Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группе
Кузнецова Валентина Степановна
воспитатель МБДОУ "Детский сад № 16 "Ручеек"
Тема: «Друг познаётся в беде!»
Цель: Формировать нравственное сознание и поведение у детей.
Цель: Формировать нравственное сознание и поведение у детей.
Задачи:
Образовательные:
учить детей понимать и объяснять значение пословиц о дружбе; обогащать лексику
дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); продолжать учить
понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;
называть слова, противоположные по смыслу – антонимы.
Развивающие:
развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание,
доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи
(ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способность понимать эмоциональное
состояние другого человека; умение участвовать в совместной игре, вести
короткие диалоги в ситуации игрового общения; формировать
социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).
Воспитательные:
закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений
о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание
поддерживать друзей, заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым
поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
Предварительная работа: беседы
с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих
между детьми в группе, чтение художественной литературы о нравственном
поведении, рисование на тему «Мой лучший друг».
Словарная работа: слова-антонимы:
бескорыстный, трус, предатель.
Оборудование:
волшебный сундучок, воздушные шары, звуковое письмо, игры «Скажи наоборот»,
«Эхо», «Друзья», «Трон дружбы», «Дерево-мудрости», картинки к пословицам,
плакат.
Мотивация:
выполнение заданий Мальвины.
Дети входят в зал под музыку (звучит
музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»).
В:
Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые гости! Ребята сегодня к нам пришли гости,
вы им улыбнитесь и конечно подружитесь. Давайте поиграем в игру «Эхо» и наши
гости узнают, как вас зовут.
Игра «Эхо»: дети стоят в кругу и по
очереди громко произносят своё имя, при этом прохлопывают его по слогам, дети
повторяют имя сказавшего – не громко.
В:
(читает
стихотворение):
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
В:
Ребята,
кто из вас самый сообразительный и уже догадался о чём мы будем с вами
говорить?
Д.
Сегодня
мы будем говорить о дружбе и друзьях.
В:
Правильно.
О дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно
вслушаемся в это слово – Дружба! Дружба,
что это слово обозначает?
Д.
это
когда дети играют и делятся игрушками, не обижают друг друга и обязательно всё
делают вместе.
В:
Дружба
это ещё улыбки друзей, значит друзья – это добрые люди и сними всегда интересно
и весело. Ребята посмотрите, что здесь спрятано? Интересно, кто нам принёс
такой красивый сундучок и шарики? А вот ещё и письмо его можно послушать ведь
оно звуковое. (включается грам. запись)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Буратино попал в беду, злой
Карабас Барабас после спектакля
Закрыл его в сундуке. Мы, куклы,
Не смогли ему помочь.
Ребята, помогите бедному Буратино!
Я передаю вам шарики с заданиями.
Если вы их выполните, то сможете
Открыть сундучок и освободить
Буратино. Спасибо вам за помощь.
Мальвина.
В: Буратино попал в беду! Как вы думаете,
мы сможем справиться с заданиями? Что мы умеем делать?
Д.
Мы
умеем дружить и это, нам поможет.
В.
Спасти
Буратино смогут только дружные ребята! Вот и первый шар, и первое – задание: Мальвина
предлагает поиграть в игру, для этого нам понадобится мяч. Я каждому буду
бросать мячик, и называть слово, а вы должны быстро ответить противоположное
слово. Как называются такие слова?
Д:
Антонимы.
В.
Правильно.
Итак, приготовились и будьте пожалуйста внимательны. (воспитатель называет
слова – хороший, злой, смелый, грубый. Дети подбирают к ним антонимы – плохой,
добрый, трусливый, злой, вежливый). Молодцы, вы справились с первым заданием!
Переходим к следующему: (воспитатель берёт в руки воздушный шар) читает
задание: Мальвина спрашивает нас, какими
должны быть настоящие друзья? А вы знаете?
Д.
Да.
В.
А
давайте проверим. Игра называется «Да-Нет», надо правильно отвечать на вопросы,
будьте внимательны.
Будем
крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей
дружбой дорожить? (да-да-да)
Другу
будем помогать? (да-да-да)
Друга
нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А
улыбку подарить? (да-да-да)
Друга
стоит обижать? (нет-нет-нет)
Чай
с друзьями будем пить? (да-да-да)
Будем
крепко мы дружить (да-да-да)
Физкультурная пауза: «Друзья»
Друзей можно потолкать, потолкать,
потолкать.
Друзей можно щекотать, щекотать,
щекотать.
Друзьям можно пошептать, пошептать,
пошептать.
И с друзьями можно танцевать, танцевать,
танцевать.
(дети танцуют под музыку Барбарики
«Друзья»)
В.
Теперь
когда мы отдохнули нас ждёт следующее задание (читает) – Мальвина спрашивает.
Как вы поступаете, когда ссоритесь? А это задание покажут нам девочки, они
приготовили домашнее задание, которое называется «Поссорились».
В:
Мы
поссорились с подругой
И уселись по
углам
Очень скучно
друг без друга
Помириться нужно
нам!
Даша:
Я
её не обижала
Только Мишку
подержала.
Только с Мишкой
убежала
И сказала: «Не
отдам!»
В:
(задаёт
вопросы детям)
- Дети из-за чего поссорились девочки? (Из-за
игрушки Мишки)
- А как бы вы поступили на месте Даши и
Иры? ( Я бы поделился с другом игрушкой и без разрешения не забирал её).
- Что бы вы им посоветовали? (Надо было
попросить разрешения поиграть с Мишкой, а Ире надо делиться с Дашей и играть
вместе, дружно и сказать: «Прости меня, пожалуйста», а главное уметь
договариваться!)
В: Правильно
ребята! Девочки поссорились из-за того, что они не умеют договариваться друг с
другом. Обида сразу проходит, если кто-то из ссорившихся попросит извинения.
Даша:
Я
пойду и помирюсь
Дам
ей Мишку, извинюсь
Дам
ей куклу, дам трамвай
И
скажу, играть давай.
В: Почему
девочка захотела помириться с подружкой?
Д: Ей
стало скучно и не интересно играть одной.
В:
Конечно, без друзей скучно, тоскливо и не радостно! Сейчас я предлагаю
повернуться друг к другу – скрестить пальчики вот так, улыбнуться, и сказать хором:
«Больше
ссориться не нужно.
Мир
и дружба, мир и дружба»
Сейчас я предлагаю
поиграть в игру «Трон дружбы». (дети встают в круг, в центре круга трон-стул,
дети бегут по кругу) Под музыку дети обегают стульчик, когда музыка перестаёт
звучать, ребёнок занимает трон, а остальные дети говорят ему приятные слова.
(Например: Даша какая – красивая, аккуратная, добрая и т.д.) игра продолжается
до 3 раз.
В:
У
нас ещё не выполнены все задания, надо выручать Буратино из беды! (читает
следующее задание Мальвины.)
«На волшебном дереве
выросли удивительные листья – эти листья особенные, они помогут вам ребята
вспомнить пословицы о дружбе.
Д:
(подходят
по одному снимают с листика картинки с рисунками пословиц и по картинке
называют её.)
В:
Как у вас легко, получается, выполнять все Мальвинины задания благодаря тому,
что вы активные, внимательные, любознательные, а главное дружные! А сейчас мы
немного отдохнём. Возьмите друг друга за руки и закройте глаза. Почувствуйте,
как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам очень спокойно и хорошо
вместе. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза. Вы стали ещё лучше и красивее!
Ну а нас ждёт следующее задание Мальвины. Оно называется «Слова-друзья». Вы
должны взять по одной картинке, которые я заранее приготовила. (на картинке изображены рисунки название
которых схожи по первому звуку.) После того как вы внимательно рассмотрите
свои картинки, вы должны найти ребёнка у которого есть картинка название
которой совпадает по начальному звуку с названием вашей картинки. После того,
как пары находят друг друга, игра повторяется 2-3 раза.
В:
Вы
очень хорошо справились и с этим заданием, остался последний шар и последнее
задание: «буква в окошке». Вы видите четыре окошка, в этих окошках
зашифрованное слово, и мы должны его отгадать. Выполнив это задание мы откроем сундучок и спасём Буратино. Дети отгадывают слово
«Ключ» и находят золотой ключик, спрятанный в последней букве «Ч». Все вместе с
воспитателем дети открывают сундучок ключом и спасают Буратино.
В:
Сегодня мы с вами смогли спасти бедному Буратино от Карабаса Барабаса,
благодаря тому, что вы дружные, отзывчивые ребята. Ведь есть такая пословица:
«Друг познаётся в беде!». Вот и закончилось наше приключение и нам пора
прощаться с гостями.
Список используемой
литературы:
1. О.С.
Ушакова «Развитие речи у детей 5-7 лет»; ТЦ. Сфера, 2014г.
2. О.С.
Ушакова «Придумай слово» Речевые игры и упражнения у дошкольников. ТЦ. Сфера,
2014г.
3. И.В.
Пименова «При солнышке тепло» Русские пословицы и поговорки Детская литература,
1979г.
4. В.П.
Аникин Русские пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор М: - 1957г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий