четверг, 9 февраля 2017 г.

Познавательно-исследовательский групповой долгосрочный проект для детей подготовительной группы детского сада

Любимый город

воспитатель МБДОУ "«Центр развития ребенка
 – детский сад № 31 «Крепыш» Горохова Л.И.

В жизни часто сталкиваешься с ситуацией, когда люди больше знают о других городах и странах, нежели о своей родине. Отсюда и недостаток либо полное отсутствие патриотизма. 
Подобная картина сложилась и в нашей группе.  В ходе бесед и организованной образовательной деятельности выяснилось, что дети подготовительной группы практически не имеют представления о своем городе, о природе нашего района.  Поэтому в свете патриотического воспитания и внедрения регионального компонента мы решили организовать познавательно-исследовательский групповой долгосрочный проект и постараться зажечь в сердцах  детей искорку патриотизма.

1.  В жизни часто сталкиваешься с ситуацией, когда люди больше знают о других городах и странах, нежели о своей родине. Отсюда и недостаток либо полное отсутствие патриотизма. 
Подобная картина сложилась и в нашей группе.  В ходе бесед и организованной образовательной деятельности выяснилось, что дети подготовительной группы практически не имеют представления о своем городе, о природе нашего района.  Поэтому в свете патриотического воспитания и внедрения регионального компонента мы решили организовать познавательно-исследовательский групповой долгосрочный проект и постараться зажечь в сердцах  детей искорку патриотизма.
2.  Цель нашего проекта заключается в том, чтобы создать условия для получения детьми знаний и представлений о родном городе, о его прошлом и настоящем, о природе интинского района.
3.  Для достижения цели проекта были выделены следующие задачи:
- познакомить детей с особенностями географического положения города Инта;
- познакомить с флорой и фауной интинского района;
- изучить с детьми центральную часть города и свой микрорайон  с помощью плана города и макета микрорайона;
- организовать видео-экскурсии по улицам города;
- оформить стенд с фотографиями знаменитых интинцев;
- организовать встречу детей с призером Европы и мира по каратэ Лобуревой Марией;
- закрепить представления детей о городе как субъекте страны и республики, о его символике;
- дать представление о коренном населении интинского района и его жизни;
- разучить народные игры коми «Ловля оленей» (подвижная) и «Оленеводы» (спортивная);
-  провести совместную с родителями поисковую деятельность и сбор информации об истории названия улиц города и о знаменитых интинцах.
4.  Для решения поставленных задач использовались самые разные методы и приемы работы. Это познавательные беседы с детьми, просмотр фотоальбомов, видеофильмов, игры дидактические и подвижные, организованная образовательная и исследовательская деятельность, работа с родителями.
5.  По окончании проекта ожидается, что у детей группы заметно увеличится объем знаний о родном городе, расширятся представления о природе интинского района, появится чувство любви и признательности к своей малой родине.

1.   План-график мероприятий.


  Далее мы составили план работы для углубленного изучения этого вопроса. На родительском собрании мы обсудили сложившуюся ситуацию с родителями и решили, что в этом направлении надо работать. Родители предложили помочь в поисковой деятельности по истории названия улиц города и поиску информации об известных интинцах.
 В результате проведенной работы в группе появился стенд с фотографиями известных интинцев и людей, в честь которых названы улицы.
  С помощью интернет ресурсов нами была подобрана  серия видеофильмов «Улицы нашего города», благодаря которым мы могли проводить экскурсии по городу, не выходя из детского сада. Так же был найден фильм из архива ВГРТК  1970 года о молодом городе Инта. 
 По материалам, взятым на сайте центральной городской библиотеки, были составлены фотоальбомы по флоре и фауне интинского района.
 Своими силами был изготовлен макет и план микрорайона, где находится наш детский сад, план всего города большого формата.
 Дети познакомились с бытом коренного населения интинского района также с помощью видеофильма. После просмотра мы разучили две коми игры: «Ловля оленей» и «Оленеводы».
  Проводилось прослушивание аудиозаписей с гимнами России, республики Коми и города Инты.
 Знакомство с физической картой России помогло  детям узнать особенности расположения нашего города. 
  Была организована встреча детей с известной интинской спортсменкой Марией Лобуревой, призером Европы и мира по боевым видам спорта сётакан.

График мероприятий

Дата
Работа с детьми
ноябрь
Ориентировка на плане города и на макете микрорайона.

декабрь
Знакомство с физической картой РФ
и расположением города Инта. Понятия «полярный круг», «полярный день и ночь».

январь
Знакомство с жизнью и бытом оленеводов.

Разучивание подвижных игр коми народа.

февраль
Ознакомление с флорой и фауной интинского района.

март
Встреча с Лобуревой М.

1 раз в две недели
Дидактическая игра «Найди свой дом» с использованием плана города.

1раз в две недели

Просмотр видеофильмов из серии «Улицы нашего города».

1 раз в две недели

Презентации детей об известных интинцах или именных улицах с пополнением стенда фотографиями.

1 раз в две недели
Дидактическая игра «Такси» с использованием макета микрорайона.

апрель
 Итоговая викторина

2.   Оценка результатов и отчетность.

   Заканчивается проектная деятельность воспитателя ДОУ организацией презентации. Презентацию планируется провести  в два этапа.
   Сначала дети в течение длительного времени преподносят материал, приготовленный вместе с родителями. Постепенно пополняется наш стенд с фотографиями. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи. Важным является и то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией.
   На заключительном этапе нашего проекта планируется провести викторину «Любимый город», где дети смогут показать приобретенные знания, а педагоги – оценить полученный результат.

3.Приложения
Сценарий викторины «Любимый город»
ЦЕЛЬ:
Создать условия, при которых дети подготовительной группы смогут показать и закрепить приобретенные в ходе проекта знания, осознать их значимость.
ЗАДАЧИ:

  1. Создать для детей ситуацию успеха.
  2. Содействовать тому, чтобы дети могли показать все свои знания в рамках заданной темы.
  3. Вызвать у детей чувство гордости за свой город и его жителей.
  4. Развивать любознательность и познавательную активность.

                                                 
Ход викторины
Приветствие, команды, капитаны, объяснение правил, выбор жюри, исключительное право зрителей добавить баллы понравившейся команде.
Разминка:

  1. как называется наша группа;
  2. в каком д/с находится наша группа;
  3. на какой улице находится наш д/с;
  4. в каком городе находится наш д/с;
  5. в какой республике находится наш город;
  6. в какой стране расположена республика Коми;
  7. на каком континенте расположена Россия;
  8. на какой планете мы живем;
  9. в какой космической системе находится Земля;
  10. в какой галактике находится Солнечная система.
Задание 1.
По фотографии узнать и назвать изображенный объект города или улицу.
Задание 2.
Узнать на фотографиях известных интинцев и рассказать о них.
(Урбанский, Жлуктов, Лобурева, Кулешов).
Задание 3.   
(Флора и фауна нашего района) 
Какое дерево не растет в Инте: береза, осина, дуб, сосна? Рябина, черемуха, вишня, ива?
Какие насекомые не живут в нашем районе: муха, комар, муравей, стрекоза? Шмель, бабочка, кузнечик, овод?          
Назовите этих птиц и скажите, какая птица не встречается в Инте. 
(Воробей, голубь, свиристель, ворона? Сорока, синица, куропатка, трясогузка?)
Назовите этих животных и скажите, какие животные не живут в наших краях. 
(Волк, заяц, тигр, росомаха?  Медведь, леопард, лемминг, песец?)
Задание 4.
Что общего у этих растений? (они ядовитые) Вороний глаз, лютик (куриная слепота), мухомор, поганка.
Что общего у этих растений? (они лекарственные) Подорожник, мать-и-мачеха, тысячелистник, пижма.
Задание 5.
(вся команда)
Слайд с изображением физической карты России
На физической карте России найти местоположение города и прикрепить та том месте фишку, объяснить, по каким ориентирам нашли( северный полярный круг, Уральские горы).
Задание 6.
(два человека от команды)
Все дети подходят к столу, на котором стоит макет микрорайона. «Теперь посмотрим не на карту России, а на …… (макет).  Между сколькими улицами он находится?»  Участники  выбирают нужные таблички с названиями улиц (10 улиц) и располагают их на макете. Потом все вместе проверяем выполнение задания по плану микрорайона.
Игра «Такси». На макете города найти и правильно обозначить улицы, между которыми находится наш микрорайон ( Куратова, Мира, Воркутинская, Морозова).
Задание 7.
(вся команда)
«Ребята, нашему городу всего 61 год. Молодой у нас город или старый?............. Кто знает, что было на месте нашего города до того, как он появился?...............А сейчас их нет?................ Но в тундре нет домов, где же они живут?...............Там нет машин, на чем они ездят по тундре?.......... может вы знаете, как называется длинный шест оленевода?...................тогда, может вы знаете и то, как называют наши оленеводы петлю доля ловли оленей?...............» Команда, первой ответившая на этот вопрос идет на «огневой рубеж».
Спортивная игра «Оленеводы». Используем игру «Кольцеброс» для имитации ловли оленей. 
(используем термины ТЫНЗЕЙ, ХОРЕЙ, НАРТЫ, НЯРТАЛА)
Задание 8.
(четыре человека от команды)
Перед заданием повторить правило использования заглавных букв.
Из имеющегося набора букв за две минуты (следить по песочным часам) выбрать нужные и грамматически правильно составить название нашего города (заглавные и строчные буквы). «А что означает слово «инта»? (место, где много воды)
Задание 9.
(капитаны)
Слайд с изображением герба Инты (1982г.)
Что такое герб (отличительный знак), и что мы можем узнать об Инте, глядя на него.
Гербы. Рассказать о гербе Инты.
На гербе изображен склон террикона, водонапорная башня, перед ними стоит олень, в небе северное сияние. В вершине щита – название города «ИНТА». 
Склон террикона символизирует угледобывающую промышленность.
Водонапорная башня правом верхнем углу – главная архитектурная достопримечательность Инты. Высота башни со звездой 54,4 метра (20 этажей). 
Северный олень на гербе символизирует основное занятие местных жителей – это оленеводство.
Северное сияние – символизирует, что город расположен в северных широтах, в районе полярного круга (географические координаты: 66°02` с. ш. 60°08` в. д.), и где часто можно наблюдать в ночном небе разноцветное Северное сияние.

Из предложенных гербов разных субъектов РФ каждой команде нужно выбрать по одному, которые имеют отношение к нашему городу и объяснить свой выбор           ( Коми и России, потому что…).

Слайд с изображением флага Инты (2008г.)
В Центре флага изображение снежинки серебристого цвета, на который накладывается ромб желтого цвета, стилизованный под коми орнамент. Ромб символизирует северное солнце. Внутри ромба, также как и на гербе Инты, стилизованные изображения башни, террикона и северного оленя на синем фоне неба. Олень здесь серебристого цвета с белой заливкой внутри, стоящий на зелёном поле. Изображение водонапорной башни – желтого цвета. Угольный террикон – черного цвета. Цвета символизируют: жёлтый, золото – богатство; белый – совершенство; синий – красоту природы; зеленый – символизирует жизнь; черный – природные ископаемые.
Задание 10.
Ребята, какие еще отличительные знаки есть у каждого города, республики, страны?.............Какой отличительный знак мы можем не увидеть, а услышать?
Гимны. Прослушать гимны Коми и России и правильно их назвать (дети, узнавшие гимн, встают). После послушать гимн Инты (дети объясняют, почему это о нашем городе).
«Кто знает, почему мы вставали, слушая гимны?.....Правильно, так принято, что, когда звучит гимн города, республики или страны, люди встают из уважения к …..
                 
Обращение к зрителям и вопросы (по ситуации: если счет в игре неравный, то зрители помогают проигрывающей команде уровнять счет).

Вопросы для зрителей.

  1. Как раньше называлась улица Полярная (Набережная).
  2. Как раньше называлась улица Чайковского (Пригородная).
  3. Показать на плане (макете) города Черничный проезд. 
  4. Показать на плане (макете) города Голубичный проезд.
  5. Показать на плане (макете) города Безымянный проезд.



«Наша викторина подошла к концу. Вы замечательно играли. Попросим жюри огласить счет игры (жюри объявляет…).
Как называется такой счет?
Дети: равный или ничья.
А это говорит о том, что вы все хорошо знаете свой родной город. А если знаете, то и любить будете крепко. И куда бы вы ни поехали, он всегда будет в вашем сердце.


А сейчас прошу капитанов подойти для вручения наград!


Комментариев нет:

Отправить комментарий