Минюк Е.Д., воспитатель,
руководитель МО воспитателей и
классных руководителей 5 – 11 классов
МБОУ «Гимназия № 2»
Семья
– поистине высокое творенье.
Она
заслон надёжный и причал.
Она
даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Работа с родителями – одно из самых
сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности.
Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт
расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и
профессионализма.
Опыт
работы, личные наблюдения позволили мне убедиться в том, часто педагоги по
различным причинамбывают беспомощны в общении с родителями. Инновационные формы
работы могут помочь найти нестандартный выход из ситуации, а также разрешить
конфликтную ситуацию и наладить отношения с родителями (законными
представителями).
Для начала хотелось сказать несколько слов о
современной семье.
Современные семьи развиваются в условиях
качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны,
наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и
реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее
значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые
приводят к обострению семейных проблем.
Это, прежде всего, падение
жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих
на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. За
всю историю своего развития человечество не смогло создать такого
общественного института, который заменил бы семью, взял бы на себя всю
сложность и все многообразие выполняемых ею функций. В семье, в неповторимом
мире человеческих индивидуальностей, закладываются основы трудовых навыков
человека, нравственных принципов, норм поведения.До сих пор в общественном
сознании главенствовала мысль, что именно школа несет ответственность за
воспитание детей, а родители призваны ей помогать. Семья выступала и выступает
как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи воспитания,
причем семье отводится скорее пассивная роль - не мешать другим
государственно-общественным институтам, берущим на себя основную работу по
воспитанию личности. Поэтому сегодня мы имеем семью исключительно как понятие,
а не как мощный традиционный институт воспитания.
Вследствие чего, наша учительская задача поставить
совместную работу с семьей по воспитанию учащихся во главу угла. На это
указывает и новая концепция
взаимодействия семьи и образовательной организации, в основе которой лежит идея
о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие
социальные структуры призваны помочь,
поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Главная задача воспитателя и
классного руководителя по работе с семьёй - разрушить барьер между школой и
родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной
деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного
воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и
общественного, должно быть
развитие личности ребёнка.
Родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт,
интересную и содержательную жизнь в школе и дома, что, в свою очередь,
стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками
и гарантирует подготовку к дальнейшей жизни.
Условия успешной работы с
родителями.
Первым и решающим
условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между
школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу
воспитания, уверенность в своих силах.Важен диалог между родителями и
педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые
для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый
совет.
Работа с родителями, как и всякая
работа в образовательной организации не может носить эпизодический характер,
вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была
действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо
обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько
общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы, и вместе искать
пути и способы их решения.
Практика показывает, что не
все родители имеют специальные знания в области воспитания и многие из них
испытывают трудности в установлении контактов с детьми, особенно с детьми
подросткового возраста.
И все они разные, а
положительный результат необходим в каждом случаи сотрудничества классного
руководителя с семьей.
Сегодня выделяют примерно
три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной
работе с детьми.
Они добросовестны, активны,
заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители
– потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут
знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители
не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной
работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже –
открыто, чаще - скрыто.
Педагоги и родители, пытаясь совместно
найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание
и формы педагогического просвещения.
Основные направления сотрудничества.
Содержание сотрудничества классного
руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение
родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие
семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Инновационные формы работы с родителями.
В последние годы в
педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин «инновация». Этот
термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство»,
возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для
развития образования. Инновация - это изменение того, что уже существует.
Хочу обратить ваше внимание, что их
достаточно много и как часто говорят новое, это хорошо забытое старое.
Новые и традиционные формы
работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей,
повысить эффективность процесса воспитания детей. А эффективными будут те,
которые вам понятны и интересны.
Какими формами пользуюсь я? Что интересно мне? В моей работе
присутствуют множество различных новых форм работы с родителями, таких как: кроссбукинг,
переписка, этические беседы, индивидуальные консультациии др. Но главной
инновацией в моей работе считаю отказ от формального общения, монолога в пользу
диалога с родителями и установление приоритета формам работы, интересующие моих
родителей. Те, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях,
анализировать их, находить оптимальные решения. Мероприятия, где родители не просто зрители, а активные
участники; индивидуальные и групповые беседы, которые помогают решать конкретные
вопросы или не дают развиться конфликту; открытые уроки и классные часы, где
родитель может увидеть своего ребенка в процессе работы и конечно традиционные
родительские собрания, на которых смогу рассказать о достижениях наших детей,
ответить на вопросы и решить различные организационные моменты.
Школа может помочь родителям
при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать
с семьей.
Обратите внимание А. Моруа «Разговор - это
здание, которое строится совместными усилиями»
Именно семья является самым мощным средством в
формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и
взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых -
отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий