Автор: Абдуллаева К.Р., педагог дополнительного
образования, I кв. категория,
Цель: Обогатить и расширить знания детей о мире птиц.
Задачи:
– познакомить учащихся с многообразием
пернатых;
– научить
выделять признаки сходства и различия у птиц;
– формировать
понятия о внешнем строении птиц, связанным с их питанием;
– развить
познавательную активность;
– воспитать
чувство коллективизма, любовь и бережное отношение к природе.
Содержание викторины:
1. «Наши верные друзья».
Интересные
сведения о том, какую пользу приносят птицы.
2. Правила грамотного обращения с птицами.
3. Экосценка: «Что случилось однажды в парке?»
4. Русские поэты и писатели о птицах.
5. «Закончи пословицу о птицах». (Письменное
задание).
6. Викторина: «По словесному портрету, ты скажи нам, кто
же это?»
Оборудование:
Плакаты и картинки для оформления зала.
Плакаты для экосценки: «Что случилось однажды в
парке?».
Кормушки, подготовленные участниками для птиц.
Иллюстрации птиц.
Карточки с письменными заданиями.
Жетоны за правильные ответы в конкурсах 4,5,6 .
Поощрительные призы.
Возраст
участников:
8 -10 лет.
Ведущий: Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о птицах,
наших пернатых друзьях. Весна. Скоро наступит день, когда первые перелетные
птицы появятся у нас в городе и заявят о себе еще не очень громкими, но
радующими всех любителей природы голосами.
Я живу на
лугах и в садах, и в лесах.
Я летаю весь
день в голубых небесах,
Кто же я,
скажите, меня назовите?
Конечно же, это птица. Да, птицы – это дети воздуха.
Это наши верные друзья и помощники лесов, полей, садов от вредителей. Давайте
послушаем примеры:
1-й конкурс: «Наши верные
друзья»
1-участник:
- Каждая сова уничтожает в год около 1000 грызунов,
следовательно, спасает тонну хлеба.
- Добыча всех ласточек – мелкие насекомые: мухи,
комары, мошки, жучки.
- А вот кукушка питается волосатыми гусеницами,
которых другие птицы не предпочитают. За 1 час она может съесть до 100 гусениц.
2-участник:
- Дятел долбит клювом больные деревья и вытаскивает
длинным языком из- под коры жуков – короедов и их личинок. Дятлы – санитары леса.
- Грачи, скворцы, чайки – ходят за пахарями и поедают
из поднятой земли личинки жуков. - Сильные кречеты, балабаны, орлы и подорлики
– уничтожают мышей, сусликов и леммингов.
3-участник:
- Ворон, коршуны, грифы повсюду высматривают трупы
павших зверей и птиц и уничтожают их.
- А такие птицы как дрозды и свиристели, питаясь
ягодами, разносят семена и тем самым садят для нас леса.
- Домашние птицы - куры, гуси, утки обеспечивают нас
мясом, яйцами.
Ведущий: Трудно оценить огромное значение и пользу птиц, выбрать
самую полезную и самую важную птичку. Нельзя решать, кого нужно охранять, а
кого нет.
1-участник:
Дерево, травка, цветок и птица не всегда умеет
защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся
одни.
Давайте, люди, дружить друг с другом.
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Ведущий: Как вы думаете, что нужно
сделать, чтобы подружиться с птицами? (Выслушивает ответы). Все, что вы сказали
– это правильно.
2-конкурс: Правила грамотного обращения с птицами
2-участник:
- Давайте
запомним несколько правил:
1-е правило:
Не подходите близко к птицам и их гнездам, не шумите возле гнездовья их.
2-е правило:
Подкармливайте птиц, особенно зимой, когда они подлетают к жилью человека и
просят корм.
3-е правило:
Сделайте для птиц кормушки, не беспокойте, не тревожьте их!
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к вашему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Ведущий: Я надеюсь, вы хорошо запомнили эти правила, и будете
соблюдать их всегда.
А теперь мы предлагаем посмотреть сценку: «Что случилось однажды в парке».
3-конкурс:
сценка: «Что случилось однажды в парке».
Надпись: «Клуб
друзей птиц», «Тихо, идет заседание!»
1-участник: Руководитель клуба:
Ребята, происходит что-то ужасное в нашем парке.
Кто-то ломает наши кормушки, разоряет птичьи гнезда, стреляет из рогаток,
бросают в скворечники камни…Нужно что-то делать.
1-ученик: Нужно выследить, кто это делает.
2-ученик: Правильно, а потом наказать их.
3-ученик: Давайте займемся этим прямо сейчас, я пошел, кто со
мной? (три человека уходят).
4-ученик: А мы пока подумаем, как их наказать.
1-ученик: Я сейчас напишу позорные таблички и повешу их на этих
хулиганов. Пусть все знают, чем они занимаются.
2-ученик: А я предлагаю заставить записаться в наш клуб, ведь
нужно постараться исправить их, чтобы они этим не занимались.
3-ученик:
Правильно, а еще нужно заставить их
возместить причиненный им ущерб.
(Слышится шум, топот, возня. Заходят три ученика
и ведут двух хулиганов).
4-ученик: Вот они, мы поймали их на месте преступления. Вот их
оружие…(показывают рогатки, камни, палки).
Хулиган-1: Что мы сделали? (заносчиво), мы вас ведь не трогали?
Налетели как бешеные собаки.
1-ученик: Как это, ничего
не сделали? Вы оставили птиц нашего парка без корма! Где теперь они будут
питаться?
2-ученик: А сколько птиц вы оставили без жилья. Куда теперь
прилетят хозяева гнезд, которые вы сбивали с деревьев?
3-ученик: Вы можете объяснить, зачем вы это сделали, какой смысл
во всем этом варварстве?
4-ученик: Представьте, мы сейчас пойдем к вам домой. Унесем всю
еду. А потом поломаем и выбросим все, что можно. Даже стены не оставим…
1-ученик: А на последок постреляем в вас из рогаток.
Хулиган-1: (Опустив голову) Ну если так…то мы больше не будем…
Хулиган-2: Вы уж простите нас…пожалуйста…
2-ученик: Мы то вас можем простить, а как же обиженные птицы?
Как вы у них можете просить прощенья?
Хулиган-1: Мы исправим, все что поломали, починим.
Хулиган-2: А можно мы вместе с вами будем помогать птицам.
Запишите нас в свой клуб.
1-участник: Руководитель клуба:
Конечно, запишем. И первое чем мы займемся, будем исправлять, все, что вы
натворили. А пока поносите вот эти таблички: «Я разоряю гнезда», «Я обижаю
птиц». Пусть вам будет стыдно.
3-ученик: А когда исправитесь, это останется у вас на память,
может, вы их сами вручите, кому-нибудь. Все уходят, кроме руководителя клуба.
Руководитель
клуба: Ребята на самом деле быстро исправились. Они приобрели
новых друзей среди ребят, а главное – стали лучшими друзьями птиц.
Выходят все участники и бывшие хулиганы с табличками в
руках, обращаются к зрителям: Мы надеемся, среди вас таких нет, которым можно
вручить это…?
(Поклон и уходят).
Ведущий: К образам птиц обращались многие русские поэты и
писатели:
4-конкурс: Русские поэты и писатели о
птицах
4-участник: 1) Как замечательно написал Н. М. Рубцов о воробье:
И дрожит над зернышком бедным, и летит к чердаку
своему.
А гляди, не становится
вредным от того, что так трудно ему.
- Здесь и попытка понять потайные мысли и желания
крохотного существа.
2) А вот голуби, наоборот, ассоциируются с чем-то
возвышенным, добрым, мирным.
И голуби белей, чем облака.
Вокруг летают ангелами
Бога. /И. Северянин/.
1-участник: 3) Журавли всегда в полете. Их крики прощанья навевают
грустные мысли. Серебряными колокольцами кликали за собой припозднившиеся в полете
журавли. / М. А. Шолохов/.
4) Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье и
высокий полет этих гордых и прославленных птиц. /Н. Рубцов/
2-участник: 5) Особая симпатия чувствуется к образу лебедей.
Лебедь – это нечто необыкновенное, белое, светлое, чарующее.
На лилии похожи все лебеди
И солнце похоже на музыку!
6) Лучше охарактеризовать певца- соловья, как барда
любви, невозможно. Так пишет о нем В. Я. Брюсов.
О бард любви, далекий соловей.
О лунный свет, всегда необычайный,
О бахрома, нависнувших ветвей!
Ведущий: Разнообразен птичий мир. На всем земном шаре нет
такого уголка, куда не залетала бы птица: в лесу и на лугах, тундре и в горах,
в степях и пустынях и даже на Северном полюсе, а теперь давайте вспомним
пословицы о птицах: Задание письменное.
5-конкурс: «Закончи пословицу»
1.
всякая птица
свое…/гнездо любит/.
2.
Лучше синица в
руках, чем …/журавль в небе/.
3.
Слово не
воробей…/ вылетит, не поймаешь/.
4.
Старого воробья
на мякине…/ не проведешь/.
5.
плоха та птица,
которая…/свое гнездо марает/.
6-конкурс:
Викторина: «По словесному портрету, ты скажи нам, кто же это?»
1-участник: Лазит по веткам, как попугай и лапами цепляется, и
клювом, хоть вниз головой ему все равно. /Поползень/
2-участник: Он занят одним – вылущивает семена из шишек. А для
этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.
/Клест/.
3-участник: Размером она со скворца или чуть больше. Очень
скрытная и осторожная. Селится высоко на деревьях. Подойти к нему близко
невозможно. Песня у нее очень звонкая – красивая. Прерывистое посвистывание. Но
если увидит опасность, то кричит как кошка, которой на лапу наступили. / Иволга/.
1-участник: Самая маленькая представительница семейства вороновых
с красивым оперением. В лесу подобно зоркому стражу, заметив, что- нибудь
подозрительное, поднимет громкий шум, крик. /Сойка/.
2-участник: Эта птица живет на крайнем севере. Обладает красивым
оперением и великолепным хохолком на голове. Ее любимое лакомство – ягоды
рябины и можжевельника. /Свиристель/.
3-участник: Эта птица ведет скрытый образ жизни. Живет по берегам
водоемов. Цвет оперения совпадает с цветом окружающей среды. В случае опасности
не улетает, а вытягивает шею и поднимает клюв кверху, становясь похожей на
пучок сухого камыша. /Выпь/.
Итог: Подсчет жетонов за правильные ответы. Призы особо
отличившимся учащимся.
Ведущий: Сегодня мы приготовили подарки для наших пернатых
друзей. Нам известно, что разыскивать еду – постоянная забота птиц. Весной у
них горячая пора гнездовья. Вот и мы хотим внести свою лепту в суетливый птичий
мир.
(Показ заранее изготовленных детьми кормушек). После
праздника мы пойдем в парки и скверы и прикрепим кормушки и будем ожидать наших
пернатых друзей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий