среда, 4 декабря 2019 г.

Педагогическое сотрудничество



(личный опыт учителей-наставников МБОУ «СОШ № 5» Цветковой И.П., Гнатенко С.А. и апробированные формы работы для создания условий профессионального роста молодых педагогов)
Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера.
 

Повышение престижа профессии учителя является одним из важнейших направлений государственной политики. Педагогическое сообщество активно обсуждает вопрос формирования высокого уровня профессионализма,  профессионального качества учителя.
Не секрет, что особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а обучающиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Именно в этот период трудовой деятельности молодой специалист особо нуждается в помощи наставника, обязанностью которого становится ознакомление молодого учителя с требованиями законодательства в сфере образования, с основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к педагогическому работнику. Задачей наставника является изучение деловых и нравственных качеств подопечного, его отношения к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям (законным представителям), проведение методических консультаций и посещение уроков молодого специалиста.
Педагогическое сотрудничество с молодым специалистом в МБОУ «СОШ №5» начинается с диагностирования и анализа для получения реальной картины действительности. Молодому педагогу предлагается обозначить ряд проблем, наиболее осложняющих его деятельность, среди которых вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока и учебное содержание урока, составление сценария урока/технологической карты, оформление школьной документации, вопросы организации взаимодействия с родителями школьников, организации внеклассного мероприятия. По результатам диагностирования наставниками проводится анализ затруднений и консультирование, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.

Программа наставничества является важным шагом работы, помогает разработать индивидуальный план профессионального становления и развития, оказать помощь для выстраивания собственной траектории самосовершенствования, точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства; объективно оценить промежуточные и конечные результаты; определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности; обеспечить оптимальное планирование методической работы.
Поскольку трудности выработки собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: в первый год работы и на этапе вхождения в профессию (2-3 год работы), то для преодоления  тих трудностей в МБОУ «СОШ №5» организована «Школа молодого специалиста», реализующая свою деятельность более 10 лет.
 Цель школы - повышение образовательного уровня педагога. Достижение цели организуется через совместную работу наставника и молодого коллеги с использованием теоретических и практических форм работы. В рамках школы используются разнообразные формы и методы обучения молодого специалиста: обучающие семинары, семинары – практикумы, круглые столы, методические недели, консультирование и оказание методической помощи, самоанализ деятельности, взаимопосещение уроков, помощь в подготовке к публичному выступлению, создание банка методической литературы.
Предлагаем формы работы, которые создают благоприятные условия для развития творческой деятельности молодого педагога, накопления собственного опыта по повышению педагогического мастерства, позволяют избавиться от неуверенности в своих силах, и как следствие, снять высокое эмоциональное напряжение:
1) Урок – репетиция, или проведение урока совместно с наставником, во время которого молодой учитель отвечает за один, порученный ему этап урока. По итогам проведенного урока молодым специалистом осуществляется самоанализ, наставником даются методические рекомендации.
В рамках методической недели по теме: «Интеграция образовательных технологий в преподавании учебных предметов как способ достижения качества образования» в МБОУ «СОШ №5» в 2018/2019 уч. году, учителя иностранного языка – Цветкова И.П. и Луцик К.В. проводили объединенный урок «Тайны Египта» с использованием игровых и проектных технологий в 5 классе; наставник Гнатенко С.А. и молодой специалист Попова К.А. провели совместное занятие «Роль суффиксов в словах» во 2 классе.
2). Творческая мастерская. Данная форма работы позволяет молодому учителю приобрести первый опыт участия в муниципальном мероприятии в роли выступающего и активного участника, во время которого молодой педагог становится частью команды. Примером совместной работы может служить проведенный этап аудирования учителем – наставником Цветковой И.П. с молодым учителем Конык О.М. в 2009 году в рамках муниципального семинара на базе МБОУ «СОШ №5». В ходе творческой мастерской состоялось общение всех учителей, присутствующих на мероприятии с учащимися 8 класса в игровой форме.
3) Совместное открытое внеклассное мероприятие.

Данная форма применялась учителем – наставником Цветковой И.П. и молодым специалистом Худяковой Е.А. в 2016 году на муниципальном семинаре «Воспитательная компонента: проблема и пути решения», проведенном на базе МБОУ «СОШ №5». Для учащихся 7 - 8 классов была разработана игра – путешествие по теме «Формирование метапредметных УУД в рамках изучения английского и коми языков во внеурочной деятельности».
4) Бинарный урок. Форма работы предполагает совместную деятельность учителей разного направления, в процессе подготовки молодому учителю предлагается осмыслить предметное содержание своего предмета через особенности другого.
Например, проведенный бинарный урок по теме: «Северная Америка. География континента», во время которого учащиеся 10 класса описывали географические особенности рельефа Северной Америки на английском языке.
5) Мастер – класс.
Подготовка и проведение мастер – класса является одним из важных этапов формирования специалиста с целью формирования у молодого учителя умения демонстрации собственного опыта. В 2018/2019 учебном году в рамках работы Школы молодого учителя, организованной на базе методического центра ГУНО, молодыми специалистами под руководством наставников МБОУ «СОШ №5» проводились мастер – классы по темам: «Нестандартный урок: приемы организации работы в технологии коллективного взаимообучения» и «Нестандартные уроки в начальной школе. Урок – аукцион».
Мастер – классы были подготовлены в формах живой газеты, урока-взаимообучения, урока-игры, урока – аукциона. Молодые учителя обучали коллег организовывать парную и групповую формы работы на уроке, проектную деятельность, проводить этапы рефлексии, самооценки, самоконтроля через обучающие игры.
6) Педагогическая копилка.
Как показывает действительность, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать.
Обмен методическими разработками, сценариями, дидактическими материалами, педагогическими находками, достижениями, способствует повышению профессионального уровня и развитию личностных качеств молодого педагога.
7) Профессиональный конкурс.
Важной составляющей работы наставника является развитие потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Стимулирующим средством роста профессионализма и творчества является участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства. В ходе подготовки молодого специалиста к данным конкурсам, оказывается специальная педагогическая, психологическая и методическая помощь. Одной из форм помощи может быть создание инициативной консультативной группы, в состав которой входит молодой учитель, наставник, учителя – предметники.
Педагогическое сотрудничество приносит хорошие результаты. Молодые коллеги МБОУ «СОШ №5» с первых дней работы в школе заявляют о своей активной профессиональной позиции, результативно участвуют в конкурсах разного уровня:
Худякова Е.А. – республиканский конкурс учителей коми языка, 2016г., призер;
Худякова Е.А – муниципальный конкурс учителей коми языка, 2017г., победитель;
Мирекс Р.Ю. – муниципальный конкурс «Учитель года -2018», призер;
Попова К.А. – республиканский конкурс «Классный классный», 2019г., призер III степени;
Луцик К.В. – Всероссийский конкурс «Педагогический дебют -2020».
Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня - это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только молодого специалиста, но и педагога – наставника. Оно заставляет учителя соответствовать современным требованиям, ориентироваться в новых педагогических технологиях, владеть нормативно-правовой базой. Чтобы научить молодого специалиста быть настоящим учителем педагог-наставник должен сам им быть, являться ярким примером служения выбранной профессии, своему делу, оставаясь в памяти молодого коллеги тем человеком, который помог сделать ему первые шаги в такой сложной и интересной работе – работе учителя!

     

Комментариев нет:

Отправить комментарий