среда, 22 апреля 2015 г.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группе.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группе

Кузнецова Валентина Степановна
воспитатель МБДОУ "Детский сад № 16 "Ручеек"
Тема: «Друг познаётся в беде!»
Цель: Формировать нравственное сознание и поведение у детей.
Задачи:
Образовательные: учить детей понимать и объяснять значение пословиц о дружбе; обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); продолжать учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; называть слова, противоположные по смыслу – антонимы.

Развивающие: развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).
Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение художественной литературы о нравственном поведении, рисование на тему «Мой лучший друг».
Словарная работа: слова-антонимы: бескорыстный, трус, предатель.
Оборудование: волшебный сундучок, воздушные шары, звуковое письмо, игры «Скажи наоборот», «Эхо», «Друзья», «Трон дружбы», «Дерево-мудрости», картинки к пословицам, плакат.
Мотивация: выполнение заданий Мальвины.

Ход НОД:



Дети входят в зал под музыку (звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»).

В: Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые гости! Ребята сегодня к нам пришли гости, вы им улыбнитесь и конечно подружитесь. Давайте поиграем в игру «Эхо» и наши гости узнают, как вас зовут.
Игра «Эхо»: дети стоят в кругу и по очереди громко произносят своё имя, при этом прохлопывают его по слогам, дети повторяют имя сказавшего – не громко.
В: (читает стихотворение):
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.

В: Ребята, кто из вас самый сообразительный и уже догадался о чём мы будем с вами говорить?
Д. Сегодня мы будем говорить о дружбе и друзьях.
В: Правильно. О дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – Дружба! Дружба, что это слово обозначает?
Д. это когда дети играют и делятся игрушками, не обижают друг друга и обязательно всё делают вместе.
В: Дружба это ещё улыбки друзей, значит друзья – это добрые люди и сними всегда интересно и весело. Ребята посмотрите, что здесь спрятано? Интересно, кто нам принёс такой красивый сундучок и шарики? А вот ещё и письмо его можно послушать ведь оно звуковое. (включается грам. запись)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Буратино попал в беду, злой
Карабас Барабас после спектакля
Закрыл его в сундуке. Мы, куклы,
Не смогли ему помочь.
Ребята, помогите бедному Буратино!
Я передаю вам шарики с заданиями.
Если вы их выполните, то сможете
Открыть сундучок и освободить
Буратино. Спасибо вам за помощь.
Мальвина.

В: Буратино попал в беду! Как вы думаете, мы сможем справиться с заданиями? Что мы умеем делать?
Д. Мы умеем дружить и это, нам поможет.
В. Спасти Буратино смогут только дружные ребята! Вот и первый шар, и первое – задание: Мальвина предлагает поиграть в игру, для этого нам понадобится мяч. Я каждому буду бросать мячик, и называть слово, а вы должны быстро ответить противоположное слово. Как называются такие слова?
Д: Антонимы.
В. Правильно. Итак, приготовились и будьте пожалуйста внимательны. (воспитатель называет слова – хороший, злой, смелый, грубый. Дети подбирают к ним антонимы – плохой, добрый, трусливый, злой, вежливый). Молодцы, вы справились с первым заданием! Переходим к следующему: (воспитатель берёт в руки воздушный шар) читает задание:  Мальвина спрашивает нас, какими должны быть настоящие друзья? А вы знаете?
Д. Да.
В. А давайте проверим. Игра называется «Да-Нет», надо правильно отвечать на вопросы, будьте внимательны.
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)
Будем крепко мы дружить (да-да-да)

Физкультурная пауза: «Друзья»
Друзей можно потолкать, потолкать, потолкать.
Друзей можно щекотать, щекотать, щекотать.
Друзьям можно пошептать, пошептать, пошептать.
И с друзьями можно танцевать, танцевать, танцевать.
(дети танцуют под музыку Барбарики «Друзья»)

В. Теперь когда мы отдохнули нас ждёт следующее задание (читает) – Мальвина спрашивает. Как вы поступаете, когда ссоритесь? А это задание покажут нам девочки, они приготовили домашнее задание, которое называется «Поссорились».
В: Мы поссорились с подругой
И уселись по углам
Очень скучно друг без друга
Помириться нужно нам!

Даша: Я её не обижала
Только Мишку подержала.
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
В: (задаёт вопросы детям)
-    Дети из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки Мишки)
-    А как бы вы поступили на месте Даши и Иры? ( Я бы поделился с другом игрушкой и без разрешения не забирал её).
-     Что бы вы им посоветовали? (Надо было попросить разрешения поиграть с Мишкой, а Ире надо делиться с Дашей и играть вместе, дружно и сказать: «Прости меня, пожалуйста», а главное уметь договариваться!)
В: Правильно ребята! Девочки поссорились из-за того, что они не умеют договариваться друг с другом. Обида сразу проходит, если кто-то из ссорившихся попросит извинения.
Даша:
Я пойду и помирюсь
Дам ей Мишку, извинюсь
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу, играть давай.

В: Почему девочка захотела помириться с подружкой?
Д: Ей стало скучно и не интересно играть одной.
В: Конечно, без друзей скучно, тоскливо и не радостно! Сейчас я предлагаю повернуться друг к другу – скрестить пальчики вот так,  улыбнуться, и сказать хором:
«Больше ссориться не нужно.
Мир и дружба, мир и дружба»
Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Трон дружбы». (дети встают в круг, в центре круга трон-стул, дети бегут по кругу) Под музыку дети обегают стульчик, когда музыка перестаёт звучать, ребёнок занимает трон, а остальные дети говорят ему приятные слова. (Например: Даша какая – красивая, аккуратная, добрая и т.д.) игра продолжается до 3 раз.
В: У нас ещё не выполнены все задания, надо выручать Буратино из беды! (читает следующее задание Мальвины.)
«На волшебном дереве выросли удивительные листья – эти листья особенные, они помогут вам ребята вспомнить пословицы о дружбе.
Д: (подходят по одному снимают с листика картинки с рисунками пословиц и по картинке называют её.)
В: Как у вас легко, получается, выполнять все Мальвинины задания благодаря тому, что вы активные, внимательные, любознательные, а главное дружные! А сейчас мы немного отдохнём. Возьмите друг друга за руки и закройте глаза. Почувствуйте, как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам очень спокойно и хорошо вместе. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза. Вы стали ещё лучше и красивее! Ну а нас ждёт следующее задание Мальвины. Оно называется «Слова-друзья». Вы должны взять по одной картинке, которые я заранее приготовила.  (на картинке изображены рисунки название которых схожи по первому звуку.) После того как вы внимательно рассмотрите свои  картинки, вы должны найти  ребёнка у которого есть картинка название которой совпадает по начальному звуку с названием вашей картинки. После того, как пары находят друг друга, игра повторяется 2-3 раза.
В: Вы очень хорошо справились и с этим заданием, остался последний шар и последнее задание: «буква в окошке». Вы видите четыре окошка, в этих окошках зашифрованное слово, и мы должны его отгадать. Выполнив это задание мы откроем  сундучок  и спасём Буратино. Дети отгадывают слово «Ключ» и находят золотой ключик, спрятанный в последней букве «Ч». Все вместе с воспитателем дети открывают сундучок ключом и спасают Буратино.
В: Сегодня мы с вами смогли спасти бедному Буратино от Карабаса Барабаса, благодаря тому, что вы дружные, отзывчивые ребята. Ведь есть такая пословица: «Друг познаётся в беде!». Вот и закончилось наше приключение и нам пора прощаться с гостями.

Список используемой литературы:
1. О.С. Ушакова «Развитие речи у детей 5-7 лет»; ТЦ. Сфера, 2014г.
2. О.С. Ушакова «Придумай слово» Речевые игры и упражнения у дошкольников. ТЦ. Сфера, 2014г.
3. И.В. Пименова «При солнышке тепло» Русские пословицы и поговорки Детская литература, 1979г.
4. В.П. Аникин Русские пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор М: - 1957г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий