среда, 8 мая 2019 г.

Интинские школьники участвуют в апробации нового учебника по коми языку

 Кириченко Лаура Александровна,
учитель коми языка МБОУ «Гимназия № 2»
Билоголовская Татьяна Павловна,
воспитатель МБОУ «Гимназия № 2»

                      «Сперва  «аз» да «буки», а там и науки»,- так   поговаривали в старину, наставляя своих детей познавать азбуку – к мудрости ступеньку.  Язык – один из самых существенных признаков науки, он тесно связан с национальной психологией, с самосознанием и самобытностью народа. За каждым языком целая культура, оригинальное видение мира, которое язык хранит. Судьба языка – это судьба народа, потеря языка равнозначна потере нации: «…пока жив язык народный в устах народа, до сих пор жив и народ… Вымер язык в устах народа – вымер и народ (К.К.Ушинский). Поэтому концепция содержания современного образования немыслима без  этнокультурного компонента. Под  этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что  способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры уклада жизни, духовных ценностей народа, на земле которого мы живем.

                        В МБОУ «Гимназия № 2» реализация этнокультурной составляющей происходит через изучение коми языка и литературы со 2-го по 5-ый классы. Уроки преподавателя  Лауры  Александровны  Кириченко -  это всегда  творческие и вдохновенные порывы и устремления учеников и учителя прирастать духовно, обогащать свою внутреннюю культуру через красоту языка, задушевность коми мелодий, мудрость коми эпоса и народных традиций.  Поэтому предложение Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми принять участие  вместе с другими регионами республики в  апробации нового учебника по коми языку для 4 класса не стало большой неожиданностью для учителя  и  ребят. С начала IV четверти гимназисты  четвертых классов принимают участие в интересном эксперименте. Вот первые впечатления юных участников процесса апробации учебника под авторством  С.Н.Терентьевой, Е.Н. Вязовой, А.В. Сизовой.
Киселева Виолетта: «На уроках коми языка мы работаем по новому учебнику. Знакомимся с лексикой, составляем диалоги, выполняем творческие задания. Учебный материал интересный, работать легко. Я очень рада, что мы, четвероклассники, проходим этот учебник первыми. Мы участники деловой игры, нам доверили важное дело. Мы – эксперты!».
Ломоносов Семён: «В этой четверти мы знакомимся с новым учебником по коми языку для 4 класса. Учебник мне понравился тем, что задания на русском языке. Много разнообразных заданий, но больше всего мне нравится работа в парах. Я думаю, что новый учебник понравится будущим четвероклассникам».
Худяков Александр: «Коми язык для меня является родным. Я испытываю невероятную гордость, что являюсь участником такого важного мероприятия в республике. Своей прабабушке Афанасьевой Лие Алексеевне я обязательно расскажу об этом»
                  Безусловно, что прикосновение к истории и культуре родного края через изучение коми языка влияет на выбор темы выпускных проектов четвероклассников. В этом году темы по краеведению выбрали  Кирунец Анастасия «Жизнь оленеводов», Савран Евгений «Маленькая Инта. Большое открытие», Габрук София «Моя малая Родина», Киселева Виолетта «Полезные ископаемые Приполярного Урала. Кварц».


               Ребята осознают, что они настоящие граждане своей республики. Они - юные эксперты, часть большой научной работы специалистов-филологов Коми республиканского института развития образования. С ними советуются, уважают личное мнение. Апробация продлится до 31 мая 2019 г.  А в июне 2019 г. Лаура Александровна Кириченко, учитель коми языка МБОУ «Гимназия № 2», примет участие в республиканском семинаре с экспертным заключением  по итогам апробации учебника.


Комментариев нет:

Отправить комментарий