вторник, 14 апреля 2015 г.

Описание опыта работы по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы с задержкой психического развития на примере реализации проекта «Я и моя семья»

Описание опыта работы по патриотическому воспитанию детей
разновозрастной группы с задержкой психического развития
на примере реализации проекта «Я и моя семья»

воспитатель МБДОУ «Детский сад №19 "Василек» компенсирующего вида,
Баклаг Ангелии Антано

Вид проекта: информационно-творческий.
Тема: «Я и моя семья»
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» В.А. Сухомлинский

I этап - организовать пространство, составить план реализации проекта.
Участники проекта: дети группы с задержкой психического развития (разновозрастная, с 4 до 7 лет), родители, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Реализация проекта: ноябрь 2014 года – март 2015 года
Актуальность проекта
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - дошкольника начинается с воспитания любви и уважения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, сестрам, братьям, бабушкам, дедушкам, с восхищения тем, что видит в семье малыш, что вызывает в его душе отклик. Атмосфера любви, доброты, заботливости, взаимоуважения, присущая семьям, способствует формированию у детей морального сознания, нравственных привычек и чувств, нравственного поведения.
Первый этап морального поведения закладывается в семье с воспитания гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое и уважительное отношение к близким родственникам). Умение слушать и понимать советы, указания и поручения взрослых, выполнять свои обязанности по дому, охотно делиться с другими своими знаниями, замыслами, эмоционально отзываться на радость и горе людей – это предпосылки нравственного развития детей. Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей: семейных обычаев, традиций, коллекций, интересных историй, знаний своих исторических корней – генеалогического древа.
Выбором тематики и содержания проекта послужили выявленные в группе проблемы:
Недостаток знаний у детей о своих семьях.
Отсутствие передачи родителями детям культурных семейных ценностей.

Цель проекта:
Сформировать у детей понимание важности и нужности семьи в их жизни.    Дать знания о семейных ценностях.
Привлечь родителей к воспитанию у детей любви к семье, пониманию ее значимости в жизни каждого человека, к расширению знаний о семейных и культурных ценностях.
Гипотеза:
Знания и умения детей по проекту «Я и моя семья» могут быть сформированы при доверительном взаимодействии родителей (законных представителей) и педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий: анкетирования, консультаций, занятий, собраний, праздников, фотовыставок, выставок детского рисунка, игротек, практической помощи детям в создании гербов семьи, генеалогического древа, выпуска альбома с семейными фотографиями, сборе семейных коллекций.
Будет способствовать познавательной активности детей и взрослых, развитию любознательности и интереса к поисковой деятельности.

II Этап - реализация проекта.

Задачи для педагогов: 
 Анкетирование и опрос родителей с целью получения информации о структуре семей, психологическом климате, участия членов семьи в воспитании детей, связи с окружающим социумом, о трудностях и успехах воспитанников, о пожеланиях и предложениях родителей.
Уточнить знания детей о своих семьях: знание имени, отчества, фамилии родственников, где работают, домашние обязанности.
Дать детям, родителям понимание важности и нужности выполнения проекта «Я и моя семья».
Разработать с родителями план мероприятий для работы по проекту.
Создать развивающую среду: подобрать художественную литературу по данной теме, атрибуты для художественной деятельности, материал для продуктивной работы, составить игротеку.
Задачи для детей:
Расширить знания детей о своих семьях: родителях, старшем и младшем поколениях (имена, отчества, где и кем работают, обязанности по дому).
Сформировать понятия: «род», «предки», «герб», «коллекция», «родословное древо».
Формировать навыки сотрудничества детей со взрослыми в условиях семьи и детского сада в сборе коллекций, составлении генеалогического древа, создании герба и альбома по теме «Семья», выпуске семейных газет.
Воспитывать уважение к членам семьи, уметь помогать и заботиться о людях старшего и младшего возраста, радовать их своими делами и поступками.
Активизировать словарь детей по данной теме: близкие люди, родичи, внук, внучка, родственники, герб, коллекция, генеалогическое древо.
Развивать внимание, память, мыслительные операции у детей (обобщения, исключения, установление простейших причинно-следственных связей, отгадывание загадок).
Задачи для родителей:
Повысить интерес родителей к совместной деятельности с детьми.
Расширить знания родителей в вопросах семейного воспитания.
Привлечь родителей к активному участию в творческой группе «педагоги-дети-родители».
Ожидаемые результаты проекта:
У детей расширены знания о своих семьях, культурных и семейных ценностях.
Сформированы добрые отношения с родителями, старшими и младшими родственниками, желание помогать им, радовать их, участвовать в совместных проектах.
Сформировано умение участвовать в сюжетно-ролевых, творческих, дидактических играх, используя полученные знания о семье.

Перспективное планирование по реализации проекта
Формы
Игровая деятельность
Совместная деятельность
Работа с родителями
Творческие рассказы детей: «Моя семья», «Моя мама», «Папа сильный, папа смелый», «профессии моих родителей», «Как я помогаю дома», «Здравствуйте, это я», «Мои бабушка и дедушка».

Беседы: «Как мы помогаем бабушке, маме?»

Чтение художественной литературы: В.Осеева «Просто  старушка», «Волшебное слово», Е.Благинина «Посидим в тишине», Л.Квитко «Бабушкины руки», Г.Виеру «Мамин день», Я.Аким «Бабушка болеет».

Сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Айога», «Просто старушка».

Занятия: «Семья – это 7 я», «Твое имя».

Открытое занятие «Я и моя семья».

Рисование на темы: «Мой дом», «Моя семья», «Герб нашей семьи», «Мои братья и сестры».

Выпуск фотостендов: «Уроки здоровья», «Папа в армии служил», «Маму поздравляем».

Продуктивная деятельность – подарки мамам и папам, цветок для бабушки, продукты для семьи, прически для девочек.

Пальчиковые гимнастики: «Моя семь Я», «Дружная семья»
Игры-драматизации: «Репка», «Красная шапочка», «Снегурочка».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения дочки», «Праздник в семье», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».

Дидактические игры: «Подбери слово-признак», - какая, какой, «Скажи наоборот»,  «Старший-младший», «Чей, чья, чье?», «Подбери синоним» (мама-мамочка», «Кто для кого?», «Кем быть?».

Строительные игры: «Мой дом», «Строим мебель», «Замок для моей мамы».

Творческие игры: «Как я помог бабушке», «Я – мама».
Создание «уголков уединения» с играми, семейными фотографиями, детскими книгами.

Фотоальбомы: «Мы играем», «Занимаемся».

Акция-конкурс «Сделаем наш участок красивым» III место.

Наклеивание портретов родственников на древе.

Рисунки детей «Эмблема моей семьи».

Сбор семейных коллекций.


Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника».

Консультации: «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду», «Игры с родителями», «Профилактика ОРВИ».

Создание уголка для родителей: стенд о правах и обязанностях родителей, информация о достижениях (дипломы, награды), памятки и агитки.

Конкурс семейных газет: «Наш маленький мир», «Мы играем в семье» - II место.

Подбор пословиц и поговорок о семье, доме.

Проведение акций: «Читаем детям перед сном», «Любимая сказка моего ребенка».

Изготовление эмблемы семейных гербов.

Составление генеалогического древа.

Выпуск альбомов: «Уроки здоровья», «Наши семьи».

Досуг «Семейные коллекции».

Организация игротеки.

Пополнение картотеки «Это интересно знать».

Знакомство с профессиями родителей.

III этап – определить эффективность работы, подвести итоги.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

1.      Перспективный план проекта «Я и моя семья».
2.      Фотоальбомы: «Уроки здоровья», «Мы играем», «Занимаемся», «Семья».
3.      Семейные фотогазеты.
4.      Выставка рисунков – «Наша дружная семья», «Герб нашей семьи».
5.      Семейные коллекции: монет, значков, календарей, украшений, киндер - игрушек.
6.      Генеалогическое древо семей.

Результат работы по проекту:
1.      Расширился объем знаний детей о членах семьи.
2.  Сформированы духовно - нравственные отношения между членами семьи и чувство сопричастности к своей семье, родному дому.





Комментариев нет:

Отправить комментарий