четверг, 9 ноября 2017 г.

Секреты успешной работы с родителями

Минюк Е.Д., воспитатель,
руководитель МО воспитателей и
классных руководителей 5 – 11 классов
МБОУ «Гимназия № 2»

Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
 Она для нас основа всех начал.
 (Е.А. Мухачёва)

          Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.
            Опыт работы, личные наблюдения позволили мне убедиться в том, часто педагоги по различным причинамбывают беспомощны в общении с родителями. Инновационные формы работы могут помочь найти нестандартный выход из ситуации, а также разрешить конфликтную ситуацию и наладить отношения с родителями (законными представителями).
Для начала хотелось сказать несколько слов о современной семье.
  Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
            Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. За всю историю своего развития человечество не смогло создать тако­го общественного института, который заменил бы семью, взял бы на себя всю сложность и все многообразие выполняемых ею функций. В семье, в неповторимом мире человеческих индивидуальностей, закладываются основы трудовых навыков человека, нравственных принципов, норм по­ведения.До сих пор в общественном сознании главенствовала мысль, что именно школа несет ответственность за воспитание детей, а родители призваны ей помогать. Семья выступала и выступает как вспо­могательный институт, участвующий в решении общей задачи воспита­ния, причем семье отводится скорее пассивная роль - не мешать другим государственно-общественным институтам, берущим на себя основную работу по воспитанию личности. Поэтому сегодня мы имеем семью ис­ключительно как понятие, а не как мощный традиционный институт вос­питания.
Вследствие чего, наша учительская задача поставить совместную работу с семьей по воспитанию учащихся во главу угла. На это указывает  и новая концепция взаимодействия семьи и образовательной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры  призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
             Главная задача воспитателя и классного руководителя по работе с семьёй - разрушить барьер между школой и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного, должно быть 
развитие личности ребёнка. Родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку  двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к дальнейшей жизни.
Условия успешной работы с родителями.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.
         Работа с родителями, как и всякая работа в образовательной организации не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы, и вместе искать пути и способы их решения.
Практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и многие из них испытывают трудности в установлении контактов с детьми, особенно с детьми подросткового  возраста.
И все они разные, а положительный результат необходим в каждом случаи сотрудничества классного руководителя с семьей.
Сегодня выделяют примерно три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
         Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
Основные направления сотрудничества.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
  Инновационные формы работы с родителями.
         В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство», возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования. Инновация - это изменение того, что уже существует.
Хочу обратить ваше внимание, что их достаточно много и как часто говорят новое, это хорошо забытое старое.
           Новые и традиционные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей. А эффективными будут те, которые вам понятны и интересны.
            Какими формами пользуюсь я? Что интересно мне? В моей работе присутствуют множество различных новых форм работы с родителями, таких как: кроссбукинг, переписка, этические беседы, индивидуальные консультациии др. Но главной инновацией в моей работе считаю отказ от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и установление приоритета формам работы, интересующие моих родителей. Те, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения.               Мероприятия,  где родители не просто зрители, а активные участники; индивидуальные и групповые беседы, которые помогают решать конкретные вопросы или не дают развиться конфликту; открытые уроки и классные часы, где родитель может увидеть своего ребенка в процессе работы и конечно традиционные родительские собрания, на которых смогу рассказать о достижениях наших детей, ответить на вопросы и решить различные организационные моменты.

            Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Обратите внимание А. Моруа «Разговор - это здание, которое строится совместными усилиями»
          Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий