понедельник, 14 мая 2018 г.

Методическая разработка сценарий игры - викторины: «Пернатая радуга»


Автор: Абдуллаева К.Р., педагог дополнительного образования, I кв. категория,
МБУ ДО Станция юных натуралистов г. Инта, intakamila@mail.ru

Цель: Обогатить и расширить знания детей о мире птиц.

Задачи:
 – познакомить учащихся с многообразием пернатых;
– научить выделять признаки сходства и различия у птиц;
– формировать понятия о внешнем строении птиц, связанным с их питанием;
– развить познавательную активность;
– воспитать чувство коллективизма, любовь и бережное отношение к природе.

Содержание викторины:
1. «Наши верные друзья». Интересные сведения о том, какую пользу приносят птицы.
2. Правила грамотного обращения с птицами.
3. Экосценка: «Что случилось однажды в парке?»
4. Русские поэты и писатели о птицах.
5. «Закончи пословицу о птицах». (Письменное задание).
6. Викторина: «По словесному портрету, ты скажи нам, кто же это?»
Оборудование:

Плакаты и картинки для оформления зала.
Плакаты для экосценки: «Что случилось однажды в парке?».
Кормушки, подготовленные участниками для птиц.
Иллюстрации птиц.
Карточки с письменными заданиями.
Жетоны за правильные ответы в конкурсах 4,5,6 . Поощрительные призы.

Возраст участников:
8 -10 лет.

Ведущий: Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о птицах, наших пернатых друзьях. Весна. Скоро наступит день, когда первые перелетные птицы появятся у нас в городе и заявят о себе еще не очень громкими, но радующими всех любителей природы голосами.
                        
   Я живу на лугах и в садах, и в лесах.
   Я летаю весь день в голубых небесах,
   Кто же я, скажите, меня назовите?

Конечно же, это птица. Да, птицы – это дети воздуха. Это наши верные друзья и помощники лесов, полей, садов от вредителей. Давайте послушаем примеры:

1-й конкурс: «Наши верные друзья»
1-участник:
- Каждая сова уничтожает в год около 1000 грызунов, следовательно, спасает тонну хлеба.
- Добыча всех ласточек – мелкие насекомые: мухи, комары, мошки, жучки.
- А вот кукушка питается волосатыми гусеницами, которых другие птицы не предпочитают. За 1 час она может съесть до 100 гусениц.
2-участник:
- Дятел долбит клювом больные деревья и вытаскивает длинным языком из- под коры жуков – короедов и их личинок. Дятлы – санитары леса.
- Грачи, скворцы, чайки – ходят за пахарями и поедают из поднятой земли личинки жуков. - Сильные кречеты, балабаны, орлы и подорлики – уничтожают мышей, сусликов и леммингов.
3-участник:
- Ворон, коршуны, грифы повсюду высматривают трупы павших зверей и птиц и уничтожают их.
- А такие птицы как дрозды и свиристели, питаясь ягодами, разносят семена и тем самым садят для нас леса.
- Домашние птицы - куры, гуси, утки обеспечивают нас мясом, яйцами.

Ведущий: Трудно оценить огромное значение и пользу птиц, выбрать самую полезную и самую важную птичку. Нельзя решать, кого нужно охранять, а кого нет.
1-участник:
                        Дерево, травка, цветок и птица не всегда умеет защититься.
                        Если будут уничтожены они
                        На планете мы останемся одни.
                        Давайте, люди, дружить друг с другом.
                        Как птицы с небом, как ветер с лугом.
                        Как парус с морем, трава с дождями,
                        Как дружит солнце со всеми нами.
 Ведущий: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы подружиться с птицами? (Выслушивает ответы). Все, что вы сказали – это правильно.

2-конкурс: Правила грамотного обращения с птицами
2-участник:
 - Давайте запомним несколько правил:

1-е правило: Не подходите близко к птицам и их гнездам, не шумите возле гнездовья их.
2-е правило: Подкармливайте птиц, особенно зимой, когда они подлетают к жилью человека и просят корм.
3-е правило: Сделайте для птиц кормушки, не беспокойте, не тревожьте их!

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к вашему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Ведущий: Я надеюсь,  вы хорошо запомнили эти правила, и будете соблюдать их всегда.
А теперь мы предлагаем посмотреть сценку: «Что случилось однажды в парке».

3-конкурс: сценка: «Что случилось однажды в парке».

Надпись: «Клуб друзей птиц», «Тихо, идет заседание!»
1-участник: Руководитель клуба:
Ребята, происходит что-то ужасное в нашем парке. Кто-то ломает наши кормушки, разоряет птичьи гнезда, стреляет из рогаток, бросают в скворечники камни…Нужно что-то делать.
1-ученик: Нужно выследить, кто это делает.
2-ученик: Правильно, а потом наказать их.
3-ученик: Давайте займемся этим прямо сейчас, я пошел, кто со мной? (три человека уходят).
4-ученик: А мы пока подумаем, как их наказать.
1-ученик: Я сейчас напишу позорные таблички и повешу их на этих хулиганов. Пусть все знают, чем они занимаются.
2-ученик: А я предлагаю заставить записаться в наш клуб, ведь нужно постараться исправить их, чтобы они этим не занимались.
3-ученик: Правильно, а еще нужно заставить их возместить причиненный им ущерб.
(Слышится шум, топот, возня. Заходят три ученика и ведут двух хулиганов).
4-ученик: Вот они, мы поймали их на месте преступления. Вот их оружие…(показывают рогатки, камни, палки).
Хулиган-1: Что мы сделали? (заносчиво), мы вас ведь не трогали? Налетели как бешеные собаки.
1-ученик:  Как это, ничего не сделали? Вы оставили птиц нашего парка без корма! Где теперь они будут питаться?
2-ученик: А сколько птиц вы оставили без жилья. Куда теперь прилетят хозяева гнезд, которые вы сбивали с деревьев?
3-ученик: Вы можете объяснить, зачем вы это сделали, какой смысл во всем этом варварстве?
4-ученик: Представьте, мы сейчас пойдем к вам домой. Унесем всю еду. А потом поломаем и выбросим все, что можно. Даже стены не оставим…
1-ученик: А на последок постреляем в вас из рогаток.
Хулиган-1: (Опустив голову) Ну если так…то мы больше не будем…
Хулиган-2: Вы уж простите нас…пожалуйста…
2-ученик: Мы то вас можем простить, а как же обиженные птицы? Как вы у них можете просить прощенья?
Хулиган-1: Мы исправим, все что поломали, починим.
Хулиган-2: А можно мы вместе с вами будем помогать птицам. Запишите нас в свой клуб.
1-участник: Руководитель клуба: Конечно, запишем. И первое чем мы займемся, будем исправлять, все, что вы натворили. А пока поносите вот эти таблички: «Я разоряю гнезда», «Я обижаю птиц». Пусть вам будет стыдно.
3-ученик: А когда исправитесь, это останется у вас на память, может, вы их сами вручите, кому-нибудь. Все уходят, кроме руководителя клуба.
Руководитель клуба:   Ребята на самом деле быстро исправились. Они приобрели новых друзей среди ребят, а главное – стали лучшими друзьями птиц.

Выходят все участники и бывшие хулиганы с табличками в руках, обращаются к зрителям: Мы надеемся, среди вас таких нет, которым можно вручить это…?
(Поклон и уходят).

Ведущий: К образам птиц обращались многие русские поэты и писатели:

4-конкурс: Русские поэты и писатели о птицах
4-участник: 1) Как замечательно написал Н. М. Рубцов о воробье:
                       И дрожит над зернышком бедным, и летит к чердаку своему.
                       А гляди, не становится вредным от того, что так трудно ему.
- Здесь и попытка понять потайные мысли и желания крохотного существа.
2) А вот голуби, наоборот, ассоциируются с чем-то возвышенным, добрым, мирным.
                         И голуби белей, чем облака.
                         Вокруг летают ангелами Бога.  /И. Северянин/.           
1-участник: 3) Журавли всегда в полете. Их крики прощанья навевают грустные мысли. Серебряными колокольцами кликали за собой припозднившиеся в полете журавли. / М. А. Шолохов/.
4) Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье и высокий полет этих гордых и прославленных птиц. /Н. Рубцов/
2-участник: 5) Особая симпатия чувствуется к образу лебедей. Лебедь – это нечто необыкновенное, белое, светлое, чарующее.
                     На лилии похожи все лебеди
                     И солнце похоже на музыку!
6) Лучше охарактеризовать певца- соловья, как барда любви, невозможно. Так пишет о нем В. Я. Брюсов.
                     О бард любви, далекий соловей.
                     О лунный свет, всегда необычайный,
                     О бахрома, нависнувших ветвей!

Ведущий: Разнообразен птичий мир. На всем земном шаре нет такого уголка, куда не залетала бы птица: в лесу и на лугах, тундре и в горах, в степях и пустынях и даже на Северном полюсе, а теперь давайте вспомним пословицы о птицах: Задание письменное.
5-конкурс: «Закончи пословицу»
1.          всякая птица свое…/гнездо любит/.
2.          Лучше синица в руках, чем …/журавль в небе/.
3.          Слово не воробей…/ вылетит, не поймаешь/.
4.          Старого воробья на мякине…/ не проведешь/.
5.          плоха та птица, которая…/свое гнездо марает/.

6-конкурс: Викторина: «По словесному портрету, ты скажи нам, кто же это?»
1-участник: Лазит по веткам, как попугай и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз головой ему все равно. /Поползень/
2-участник: Он занят одним – вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. /Клест/.
3-участник: Размером она со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная. Селится высоко на деревьях. Подойти к нему близко невозможно. Песня у нее очень звонкая – красивая. Прерывистое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит как кошка, которой на лапу наступили. / Иволга/.
1-участник: Самая маленькая представительница семейства вороновых с красивым оперением. В лесу подобно зоркому стражу, заметив, что- нибудь подозрительное, поднимет громкий шум, крик. /Сойка/.
2-участник: Эта птица живет на крайнем севере. Обладает красивым оперением и великолепным хохолком на голове. Ее любимое лакомство – ягоды рябины и можжевельника. /Свиристель/.
3-участник: Эта птица ведет скрытый образ жизни. Живет по берегам водоемов. Цвет оперения совпадает с цветом окружающей среды. В случае опасности не улетает, а вытягивает шею и поднимает клюв кверху, становясь похожей на пучок сухого камыша. /Выпь/.

Итог: Подсчет жетонов за правильные ответы. Призы особо отличившимся учащимся.

Ведущий: Сегодня мы приготовили подарки для наших пернатых друзей. Нам известно, что разыскивать еду – постоянная забота птиц. Весной у них горячая пора гнездовья. Вот и мы хотим внести свою лепту в суетливый птичий мир.
(Показ заранее изготовленных детьми кормушек). После праздника мы пойдем в парки и скверы и прикрепим кормушки и будем ожидать наших пернатых друзей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий