среда, 28 марта 2018 г.

«Система применения упражнений для профилактики близорукости и нарушений осанки у детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек»

 Жалейко Нина Николаевна
старший  воспитатель
МБДОУ«Детский  сад №19 «Василек» 
компенсирующего вида


Актуальность темы «Система применения упражнений для профилактики близорукости и  нарушений осанки у детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек»

     Здоровье детей – богатство нации.  Этот тезис не утратит актуальности во все времена. Приоритету воспитания  здоровья перед всеми благами придавали Аристотель, Каменский, Ж.Ж. Руссо и Г. Песталоцци – педагоги-мыслители. Основная  целевая установка этих просветителей : «..если хотите развивать ум вашего ребенка, развивайте силы, которыми он должен управлять» (Ж.Ж. Руссо).
         Эта целевая установка может служить основой самой  современной концепции  образования.
         В России каждый третий юноша не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья. У 15 % призывников дефицит массы тела. За время учебы в школе число детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата возрастает в 1,5 – 2 раза, страдающих болезнями нервной системы увеличивается в 2 раза, близорукостью -  в 5 раз. Фундамент здоровья закладывается с детства, с самых первых дней жизни ребенка Истоки всех болезней следует искать в дошкольном возрасте.
          В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» в разделе 1. Общие положения, пункт 1.6. говорится, что Стандарт направлен на решение  задач. Главной,  первой задачей поставлена задача - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. Поэтому  здоровьесберегающие образовательные технологии необходимо рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействии на здоровье ребенка и педагога. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию «Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно – развивающей среды» (Г.Л. Башканова, С.А. Уланова, А.А. Шульга) Сущность данной технологии, по мнению авторов, заключается не сколько в моделировании учебного пространства в рамках  активной сенсорно – развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми, система субъектно-субъектных отношений между педагогом  и воспитанником. Но в детском саду где дети воспитываются с нарушением зрения очень важно использовать технологию моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорно – развивающей среды включая в себя: использование настольной конторки (для работы в режиме смены динамических поз), пейзажного панно (для ситуационно-образного моделирования), офтальмотренажеров (для выполнения зрительного тренажа), наглядного  материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом держателе (для переключения зрения детей с ближних целей на дальние), зрительных меток на стекле, струны по периметру групповой комнаты.
В МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек» ведется работа по предупреждению близорукости и нарушения осанки в условиях сенсорно – развивающей среды.
Экологическое панно, где выполнены интинским художником В. Трофимовым картины (2 х 3 метра) 4 времени года. Пейзажное панно размещено на задней стене группы для детей с нарушением зрения «Сказка».
Панно закрывается тканью в тон стен помещения с целью избегания  тем самым попадания его в поле зрения дошкольников без надобности. В этом   случае сохраняется свежесть восприятия ребенком конкретных образов, не отвлекается  внимание на несущественные детали, становится возможной организация работы в режиме поиска. Экологическое панно  применяется педагогом для образовательной деятельности  с детьми во всех 5 образовательных областях, игровой деятельности. Наглядный дидактический материал подбирается педагогом в  четком соответствии с темой,  предметом занятия. Панно используется для увеличения зрительных горизонтов, выполнения упражнений детьми для укреплений мышц глаз. Дети располагаются на расстоянии от панно согласно своих зрительных меток в зависимости от своей остроты зрения.
Настольные конторки, которые используются для занятий «стоя».  Угол наклона поверхности столешницы составляет 12 градусов. В верхней части столешницы предусмотрено место для карандаша.
Офтальмотренажеры это приспособления для выполнения зрительного тренажа. Это зрительные метки на стекле, системы, включающие в себя «бегущие огоньки», объединенные одним сюжетом, СЕНСУЭЛ – автоматический тренажер,  картинки размещенные по 4 углам групповой комнаты. Зрительные метки на стекле  используются в режиме ближнего и дальнего зрения. Для каждого ребенка крепятся цветные зрительные метки на стекле диаметром 2-3 мм. на уровне глаз ребенка. Подойдя к подоконнику на расстояние от стекла  25 – 30 см., ребенок смотрит на метку, затем переводит взор через метку на  верхнюю часть далеко стоящего предмета, фиксирует взгляд. Поочередно переводит взор то на метку на стекле, то вдаль по 3-4 секунды. Продолжительность упражнения 3 минуты. Офтальмотренажеры используются для профилактики зрительного утомления в условиях напряженной работы. Очень важно проводить упражнения с детьми на офтальмотренажерах в середине занятий особенно на  сидячих  продолжительностью 1,5 – 2 минуты.
Сенсорно – экологические подвески (коромысла) в виде  обруча, рамки, креста крепятся к потолку. Дидактический материал по теме учебного занятия  подвешивается на крючки  на ниточки. Тем самым обеспечиваются колебательные движения наглядности, что важно для повышения эффективности зрительного восприятия.
Сенсорно – дидактический держатель  используется для переноса и демонстрации наглядного материала. Держатели могут быть выполнены из фанеры, пластмассы, дерева. Максимальный размер плоскости держателя  - в альбомный лист.
           В помощь педагогам МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек» разработала систему применения упражнений для профилактики близорукости и нарушения осанки, составила перспективный план  работы по профилактике близорукости и нарушения осанки для детей с нарушением зрения. Перечисленные выше элементы предметной среды, а также рабочие режимы помогут педагогам вести профилактическую работу по нарушению зрения и осанки у детей дошкольного возраста.

Цель:  Сохранение и преумножение здоровья детей посредством применения в обучении и воспитании активной сенсорно – развивающей среды.
Задачи:
1.      Использовать систему упражнений для профилактики близорукости и  нарушений осанки у детей в дошкольном учреждении
2.      Улучшить остроту зрения и осанку у детей к выпуску в школу
3.      Помочь педагогам освоить педагогическую технологию по здоровьесбережению «Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно – развивающей среды» (Г.Л. Башканова, С.А. Уланова, А.А. Шульга)
Упражнения по профилактике близорукости и

 нарушений осанки в группе для детей с нарушением зрения
Содержание
Дата проведения
1.
Детям предлагается определить местонахождение разрыва колец  Ландольта: сверху, снизу, слева, справа. (Использовать держатели)

2.
Рассматривание и отгадывание рисунков из таблицы Орловой для проверки остроты зрения у детей. (Использовать держатели)

3.
Дидактическая игра: «Назови место разрыва на кольце?» На картинках изображено по несколько колец  Ландольта, расположенных в различных пространственных комбинациях. Воспитатель показывает детям картинки, просит сосчитать их и назвать, где какое кольцо расположено. (Использовать держатели).

4.
Сравнение мелких предметов изображённых на карточке по длине и ширине. Карточки на держателе.

5.
Дидактическая игра: «Найди похожую картинку». На доске прикреплены карточки с изображениями колец  Ландольта, расположенными в различных пространственных комбинациях. Воспитатель показывает детям тот или иной образец. Необходимо указать – местонахождение его на доске. (Режим дальнего зрения). Использовать метки рабочей дистанции.

6.
Рассматривание рисунка из таблицы Орловой, или изображений любых других предметов и объектов, соответствующих им по размеру. (Работа в режиме дальнего зрения)

7.
Рассматривание сюжетной картинки (размером примерно 20x30 см). Внимание детей обращается на мелкие детали, их форму, цвет, местоположение.

8.
Рассматривание рисунков из таблицы Орловой (выполнение разными цветами: синим, зелёным, красным и т.д.)

9.
Рассматривание мелких предметов разных рисунков (разноцветных)

10.
Назвать изображённые на карточке геометрические фигуры (размер 2 см.), соблюдать зрительную рабочую дистанцию.

11.
Рассматривание мелких предметных картинок, соблюдать зрительные рабочие дистанции.

12..
Рассматривание сюжетной картинки «Животные и птицы разных широт страны». Животные и птицы изображены размером от 2 до 4 см. Задание: Назвать животное и где оно обитает? (Экологическое панно).

13.
Дидактические упражнения с геометрическими фигурами. На карточке изображены узоры, составленные из различных геометрических фигур. Нужно назвать эти фигуры, сосчитать их и указать, где они расположены.   Карточки расположены выше, ниже на стене или же на «коромыслах

14.
По картинкам, где изображены мелкие предметы, придумать небольшой рассказ. Картинки крепятся на стены  на разной высоте. (4-5 картинок с одним сюжетом).

15.
Игра: «Отгадай загадку». На карточке изображено несколько мелких предметов. К каждому из них воспитатель подбирает загадку. Ребёнок отгадывает её и указывает, где находится этот предмет на карточке

16.
Рассматривание любой сюжетной картинки, где предметы изображены в цвете и мелкими. Обращать внимание детей на более мелкие детали. Соблюдать рабочую дистанцию. (Использовать простенки).

17.
Игра: «Головоломка» на обнаружение мелких различий в 2-х внешне одинаковых картинках. Книга: «Игровые занимательные задачи».

18.
Рассмотреть и назвать героев сказок изображённых на иллюстрации в журналах: «Веселые картинки», «Обруч» и другие

19.
Предлагается быстро найти и указать заданные картинки с изображениями – ответами на предложенные загадки  (коромысла)

20.
Зрительный диктант. Карточки повешены высоко на стене. Посмотреть и быстро сказать, чем отличаются друг от друга помещённых на карточке 3 рисунка с изображением геометрических фигур или других ребусов.

21.
Рассматривание иллюстрации к сказкам (мелкие картинки помещены на разной высоте на стенах групповой комнаты). Кто изображён? Из какой сказки?

22.
Берем флажок яркого цвета на ручке длиной 90-100 см. Ведущий, стоя лицом к детям, поднимает флажок и обозначают им различные траектории слежения глазами (важно, чтобы при этом не было поворотов головы). Сделайте 20 «рисунков», добавьте упражнения в глубину, т.е. к детям и от них.

23.
Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Посмотреть несколько раз. Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света.  Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.

24.
Согревание глаз ладонями. Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони  должен находиться против зрачка, т.е. в центре глазниц. Представьте себе, что тепло ладоней сконцентрировалось в центре глазницы и  в течение 30-60 секунд направляйте это тепло в глаза.



Перспективный план работы   по профилактике близорукости

и нарушений осанки у детей в группе с  нарушением зрения
Понедельник
Утро
Занятие
Прогулка
Вечер
Утренняя гимнастика с упражнениями  для глаз;
-  упражнения по профилактике близорукости:  №16, №12, №15, №23 (чередовать еженедельно);
- упражнение по офтальмотренажёру;
- упражнение «Метки на стекле».
- Работа по офтальмотренажеру;
упражнения со зрительными
метками;
 -работа по экологическому панно.
- Рассматривание самых высоких зданий и деталей;
- игра «Кто дольше покружиться вокруг себя».
- Упражнение по профилактике близорукости №1 (кольца Ландольта);
- дидактичекая игра: «Узнай по голосу».
Вторник
- Утренняя гимнастика с упр. для  глаз;                        
-  упражнения по профилактике близорукости:  №2, №8, №13, №16 (чередовать
еженедельно);
- упражнение  на коромысле
- Упражнения по офтальмотренажеру;
- использование коромысел;
- применение конторок;
- работа по экологическому панно.
- Рассмотреть вдали летящих птиц;
- Игра «Покружимся вдвоём»;
- Дид/игра «Рассмотри одежду на товарище и расскажи о цветовом сочетании на одежде?»
- Упражнение по профилактике близорукости №7 (таблица Орловой);
- упражнение по восьмёрке;
- упражнение «Метки на стекле».
Среда
- Утренняя гимнастика с упр. для  глаз;                         
- упражнения по профилактике  близорукости:  № 3, №9, №17, №19 (чередовать еженедельно);
- упражнение  на держателе
- Использование экологического панно;
- использование кубов, коромысел;
-  упражнения по офтальмотренажу;
- использование коромысел;
- Рассматривание высоких деревьев, птиц на них;
- упражнение: частое зажмуривание глаз от 8 сек до 10 секунд.
- Упражнение по профилактике близорукости №4 (кольца Ландольта);
- упражнение по профилактике близорукости № 18
- упражнение «Метки на стекле».
Четверг
- Утренняя гимнастика с упражнениями для  глаз;                          упражнения по профилактике близорукости: № 6, №10, №20, №22 (чередовать еженедельно);
- упражнение «Метки на стекле».
- Использование экологического панно;
- использование струны (стены);                           
- использование конторок.
- Рассматривание вдали находящихся предметов, их мелких деталей;
- упражнение: вращение глазами по всем направлениям.
- Упражнение по профилактике близорукости №14;
- использование держателей.
Пятница
- Утренняя гимнастика с упражнениями для  глаз; 
- упражнение «Метки на стекле»; 
- упражнения по профилактике близорукости:  №5, №11, №21, №24 (чередовать еженедельно)
- Использование экологического панно;
- применение конторок;
- использование струны (стены);
 - упражнение по офтальмотренажеру.
- Рассматривание далеко идущих людей;
- дидактическая игра «Быстро отыщи и назови предмет по описанию.
- Упражнение по профилактике близорукости №14;
- игра «Испорченный телефон»;
- упражнение «Метки на стекле».

Комментариев нет:

Отправить комментарий