четверг, 16 марта 2017 г.

Образовательный проект

Образовательный проект
«Школа безопасности» 
Данченкова Наталья Константиновна, преподаватель-организатор 
ОБЖ МБОУ «Гимназия № 2»
Локтионова Ольга Алексеевна, учитель начальных классов 
МБОУ «СОШ № 9»
Актуальность разработки и внедрения образовательного проекта:
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующие новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Обоснование выбора темы образовательного проекта:
Безопасность жизнедеятельности – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.
Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Помощь в решении этих задач оказывают не только уроки ОБЖ в среднем и старшем звене, но  и уроки по предмету «Окружающий мир», необходимые человеку в экстремальной ситуации. В настоящее время тенденцией становится проблема  отсутствия у учащихся интереса к этим предметам и снижение учебной мотивации. Большинство учащихся не  проявляют познавательный интерес к собственной безопасности. Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, понимание важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности подтолкнула к выбору  темы педагогического  проекта.
В данной разработке представлен образовательный проект «Школа безопасности» как направление внеурочной деятельности в рамках преподавания учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель образовательного проекта:
формирование интереса   у учащихся к учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» через различные виды внеурочной деятельности.
Задачи образовательного проекта:
- создать условия для формирования у учащихся интереса к предметам ОБЖ и физической культуре;
- использовать разнообразные формы внеурочной деятельности для формирования интереса к учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» и мотивации познавательной деятельности;
- разработать и внедрить комплекс внеурочных мероприятий, направленных на формирование личности безопасного типа;
Сроки реализации образовательного проекта:
сентябрь 2017 г. – июнь 2018 г.
Основные педагогические понятия, используемые в образовательном проекте:
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью  по предмету.
Урочная деятельность - управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый) ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность  дает учащимся возможность  развивать свои   интересы,    расширить   кругозор, развивать познавательную самостоятельность. 
Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.  В содержании можно выделить два основных направления: 
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; 
2)  формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК. 
Осуществляя работу   важно соблюдать следующие педагогические требования:
- общественно - полезная, профессиональная направленности;
- современность содержания и форм внеурочной деятельности; 
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов учащихся; 
- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью учащихся; 
- системность, непрерывное развитие внеурочной работы.
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы  работы, которая характеризуется следующими уровнями:
I  уровень:
Использование внеурочной деятельности  для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир». На этом уровне  формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.
II уровень:
На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир». При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
III уровень:
Самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. 
Курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» в школе относятся к числу тех предметов, где всегда активно проводится внеклассная работа. Внеурочные занятия по курсу ОБЖ призваны способствовать формированию у учащихся:                                                                                                                                            - сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;                                                                                                      
- навыков  безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;                                          
- индивидуальной системы здорового образа жизни;
- антитеррористического поведения.
Основу внеурочных занятий по курсам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир»  составляет подготовка и участие учащихся во Всероссийском детско-юношеском движении  «Школа безопасности», а также работа в различных кружках, секциях, клубах по программам, которые разрабатываются в регионах проживания и учитывают специфику и особенности региона в вопросах безопасности и организации защиты населения.
В рамках внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальном звене предполагается внедрение следующих систематических форм, которые уже разработаны и внедрены учителями начальных классов МБОУ «СОШ № 9».

  1. Игры по станциям «Быть здоровым здорово!», «Правила дорожного движения»;
  2.  Соревнования «Не шути с огнем»;
  3.  Игра «Опасные игры на дороге»;
  4. Дни здоровья;
  5. Общероссийские открытые уроки и акции по безопасности;
  6. Встречи с инспектором ГИБДД;
  7. Экскурсии в стоматологическую поликлинику «Красивая улыбка – здоровые зубки»;
  8.  Веселые старты «Азбука безопасности»;
  9. Конкурс рисунков «Осторожно! Огонь!»;
  10. Викторина «Здоровое питание»;
  11. Беседа «Опасные и безопасные ситуации».

В рамках внеурочной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней и старшей школе могут быть внедрены следующие систематические формы работы, которые ежегодно проводятся в МБОУ «Гимназия № 2»:
1. Передвижные палаточные лагеря «Патриот», «Новое поколение», «Турист».
2. Конкурсы и  соревнования «Безопасное колесо», «Орленок», «Зарница»,  «Призывник», «Абсолютная точность», «Спортивное ориентирование», «Армейский призыв».
3. Мероприятия в рамках месячника по обучению населения в области ГО и ЧС: штабная тренировка, экскурсии в ВГСЧ, ПЧ – 33, практические занятия по оказанию первой помощи, инструктажи по правилам безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера, тематические классные часы, учебная эвакуация.
4. Мероприятия в рамках месячника военно–патриотического воспитания: митинги памяти, посвященные россиянам, исполнявшим интернациональный долг за пределами Отечества, классные часы, посвященные Дням воинской славы, спортивно – массовое мероприятие «Армейский призыв», соревнования по стрельбе «Абсолютная точность», уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, конкурс социальных проектов «Я – гражданин России».
В комплекс мероприятий включаются систематические выставки плакатов, буклетов, рисунков, тематические родительские собрания, Дни здоровья («Снежные забавы», «Здоровье в наших руках», «Здоровые дети – счастливые дети», «Здоровым быть здорово»), недели безопасности («Мое здоровье – здоровье нации», месячник безопасности на транспорте, «Внимание дети!», «Безопасность в сети Интернет», «Безопасность детей – забота родителей»
Кроме этого, при реализации проекта возможны к использованию эпизодические формы работы - олимпиады по «Основам безопасности жизнедеятельности»  и «Окружающему миру», предметные недели, тематические походы и экскурсии, участие в акциях безопасности, экскурсионные поездки.
Между систематической и эпизодической внеурочной  деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели,  обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.
Формы внеурочной деятельности в рамках проекта «Школы безопасности» находятся в тесной взаимосвязи. Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала.
Материально-технические и кадровые требования к реализации  проекта
Техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
- актовый зал;
- спортивный зал;
- учебные кабинеты;
- стадион;
- лазерный тир;
- мобильный  учебный автогородок по освоению правил дорожного движения;
- туристическое снаряжение;
- спортивный инвентарь.
- учителя начальных классов;
- преподаватели – организаторы ОБЖ;
- учителя физической культуры;
- учитель информатики;
- педагог – психолог;
- педагоги дополнительного образования.


Календарный план реализации образовательного проекта
Этапы
Сроки
Ответственные
1. Организационный этап
1.1.            Установочный методический семинар. Ознакомление с особенностями и целями проекта педагогического коллектива
сентябрь 2017 г.
Директор, заместители директора, руководители МО (кафедр), педагогические работники, представители Методического центра МКУ «ГУНО», общественность
1.2. Формирование рабочей группы (5 – 7 педагогических работников) по реализации проекта
сентябрь 2017 г.
Заместители директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов, педагог-психолог
1.3. Распределение функционала внутри группы
(ответственные за разработку и внедрение мероприятий)
сентябрь 2017 г.
Руководитель группы (координатор проекта)
1.4. Разработка концептуальных и содержательных основ проекта «Школа безопасности»
октябрь 2017 г.
Заместители директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов
1.5. Разработка и описание проекта «Школа безопасности»
октябрь 2017 г.
Заместители директора, рабочая группа
2. Исполнительский этап. Реализация проекта
2.1. Практический  семинар  «Школа безопасности» на городских объединениях преподавателей-организаторов ОБЖ и учителей начальных классов
октябрь 2017 г.
Руководитель рабочей группы
2.2. Реализация комплекса мероприятий проекта «Школа безопасности»
сентябрь 2017 г. –
июнь 2018 г.
Рабочая группа, педагогический коллектив образовательной организации
Передвижной палаточный лагерь «Турист» (ОБЖ)

сентябрь 2017 г.

Преподаватель-организатор ОБЖ, классный руководитель
10 классов, учителя начальных классов
Игра по станциям «Быть здоровым здорово!» (Окружающий мир)
Акция «Внимание, дети!» (ОБЖ)
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов, классные руководители
Игра по станциям «Правила дорожного движения» (Окружающий мир)
Штабная тренировка (ОБЖ)
октябрь 2017 г.

Директор, заместители директора, коллектив образовательной организации
Игра «Опасные игры на дороге» (Окружающий мир)
Передвижной палаточный лагерь «Новое поколение» (ОБЖ)
Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физической культуры

Веселые старты «Азбука безопасности» (Окружающий мир)
Спортивно – патриотическая игра с элементами ОБЖ «Призывник» (ОБЖ)
ноябрь 2017 г.
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физической культуры
Викторина «Здоровое питание» (Окружающий мир)
Неделя безопасности (ОБЖ)
декабрь 2017 г.
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов, классные руководители
Конкур рисунков «Осторожно! Огонь» (Окружающий мир)
Месячник оборонно-массовой работы (ОБЖ)
январь –
февраль 2018 г.
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов, классные руководители
Участие в общероссийских открытых Уроках безопасности (Окружающий мир)
Спортивно – патриотическая игра «Зарница» (ОБЖ)
февраль 2018 г.
Преподаватель-организатор  ОБЖ, учителя физической культуры
Тематические встречи с представителями правоохранительных органов, спасательных служб (ОБЖ, Окружающий мир)
Месячник по обучению населения в области ГО и ЧС (ОБЖ)
март 2018
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов, классные руководители
Тематические классные часы «Осторожно! Снег» (ОБЖ, Окружающий мир)
Неделя безопасности
«Безопасность сети Интернет» (ОБЖ, Окружающий мир)
апрель 2018 г.
Учитель информатики,
преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов, классные руководители
Соревнования «Безопасное колесо» (ОБЖ, Окружающий мир)
май 2018 г.
Преподаватель-организатор ОБЖ
Передвижной палаточный лагерь «Патриот» (ОБЖ)
июнь 2018 г.

Преподаватель-организатор ОБЖ
Акции безопасности, приуроченные к Дню защиты детей (ОБЖ, Окружающий мир)
Преподаватель-организатор ОБЖ,
учителя начальных классов,
классные руководители
2.5. Исследование мотивации и эффективности проекта (анкетирование родителей (законных представителей), учащихся)
май 2018 г.
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов, педагог-психолог 
Аналитический  этап
3.1. Круглый стол по обмену опытом
май 2018 г.
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов 
3.2 Разработка методических рекомендаций по реализации проекта «Школа безопасности»
май 2018 г.
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов 
3.3. Представление результатов проекта на уровне муниципалитета (публикация, методические разработки мероприятий проекта)
сентябрь 2018 г.
Заместитель директора, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя начальных классов 

Ожидаемые результаты реализации образовательного проекта
  1. повышение мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни;
  2. рост интереса учебным предметам «Основы безопасности  жизнедеятельности» и
  3. «Окружающий мир»;
  4.  осознание ценности уроков ОБЖ и «Окружающего мира»;
  5. внедрение комплекса внеурочных мероприятий «Школа безопасности».

Оценка комплексной эффективности образовательного проекта
  1. Проект «Школа безопасности» актуален, потому что способен повысить комплексную безопасность детей в школе и за ее пределами;
  2. Проект «Школа безопасности» эффективен, так как его реализация ведет к снижению детского травматизма;
  3. Проект «Школа безопасности» универсален, так как сочетает урочную и внеурочную деятельность, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
  4. Проект «Школа безопасности» реалистичен, так как повышает мотивацию к изучению учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  5. Проект «Школа безопасности» возможен к внедрению в других образовательных организациях, так как состоит из отработанных и апробированных мероприятий.



Комментариев нет:

Отправить комментарий