Описание опыта работы по
патриотическому воспитанию детей
разновозрастной группы с задержкой
психического развития
на примере реализации проекта «Я и моя семья»
воспитатель МБДОУ «Детский сад №19 "Василек»
компенсирующего вида,
Баклаг Ангелии Антано
Вид проекта: информационно-творческий.
Тема: «Я и моя семья»
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» В.А. Сухомлинский
I этап - организовать пространство, составить план реализации проекта.
Участники проекта: дети группы с задержкой психического развития (разновозрастная, с 4 до 7 лет), родители, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Реализация проекта: ноябрь 2014 года – март 2015 года
Актуальность проекта
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - дошкольника начинается с воспитания любви и уважения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, сестрам, братьям, бабушкам, дедушкам, с восхищения тем, что видит в семье малыш, что вызывает в его душе отклик. Атмосфера любви, доброты, заботливости, взаимоуважения, присущая семьям, способствует формированию у детей морального сознания, нравственных привычек и чувств, нравственного поведения.
Первый этап морального поведения закладывается в семье с воспитания гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое и уважительное отношение к близким родственникам). Умение слушать и понимать советы, указания и поручения взрослых, выполнять свои обязанности по дому, охотно делиться с другими своими знаниями, замыслами, эмоционально отзываться на радость и горе людей – это предпосылки нравственного развития детей. Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей: семейных обычаев, традиций, коллекций, интересных историй, знаний своих исторических корней – генеалогического древа.
Выбором тематики и содержания проекта послужили выявленные в группе проблемы:
Недостаток знаний у детей о своих семьях.
Отсутствие передачи родителями детям культурных семейных ценностей.
Цель проекта:
Сформировать у детей понимание важности и нужности семьи в их жизни. Дать знания о семейных ценностях.
Привлечь родителей к воспитанию у детей любви к семье, пониманию ее значимости в жизни каждого человека, к расширению знаний о семейных и культурных ценностях.
Гипотеза:
Знания и умения детей по проекту «Я и моя семья» могут быть сформированы при доверительном взаимодействии родителей (законных представителей) и педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий: анкетирования, консультаций, занятий, собраний, праздников, фотовыставок, выставок детского рисунка, игротек, практической помощи детям в создании гербов семьи, генеалогического древа, выпуска альбома с семейными фотографиями, сборе семейных коллекций.
Будет способствовать познавательной активности детей и взрослых, развитию любознательности и интереса к поисковой деятельности.
II Этап - реализация проекта.
Задачи для педагогов:
Анкетирование и опрос родителей с целью получения информации о структуре семей, психологическом климате, участия членов семьи в воспитании детей, связи с окружающим социумом, о трудностях и успехах воспитанников, о пожеланиях и предложениях родителей.
Уточнить знания детей о своих семьях: знание имени, отчества, фамилии родственников, где работают, домашние обязанности.
Дать детям, родителям понимание важности и нужности выполнения проекта «Я и моя семья».
Разработать с родителями план мероприятий для работы по проекту.
Создать развивающую среду: подобрать художественную литературу по данной теме, атрибуты для художественной деятельности, материал для продуктивной работы, составить игротеку.
Задачи для детей:
Расширить знания детей о своих семьях: родителях, старшем и младшем поколениях (имена, отчества, где и кем работают, обязанности по дому).
Сформировать понятия: «род», «предки», «герб», «коллекция», «родословное древо».
Формировать навыки сотрудничества детей со взрослыми в условиях семьи и детского сада в сборе коллекций, составлении генеалогического древа, создании герба и альбома по теме «Семья», выпуске семейных газет.
Воспитывать уважение к членам семьи, уметь помогать и заботиться о людях старшего и младшего возраста, радовать их своими делами и поступками.
Активизировать словарь детей по данной теме: близкие люди, родичи, внук, внучка, родственники, герб, коллекция, генеалогическое древо.
Развивать внимание, память, мыслительные операции у детей (обобщения, исключения, установление простейших причинно-следственных связей, отгадывание загадок).
Задачи для родителей:
Повысить интерес родителей к совместной деятельности с детьми.
Расширить знания родителей в вопросах семейного воспитания.
Привлечь родителей к активному участию в творческой группе «педагоги-дети-родители».
Ожидаемые результаты проекта:
У детей расширены знания о своих семьях, культурных и семейных ценностях.
Сформированы добрые отношения с родителями, старшими и младшими родственниками, желание помогать им, радовать их, участвовать в совместных проектах.
Сформировано умение участвовать в сюжетно-ролевых, творческих, дидактических играх, используя полученные знания о семье.
Перспективное планирование по реализации проекта
Формы
|
Игровая деятельность
|
Совместная деятельность
|
Работа с родителями
|
Творческие
рассказы детей: «Моя семья», «Моя мама», «Папа сильный, папа смелый»,
«профессии моих родителей», «Как я помогаю дома», «Здравствуйте, это я», «Мои
бабушка и дедушка».
Беседы:
«Как мы помогаем бабушке, маме?»
Чтение
художественной литературы: В.Осеева «Просто
старушка», «Волшебное слово», Е.Благинина «Посидим в тишине», Л.Квитко
«Бабушкины руки», Г.Виеру «Мамин день», Я.Аким «Бабушка болеет».
Сказки:
«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Айога»,
«Просто старушка».
Занятия:
«Семья – это 7 я», «Твое имя».
Открытое занятие «Я и моя семья».
Рисование
на темы: «Мой дом», «Моя семья», «Герб нашей семьи», «Мои братья и сестры».
Выпуск
фотостендов: «Уроки здоровья», «Папа в армии служил», «Маму поздравляем».
Продуктивная
деятельность – подарки мамам и папам, цветок для бабушки, продукты для семьи,
прически для девочек.
Пальчиковые
гимнастики: «Моя семь Я», «Дружная семья»
|
Игры-драматизации:
«Репка», «Красная шапочка», «Снегурочка».
Сюжетно-ролевые
игры: «Семья», «День рождения дочки», «Праздник в семье», «Магазин»,
«Больница», «Парикмахерская».
Дидактические
игры: «Подбери слово-признак», - какая, какой, «Скажи наоборот», «Старший-младший», «Чей, чья, чье?»,
«Подбери синоним» (мама-мамочка», «Кто для кого?», «Кем быть?».
Строительные
игры: «Мой дом», «Строим мебель», «Замок для моей мамы».
Творческие
игры: «Как я помог бабушке», «Я – мама».
|
Создание
«уголков уединения» с играми, семейными фотографиями, детскими книгами.
Фотоальбомы:
«Мы играем», «Занимаемся».
Акция-конкурс
«Сделаем наш участок красивым» III место.
Наклеивание
портретов родственников на древе.
Рисунки
детей «Эмблема моей семьи».
Сбор
семейных коллекций.
|
Родительское
собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника».
Консультации:
«Культура здорового образа жизни в семье и детском саду», «Игры с
родителями», «Профилактика ОРВИ».
Создание
уголка для родителей: стенд о правах и обязанностях родителей, информация о
достижениях (дипломы, награды), памятки и агитки.
Конкурс
семейных газет: «Наш маленький мир», «Мы играем в семье» - II место.
Подбор
пословиц и поговорок о семье, доме.
Проведение
акций: «Читаем детям перед сном», «Любимая сказка моего ребенка».
Изготовление
эмблемы семейных гербов.
Составление
генеалогического древа.
Выпуск
альбомов: «Уроки здоровья», «Наши семьи».
Досуг
«Семейные коллекции».
Организация
игротеки.
Пополнение
картотеки «Это интересно знать».
Знакомство
с профессиями родителей.
|
III
этап – определить эффективность работы,
подвести итоги.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
1. Перспективный
план проекта «Я и моя семья».
2. Фотоальбомы:
«Уроки здоровья», «Мы играем», «Занимаемся», «Семья».
3. Семейные
фотогазеты.
4. Выставка
рисунков – «Наша дружная семья», «Герб нашей семьи».
5. Семейные
коллекции: монет, значков, календарей, украшений, киндер - игрушек.
6. Генеалогическое
древо семей.
Результат работы по проекту:
1. Расширился
объем знаний детей о членах семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий