Жалейко Нина Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ«Детский сад №19 «Василек»
компенсирующего вида
старший воспитатель
МБДОУ«Детский сад №19 «Василек»
компенсирующего вида
Актуальность темы «Система применения упражнений для профилактики
близорукости и нарушений осанки у детей
с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек»
Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во
все времена. Приоритету воспитания здоровья
перед всеми благами придавали Аристотель, Каменский, Ж.Ж. Руссо и Г. Песталоцци
– педагоги-мыслители. Основная целевая
установка этих просветителей : «..если хотите развивать ум вашего ребенка,
развивайте силы, которыми он должен управлять» (Ж.Ж. Руссо).
Эта целевая установка может служить
основой самой современной концепции образования.
В России каждый третий юноша не может
быть призван на военную службу по состоянию здоровья. У 15 % призывников
дефицит массы тела. За время учебы в школе число детей с нарушениями опорно –
двигательного аппарата возрастает в 1,5 – 2 раза, страдающих болезнями нервной
системы увеличивается в 2 раза, близорукостью - в 5 раз. Фундамент здоровья закладывается с
детства, с самых первых дней жизни ребенка Истоки всех болезней следует искать
в дошкольном возрасте.
В приказе Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении
Федерального государственного стандарта дошкольного образования» в разделе 1.
Общие положения, пункт 1.6. говорится, что Стандарт направлен на решение задач. Главной, первой задачей поставлена задача - охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе и
эмоционального благополучия. Поэтому
здоровьесберегающие образовательные технологии необходимо рассматривать
как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность
форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как
качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее
воздействии на здоровье ребенка и педагога. К числу здоровьесберегающих
педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию «Обучение
и воспитание детей в условиях активной сенсорно – развивающей среды» (Г.Л.
Башканова, С.А. Уланова, А.А. Шульга) Сущность данной технологии, по мнению
авторов, заключается не сколько в моделировании учебного пространства в
рамках активной сенсорно – развивающей
среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми, система
субъектно-субъектных отношений между педагогом
и воспитанником. Но в детском саду где дети воспитываются с нарушением
зрения очень важно использовать технологию моделирования учебного пространства
в рамках активной сенсорно – развивающей среды включая в себя: использование
настольной конторки (для работы в режиме смены динамических поз), пейзажного
панно (для ситуационно-образного моделирования), офтальмотренажеров (для
выполнения зрительного тренажа), наглядного
материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом
держателе (для переключения зрения детей с ближних целей на дальние),
зрительных меток на стекле, струны по периметру групповой комнаты.
В
МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек» ведется работа по предупреждению близорукости
и нарушения осанки в условиях сенсорно – развивающей среды.
Экологическое
панно,
где выполнены интинским художником В. Трофимовым картины (2 х 3 метра) 4
времени года. Пейзажное панно размещено на задней стене группы для детей с
нарушением зрения «Сказка».
Панно закрывается тканью
в тон стен помещения с целью избегания
тем самым попадания его в поле зрения дошкольников без надобности. В
этом случае сохраняется свежесть
восприятия ребенком конкретных образов, не отвлекается внимание на несущественные детали, становится
возможной организация работы в режиме поиска. Экологическое панно применяется педагогом для образовательной
деятельности с детьми во всех 5
образовательных областях, игровой деятельности. Наглядный дидактический
материал подбирается педагогом в четком
соответствии с темой, предметом занятия.
Панно используется для увеличения зрительных горизонтов, выполнения упражнений
детьми для укреплений мышц глаз. Дети располагаются на расстоянии
от панно согласно своих зрительных меток в зависимости от своей остроты зрения.
Настольные
конторки,
которые используются для занятий «стоя».
Угол наклона поверхности столешницы составляет 12 градусов. В верхней
части столешницы предусмотрено место для карандаша.
Офтальмотренажеры
это
приспособления для выполнения зрительного тренажа. Это зрительные метки на стекле, системы, включающие в себя «бегущие огоньки», объединенные одним
сюжетом, СЕНСУЭЛ – автоматический
тренажер, картинки размещенные по 4 углам групповой комнаты. Зрительные
метки на стекле используются в режиме ближнего и дальнего
зрения. Для каждого ребенка крепятся цветные зрительные метки на стекле
диаметром 2-3 мм. на уровне глаз ребенка. Подойдя к подоконнику на расстояние
от стекла 25 – 30 см., ребенок смотрит
на метку, затем переводит взор через метку на
верхнюю часть далеко стоящего предмета, фиксирует взгляд. Поочередно
переводит взор то на метку на стекле, то вдаль по 3-4 секунды.
Продолжительность упражнения 3 минуты. Офтальмотренажеры используются для
профилактики зрительного утомления в условиях напряженной работы. Очень важно
проводить упражнения с детьми на офтальмотренажерах в середине занятий особенно
на сидячих продолжительностью 1,5 – 2 минуты.
Сенсорно –
экологические подвески (коромысла) в виде
обруча, рамки, креста крепятся к потолку. Дидактический материал по теме
учебного занятия подвешивается на
крючки на ниточки. Тем самым
обеспечиваются колебательные движения наглядности, что важно для повышения
эффективности зрительного восприятия.
Сенсорно –
дидактический держатель используется для переноса и демонстрации наглядного
материала. Держатели могут быть выполнены из фанеры, пластмассы, дерева.
Максимальный размер плоскости держателя
- в альбомный лист.
В помощь педагогам МБДОУ «Детский
сад № 19 «Василек» разработала систему применения упражнений для профилактики
близорукости и нарушения осанки, составила перспективный план работы по профилактике близорукости и
нарушения осанки для детей с нарушением зрения. Перечисленные выше элементы
предметной среды, а также рабочие режимы помогут педагогам вести
профилактическую работу по нарушению зрения и осанки у детей дошкольного
возраста.
Цель: Сохранение и преумножение здоровья детей
посредством применения в обучении и воспитании активной сенсорно – развивающей
среды.
Задачи:
1.
Использовать
систему упражнений для профилактики близорукости и нарушений осанки у детей в дошкольном
учреждении
2.
Улучшить
остроту зрения и осанку у детей к выпуску в школу
3.
Помочь
педагогам освоить педагогическую технологию по здоровьесбережению «Обучение и
воспитание детей в условиях активной сенсорно – развивающей среды» (Г.Л.
Башканова, С.А. Уланова, А.А. Шульга)
Упражнения
по профилактике близорукости и
нарушений осанки в группе для детей с
нарушением зрения
№
|
Содержание
|
Дата проведения
|
1.
|
Детям предлагается определить местонахождение разрыва колец Ландольта: сверху, снизу, слева, справа.
(Использовать держатели)
|
|
2.
|
Рассматривание и отгадывание рисунков из таблицы Орловой для проверки
остроты зрения у детей. (Использовать держатели)
|
|
3.
|
Дидактическая игра: «Назови место разрыва на кольце?» На картинках
изображено по несколько колец
Ландольта, расположенных в различных пространственных комбинациях.
Воспитатель показывает детям картинки, просит сосчитать их и назвать, где
какое кольцо расположено. (Использовать держатели).
|
|
4.
|
Сравнение мелких предметов изображённых на карточке по длине и ширине.
Карточки на держателе.
|
|
5.
|
Дидактическая игра: «Найди похожую картинку». На доске прикреплены
карточки с изображениями колец
Ландольта, расположенными в различных пространственных комбинациях.
Воспитатель показывает детям тот или иной образец. Необходимо указать –
местонахождение его на доске. (Режим дальнего зрения). Использовать метки
рабочей дистанции.
|
|
6.
|
Рассматривание рисунка из таблицы Орловой, или изображений любых других
предметов и объектов, соответствующих им по размеру. (Работа в режиме
дальнего зрения)
|
|
7.
|
Рассматривание сюжетной картинки (размером примерно 20x30 см). Внимание детей обращается на мелкие детали,
их форму, цвет, местоположение.
|
|
8.
|
Рассматривание рисунков из таблицы Орловой (выполнение разными цветами:
синим, зелёным, красным и т.д.)
|
|
9.
|
Рассматривание мелких предметов разных рисунков
(разноцветных)
|
|
10.
|
Назвать изображённые на карточке геометрические
фигуры (размер 2 см.), соблюдать зрительную рабочую дистанцию.
|
|
11.
|
Рассматривание мелких предметных картинок, соблюдать
зрительные рабочие дистанции.
|
|
12..
|
Рассматривание
сюжетной картинки «Животные и птицы разных широт страны». Животные и птицы
изображены размером от 2 до 4 см. Задание: Назвать животное и где оно
обитает? (Экологическое панно).
|
|
13.
|
Дидактические
упражнения с геометрическими фигурами. На карточке изображены узоры,
составленные из различных геометрических фигур. Нужно назвать эти фигуры,
сосчитать их и указать, где они расположены.
Карточки расположены выше, ниже на стене или же на «коромыслах
|
|
14.
|
По картинкам, где изображены мелкие предметы,
придумать небольшой рассказ. Картинки крепятся на стены на разной высоте. (4-5 картинок с одним
сюжетом).
|
|
15.
|
Игра: «Отгадай загадку». На карточке изображено
несколько мелких предметов. К каждому из них воспитатель подбирает загадку.
Ребёнок отгадывает её и указывает, где находится этот предмет на карточке
|
|
16.
|
Рассматривание любой сюжетной картинки, где предметы
изображены в цвете и мелкими. Обращать внимание детей на более мелкие детали.
Соблюдать рабочую дистанцию. (Использовать простенки).
|
|
17.
|
Игра: «Головоломка» на обнаружение мелких различий в
2-х внешне одинаковых картинках. Книга: «Игровые занимательные задачи».
|
|
18.
|
Рассмотреть и назвать героев сказок изображённых на
иллюстрации в журналах: «Веселые картинки», «Обруч» и другие
|
|
19.
|
Предлагается быстро найти и указать заданные
картинки с изображениями – ответами на предложенные загадки (коромысла)
|
|
20.
|
Зрительный диктант. Карточки повешены высоко на
стене. Посмотреть и быстро сказать, чем отличаются друг от друга помещённых
на карточке 3 рисунка с изображением геометрических фигур или других ребусов.
|
|
21.
|
Рассматривание иллюстрации к сказкам (мелкие
картинки помещены на разной высоте на стенах групповой комнаты). Кто
изображён? Из какой сказки?
|
|
22.
|
Берем флажок яркого цвета на
ручке длиной 90-100 см. Ведущий, стоя лицом к детям, поднимает флажок и
обозначают им различные траектории слежения глазами (важно, чтобы при этом не
было поворотов головы). Сделайте 20 «рисунков», добавьте упражнения в глубину,
т.е. к детям и от них.
|
|
23.
|
Смотреть на кончик носа,
затем вдаль. Посмотреть несколько раз. Смотреть прямо перед собой пристально
и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз. Сжать
веки, затем моргнуть несколько раз. Потереть ладони друг о друга и легко, без
усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью
загородить их от света. Представить
погружение в полную темноту. Открыть глаза.
|
|
24.
|
Согревание глаз ладонями. Закройте глаза. Положите
слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр
ладони должен находиться против
зрачка, т.е. в центре глазниц. Представьте себе, что тепло ладоней
сконцентрировалось в центре глазницы и
в течение 30-60 секунд направляйте это тепло в глаза.
|
Перспективный
план работы по профилактике близорукости
и
нарушений осанки у детей в группе с
нарушением зрения
Понедельник
|
|||
Утро
|
Занятие
|
Прогулка
|
Вечер
|
Утренняя
гимнастика с упражнениями для глаз;
- упражнения по профилактике близорукости: №16, №12, №15, №23 (чередовать
еженедельно);
- упражнение по
офтальмотренажёру;
- упражнение
«Метки на стекле».
|
- Работа по
офтальмотренажеру;
упражнения со
зрительными
метками;
-работа по экологическому панно.
|
- Рассматривание
самых высоких зданий и деталей;
- игра «Кто
дольше покружиться вокруг себя».
|
- Упражнение по
профилактике близорукости №1 (кольца Ландольта);
- дидактичекая
игра: «Узнай по голосу».
|
Вторник
|
|||
- Утренняя
гимнастика с упр. для глаз;
- упражнения по профилактике
близорукости: №2, №8, №13, №16
(чередовать
еженедельно);
- упражнение на коромысле
|
- Упражнения по
офтальмотренажеру;
- использование
коромысел;
- применение
конторок;
- работа по
экологическому панно.
|
- Рассмотреть
вдали летящих птиц;
- Игра
«Покружимся вдвоём»;
- Дид/игра
«Рассмотри одежду на товарище и расскажи о цветовом сочетании на одежде?»
|
- Упражнение по
профилактике близорукости №7 (таблица Орловой);
- упражнение по
восьмёрке;
- упражнение
«Метки на стекле».
|
Среда
|
|||
- Утренняя
гимнастика с упр. для глаз;
- упражнения по
профилактике близорукости: № 3, №9, №17, №19 (чередовать еженедельно);
- упражнение на держателе
|
- Использование
экологического панно;
- использование
кубов, коромысел;
- упражнения по офтальмотренажу;
- использование
коромысел;
|
- Рассматривание
высоких деревьев, птиц на них;
- упражнение:
частое зажмуривание глаз от 8 сек до 10 секунд.
|
- Упражнение по
профилактике близорукости №4 (кольца Ландольта);
- упражнение по
профилактике близорукости № 18
- упражнение
«Метки на стекле».
|
Четверг
|
|||
- Утренняя
гимнастика с упражнениями для
глаз;
упражнения по профилактике близорукости: № 6, №10, №20, №22
(чередовать еженедельно);
- упражнение
«Метки на стекле».
|
- Использование
экологического панно;
- использование
струны (стены);
- использование
конторок.
|
- Рассматривание
вдали находящихся предметов, их мелких деталей;
- упражнение:
вращение глазами по всем направлениям.
|
- Упражнение по
профилактике близорукости №14;
- использование
держателей.
|
Пятница
|
|||
- Утренняя
гимнастика с упражнениями для
глаз;
- упражнение
«Метки на стекле»;
- упражнения по
профилактике близорукости: №5, №11,
№21, №24 (чередовать еженедельно)
|
- Использование
экологического панно;
- применение
конторок;
- использование
струны (стены);
- упражнение по офтальмотренажеру.
|
- Рассматривание
далеко идущих людей;
- дидактическая
игра «Быстро отыщи и назови предмет по описанию.
|
- Упражнение по
профилактике близорукости №14;
- игра
«Испорченный телефон»;
- упражнение
«Метки на стекле».
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий