимость, причины и стадии ее возникновения.
  В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
  В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно про-честь много полезной и интересной информации. Проблемы возникают тогда, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
  Так же как и другие виды зависимости, компьютерная зависимость химически базируется на выделении эндорфинов - гормонов удовольствия. Однако, если при употреблении наркотиков они выделяются под воздействием химии, то при игре выделяются собственные гормоны под воздействием переживаний радости, азарта, успеха.
  Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Человек - существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом для реализации данной потребности.
  Можно выделить зависимость от компьютерных игр (ролевых, азартных или логических), зависимость от общения он-лайн (в чатах и пр.), зависимость от получения информации из Интернет, во всех этих случаях человек получает большее удовольствие от компьютера, нежели от внешнего мира - там он сильнее, успешнее, интереснее. В виртуальном мире он скрыт от опасностей реального. С точки зрения возникновения зависимости особо опасны ролевые игры: в них есть сюжет, уровни, препятствия. Игрок идентифицируется со своим героем, постепенно теряя связь с внешним миром.
  Таким образом, важнее, все-таки, оказывается не химия процесса, а психологическая среда, т.е. то, что человек не может получить удовольствия во внешнем мире.
Основные типы компьютерной зависимости:
  • Зависимость от Интернета (сетеголизм)
  • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)
  Сетеголизм (зависимость от Интернета) проявляется бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда сетеголики находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах.
  Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
  1. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).
  2. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели - пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).
  Давайте перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников и подростков:
  • нарушение процессов обмена информации,
  • недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми,
  • недостаток внимания со стороны родителей,
  • склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного,
  • отсутствие у ребенка увлечений или хобби,
  • неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, трудности в общении,
  • подражание, уход из мира реальности вслед за друзьями,
  • незнание правил работы за компьютером.
  Существует ряд диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером. Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические:
  • не может контролировать своё пребывание за компьютером, ложь относительно времени проведенного за компьютером,
  • занимаясь другими делами, думает и говорит об Интернете, играх,
  • начались проблемы с учёбой, в общении, утрата интереса к социальной жизни,
  • отрыв от компьютера воспринимает агрессивно, поломка приводит в ужас,
  • нарушение пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата, зрения, бессонница, головные боли, снижение иммунитета,
  • пренебрежение потребностями организма.
  Компьютерная зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий.
 1.   Увлечённость на стадии освоения
  Признаки: долгое сидение у компьютера, высокая концентрация внимания, эмоциональное возбуждение во время и после игры.
  Что необходимо предпринимать родителям: настаивать на соблюдении временного режима (количество времени, которое ребёнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья); предложить ребёнку что-то более интересное; переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.); ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет ребёнок.
2.  Состояние возможной зависимости
  Признаки: сильная погружённость в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3 часов в день, снижение интереса к учёбе, падение успеваемости, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры, сужение круга общения (разговоры только о компьютере), потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком.
  Что необходимо предпринимать родителям: осуществлять ненавязчивый контроль за другой деятельностью ребёнка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса или школы); настаивать на соблюдении временного режима нахождения ребёнка за компьютером; не позволять ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно; больше общаться с ребёнком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем; обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям.
3.  Выраженная зависимость
  Признаки: ребёнок не контролирует себя, явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать, или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружён сам в себя), уходы из дома с целью поиграть в компьютерные игры у друзей или в компьютерном клубе, угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером,
  Что необходимо предпринимать родителям: ребёнок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень быстро может перейти на стадию клинической зависимости, при которой помощь оказывается врачом-психиатром в стационаре.
 4.  Стадия привязанности
  На этой стадии происходит угасание игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью отказаться от психологической привязанности к компьютерным играм или интернету не может. Стадия привязанность может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
  Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдет быстрее и легче. Но если подросток прошел все три стадии, то преодолеть зависимость становится на много тяжелее. Подросток будет долго находится на стадии привязан-ности. Она может угасать на время и появляться, при условии каких либо житейских трудностей, как побег от реальности в уже знакомый мир виртуального удовольствия.
  Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?
  • Контролировать доступ к компьютеру
  • Ознакомить ребёнка с временными нормами работы на компьютере
  • Контролировать внеучебную занятость ребёнка
  • Приобщать к выполнению домашних обязанностей
  • Культивировать совместные мероприятия в семье
  • Ежедневно общаться с ребёнком
  • Учить ребёнка правилам общения с окружающими
  • Научить ребёнка способам эмоциональной регуляции
  • В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обратиться за помощью к психологу или врачу-психиатру.

Литература:
  1. Ахмед Ю.И. Чатовая зависимость как психосоциальная проблема [Текст] / Ю.И. Ахмед. - М., 1991.
  2. Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал, 1996, том 17, №2, с. 64-79.
  3. Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография [Текст] / Т.Ю. Больбот, Л.Н. Юрьева. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196с.
  4. Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по психологии (адрес: psychology/Library).

Комментариев нет:

Отправить комментарий