вторник, 14 апреля 2015 г.

НОД «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе с организованной образовательной ситуацией

НОД «Формирование элементарных математических представлений»
в старшей группе с организованной образовательной ситуацией

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №25 «Радуга»
Касаткина Лариса Андреевна
Тема: Знакомство с количественным составом числа «3» из единиц. «На лесной полянке»

Цели и задачи:
познакомить с количественным составом числа «3» из единиц;
закреплять умение отсчитывать предметы из большого количества по заданному числу;
повторить умение находить предметы по форме на основе анализа, персонажей коми-эпоса;
развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и отличия;
воспитывать умение  договариваться в совместной деятельности.



Конспект НОД
(форма проведения -  волшебная сказка на лесной поляне)

Действующие лица:
Баба Ёма (в её роли  воспитатель – Касаткина Лариса Андреевна)
Марпида
Мудрый Ворон
Ведущий  (воспитатель – Мехоношина Светлана Ивановна)
Воспитанники (12  участников)
Демонстрационный материал:
Дидактический материал:
-        по 5 квадратов, по 5 треугольников разного цвета для каждого воспитанника: жёлтого, синего, зелёного;
-        кукла, сидящая на пеньке в коми наряде со связанными руками;
-        игрушка – говорящий Ворон, сидящий на шесте;
-        по три нарисованных совы и вороны разной высоты;
-        костюм Бабы Ёмы.
Ход занятия
Дети заходят из раздевалки и слышат чей-то плач. Второй воспитатель ведёт их на звук плача.
Дети. Ой, кто-то плачет. Да это девочка, Марпида. Ой, какие у неё узлы на руках. Давайте её развяжем!..
Баба Ёма  (кричит, бежит). А, ну, отойдите от моей девочки. Ишь, на чужое набежали! (Разгоняет всех, дети на стульчики сели)
Баба Ёма. Ой, сколько детей! Видза оланныд, дети! Это я, Ёма. Рассердились на меня. Зря! Вы дружите, вместе играете, а я всегда одна. Я себе и утащила девочку Марпиду. Бур нывка, буду с ней дружить. Она, правда, со мной не хочет разговаривать. Что так сердито глядите на меня?
Дети. А, Марпиду жалко!
Баба Ёма. Ну, ладно! Я могу её отпустить, если вы выполнили желание, я развязываю первый узел. Но вы слишком малы и не справитесь. Марпида будет моя! Согласны?
Первое  желание
Баба Ёма. Я дружу только с птицами.  Кто эти птицы? (Ответы детей) Знаете, да это совы и вороны.
 - А сколько их всего? (6).
 - Сколько ворон? (3).
 - А сколько сов? (3).
 - А кого больше? (Ответы детей).
 - Их  поровну! (Спрашивает 4-5 детей).
Баба Ёма. Так вот какое горе!  Они всегда галдят и ссорятся: кто из них самый высокий, кто ниже, кто ещё ниже, кто самый низкий. Я их расставлю по росту, но они мне не верят, говорят, что я дремучая. Все хотят быть высокими. Желаю!..  Поставьте их по росту. (Дети ставят, Баба Ёма развязывает  первый узел, хвалит детей).
Второе желание
Марпида  всё время режет, приговаривает:
 - Вот фигуры:  «треугольник», «квадрат». Очень смешно! ( Показывает  «ласточку», «медведя»). Вот фигуры!
Баба Ёма. Нравится ей квадрат. Покажите, где здесь квадрат? (Дети находят среди фигур на полу квадрат).
Баба Ёма. А почему решили, что  квадрат?
Дети. У него 4 одинаковые стороны, 4 угла.
Баба Ёма.  У меня тоже есть «квадрат». (На поясе привязан большой  «треугольник»). Я этим «квадратом» воробьёв с деревьев пугаю, кидаю, а то поют очень весело! У него углы, стороны есть.
Дети. Это не « квадрат», а «треугольник». У треугольника  3 угла и 3 стороны.
 (Идёт  диалог между детьми и Бабой Ёмой, чтобы дети сравнили  фигуры).
Баба Ёма. Ох, вы и умные! Всё знаете, убедили! Развяжу ещё один  - второй узел. Так вы освободить сможете Марпиду! Я знаю! Вы невнимательные!
Третье желание
Дидактическая игра на внимание «Уголёк»
Баба Ёма. У меня есть невидимый волшебный костёр. Сейчас я достану из него уголёк. Становитесь в круг. Я кину уголёк в правую сторону по кругу. Каждый должен по кругу друг за другом  хлопнуть в ладоши, чтоб уголёк не обжёг руки. Кто пропустит или опоздает, тот обжёгся, садится на стул. Ой, какие внимательные! Не обожглись. Развяжу третий узел.
(Дети садятся на стульчики)
Четвёртое желание
Баба Ёма. Это вы мои не трудные желания исполнили! Вот моё трудное желание! Мы с вами пойдём на поляну Мудрого Ворона! Он не любит меня, считает глупой и злой. Если я вас умненьких приведу, он меня зауважает и всем расскажет, что я умница. Слушайте внимательно. Возьмите из всех фигур 3 квадрата, чтобы каждый квадрат был разного цвета.
(Дети садятся за столы парами. Здороваются с Вороном. Он громко каркает.)
Баба Ёма. Разложите на столе квадраты. Проверьте друг у друга: верно ли выполнили моё задание. (Взаимопроверка.) И я посмотрю. Верно.
 - А сколько у вас квадратов? (3)
 - Нет, не 3, а по одному.
 - 1 красный, 1 синий, 1 жёлтый квадрат, а всего – 3.
- Назовите, сколько и каких у вас квадратов? Сколько их всего? (Ответы детей.)
Баба Ёма. Как же получить три?
Дети. Один, один и ещё один, станет три.
(Ёма спрашивает всех детей, чтобы они сказали как получить три из единиц.)
Баба Ёма. А другие предметы тоже так можно считать? ( Ответы детей.) Выберите из лежащих игрушек по 3 любых, но чтобы они были неодинаковы. Скажите, по сколько каждой игрушки  и сколько всего? (Ответы детей.) Как получили три? (Отвечают.)
Баба Ёма. Как жаль, вы так дружно всё делали, чтобы освободить Марпиду. Пойду,  развяжу последний узел.
Баба Ёма.  Девочка радостная, говорит, что вы добрые, дружные, настоящая команда. А как же я? Опять одна! Ой, Марпида говорит, что насильно не дружат, только по доброй воле. Она говорит, что будет приходить ко мне в лес, играть, помогать, птиц мирить. Спасибо! Ты умнее меня! (Каркает Ворон.)
Баба Ёма. Ура! И Ворон меня зауважал! Спасибо вам, дети. Обещаю довести Марпиду к маме с папой, чтоб её никто не обидел! До свидания.

Литература:
1.    Рабочая программа воспитателя по ФГОС. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др.
2.      Сказки народа коми. Составитель Н.С. Коровина – Сыктывкар: 2009 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий