«Заставить
полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Указ,
в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом
экологии.
Цель этого
решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим
в экологической сфере, и улучшить состояние экологической
безопасности страны.
Экологическое воспитание
– это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на
смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось
знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного
количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.
Экологическое воспитание помимо
всего этого включает в себя формирование
у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в
природе: животных друг с другом, растений
с
животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы.
Необходимость экологического
воспитания дошкольников была продиктована
самой жизнью. Долгие годы человечество использовало природные ресурсы без учета
экологических законов. Это привело к
значительному истощению некоторых
из них и обширному загрязнению
всей
окружающей среды. Над нашей планетой нависла реальная угроза экологической
катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было срочно переходить на
новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе.
Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую
культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу
лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей
культуры личности человека.
Основной
целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является
формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Формирование экологического
сознания детей мы осуществляем путем решения ряда задач, которые
позволят ребенку выработать экологически правильное поведение:
·
формировать
осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
·
обогащать знания детей о природе, её многообразии,
целостности живого организма, его
потребностях, отличительных особенностях, приспособлении к окружающей среде,
образе жизни,
·
формировать
умения и навыки по уходу за растениями и животными,
·
формировать
систему знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
·
воспитывать
заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей
средой,
·
воспитывать
патриотические чувства,
·
развивать
художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное,
любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности
преумножать красоту и богатства родной природы,
·
развивать
связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать
диалоговую речь, умение доказать, аргументировать свою точку зрения, обучать
составлению рассказов.
Для успешного решения поставленных задач мы используем
разнообразные пособия: экологические модели,
дидактические игры и упражнения,
иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации
и многое другое.
Методы и приемы, которые мы используем в
разных видах деятельности:
§ наблюдения,
§ опытно-экспериментальная
деятельность,
§ -практическая деятельность по уходу за растениями
уголка природы
§ - чтение
художественной литературы, статей экологической направленности с последующим
обсуждением содержания,
§ - уроки
доброты,
§ - экологическое
моделирование
§ - проведение
конкурсов, выставок поделок из природного материала,
§ - посещение
краеведческого музея, станции юных натуралистов,
§ - изготовление
лэпбуков.
В последнее время в дошкольной
педагогике все шире используются
компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности
наглядно показать детям красоту и многообразие родной природы, динамику
природных явлений и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках
нашей планеты.
Формируя понятия и представления
об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, мы показываем, что в природе всё связано, все
зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят
изменения в одном звене, то, как по цепочке, происходят изменения и во многих
других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям как
для природы, так и для самого человека.
Знакомя детей с отрицательными
воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо
прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему
окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей
прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них
основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности
человека.
Экологическое воспитание детей должно
проходить в тесном взаимодействии с семьями.
Целью нашего взаимодействия с
родителями по экологическому воспитанию является
• повышение экологической
компетентности и природоохранной деятельности родителей,
• развитие экологического сознания,
мышления, экологической культуры у взрослых,
• формирование ответственного отношения к
окружающей среде.
В своей работе с родителями
дошкольников мы используем различные
формы общения:
ü привлечение родителей к участию в конкурсах,
выставках, акциях, к пополнению развивающей предметно – пространственной среды
ü консультации для родителей
ü анкетирование, проведение опросов с целью
выявления их экологической компетентности
ü привлечение родителей к совместной с
детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы
ü выпуск газет, фотогазет,
экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Консультация
для родителей
« Как утилизировать батарейки»
Прочитайте
и расскажите об этом знакомым и близким людям.
Батарейки содержат в себе тяжелые металлы, такие как
свинец, литий, кадмий и ртуть. Именно они загрязняют окружающую среду и наносят
непоправимый вред здоровью всего человечества. Всего одна выброшенная батарейка
загрязняет как минимум 20 квадратных метров земли ( срок разложения одной
батарейки более 100 лет). Поэтому такие элементы питания нуждаются в
специальной утилизации, но, к большому сожалению, не в каждом городе существуют
пункты их приема.
В каждой среднестатистической семье
скапливается до килограмма батареек в год. Каждый при этом, не задумываясь,
выбрасывает их в ведро, после чего они оказываются на свалках и полигонах, где
оболочка батарейки быстро разрушается и все ядовитые вещества оказываются в
почве, попадают в подземные воды, атмосферу и действуют разрушительным
способом на все живое, существующее на земле.
Эти ядовитые элементы вместе с едой и питьем
проникают в организм человека.
Как правильно утилизировать
батарейки
Можно провести специальную акцию, по которой активисты
вашего города будут собирать использованные батарейки у всего населения, после
чего сдадут их в пункт приема. Сделайте в вашем подъезде специальный контейнер
(например, 5-литровую пластиковую бутылку), куда все соседи будут выбрасывать
батарейки, после того, как их накопится большое количество – сдайте в
специальный пункт. Не засоряйте окружающую среду, позаботьтесь о чистоте экологии
и здоровье всего живого.
Куда сдать на утилизацию?
В крупных городах
существует немало вариантов, куда можно сдать использованные батарейки. Совсем
не сложно собрать отслужившие свой срок элементы питания у себя дома или у
родных, а потом отвезти в специальные пункты сбора.
Специализированные
пункты сбора
В крупных мегаполисах
стали появляться такие пункты сбора батареек и аккумуляторов. Все эти элементы
питания организации сдают на специализированные предприятия для правильной
утилизации, добросовестно оплачивая их транспортировку и переработку.
Магазины торговых сетей
Многие крупные торговые
сети устанавливают специальные резервуары для сбора использованных батареек.
Вот список магазинов, где осуществляется их прием:
«Эльдорадо».
С сентября 2014 года в
гипермаркетах сети, которые расположены в 173 городах России, были установлены
контейнеры для сбора элементов питания. Всю информации о сборе батареек можно
узнать по телефону 8(800) 555-1111 (звонок бесплатный). Компания также может
указать содействие в
утилизации некоторой
бытовой техники, например газовой плиты или старого телевизора.
IKEA.
С января 2014 года в
этих магазинах появились специализированные компактные контейнеры желтого цвета
для приема использованных ламп, аккумуляторов и батареек. Не принимают только
свинцово-кислотные аккумуляторы.
Магазины MediaMarkеt.
С 2013 года 63 магазина этой сети установили
контейнеры для сбора батареек в 28 городах России. На данный момент акция
временно приостановлена, но представители сети объявили о возможном
возобновлении проекта.
Сеть гипермаркетов Globus.
Имеет свои магазины в
11 городах России. В торговых залах этих магазинов размещены контейнеры для
сбора батареек. Все собранные предметы поступают на переработку в специальные
предприятия, с которыми компания Globus заключила договора об утилизации.
Акция «Сдай батарейку — спаси ежика»
По исследованиям
экологов одна батарейка загрязняет территорию, пригодную для обитания: двух
кротов, нескольких тысяч дождевых червяков, одного ежа. Активисты - экологи
устанавливают специализированные контейнеры в разных точках городах в надежде
на сознательность граждан. Как только контейнеры наполнятся, их отправят на
специальное предприятие для правильной утилизации и переработки.
Все
больше людей подключается к этой акции, желая сохранить окружающую среду и
собственное здоровье. Акция стартовала в России в 2013 году. Обычного лесного
ежика выбирали символом правильной утилизации батареек. Участниками становятся
люди, которым небезразлична
судьба человечества:
компании, образовательные учреждения, активисты-добровольцы.
Как правильно хранить дома до сдачи на переработку?
Конечно, хранение
батареек дома – это неправильно (происходит выделение опасных элементов в
воздух), но не всегда есть возможность отвезти в пункт приема одну или две
батарейки. Гораздо выгоднее накопить несколько единиц этих элементов и сдать
сразу партию. Хранить использованные батарейки в доме тоже надо правильно.
Нельзя складывать их для хранения в металлическую коробку – при протекании
батарейки щелочной или кислый раствор может вызвать коррозию металла, а затем
все равно проникнет в почву. Использованные батарейки надо хранить в
полиэтиленовых контейнерах или коробках.
В нашей стране каждый год на свалки поступает
более 15 000 тонн использованных батареек. Они лежат там десятилетиями,
отравляя воду и почву ядовитыми и токсическими веществами.
Проблема загрязнения окружающей среды не решится сама собой,
пока человечество не поймет, что выбрасывать в мусорное ведро батарейки нельзя.
При правильной утилизации любая батарейка или аккумулятор приносят пользу, а не
вред. И именно правильныедействия сделают наше будущее светлее и чище!
Комментариев нет:
Отправить комментарий