вторник, 20 октября 2020 г.

Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при реализации финансово-экономической игры «Капитал»

 

Оксана Андреевна Велент,

учитель истории,

Марина Ивановна Чалдушкина, 

учитель математики

МБОУ «Гимназия № 2»

 

Финансовая грамотность - это необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности.

Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Ведь сейчас тематика финансовой грамотности активно внедряется в школьную программу в рамках стартовавшего в 2019 году проекта Министерства просвещения России «Формирование функциональной грамотности обучающихся».

Финансовая грамотность в Гимназии реализуется посредством проведения традиционной финансово-экономической игры «Капитал». Целью данной игры является создание условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека. Также гимназистам предлагается освоить систему знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности. Помимо этого, игра существенно расширяет и дополняет знания учащихся об управлении собственным бюджетом и личными финансами, функционировании банковской системы. 

Игра проводится в течение первой учебной четверти: (первые три недели первой четверти учащиеся 2-8 классов накапливают свой капитал, на четвертой неделе начинают работать фирмы и предприятия, созданные учащимися 5-10 классов, где учащиеся могут потратить свои рублики[1]).

На заработанные ранее рублики, учащиеся могут приобрести акции. Самыми популярными акциями являются: «Суббота», «Выручай», «Парта мечты», «Подушка безопасности», акция «Выходного дня» (к примеру, акция «Суббота» дает право прийти в Гимназию без формы в любую из суббот). Помимо акций учащиеся могут открыть вклады и счета, которые помогут им накопить или приумножить их заработанные средства. Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности. 



[1] Рублик – денежная единица Банка «ЭФШ».

Полученные посредством игры знания об акциях, вкладах помогут учащимся в будущем приобрести практические навыки в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Приобретение знаний в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать учащимся многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. 

Следующим эффективным средством формирования финансовой грамотности у учащихся является ролевая игра-создание собственной фирмы, которая способствует моделированию различных жизненных ситуаций, а также дает возможность испытать, что значит организовать собственное дело, как выбрать направление деятельности, определить потребность в стартовом капитале. В подобном обучении высока доля самостоятельности учащихся, так как учитель в ней выступает в роли консультанта.  В процессе игры, учащиеся создают игровое «предприятие», действующее на рынке свободной конкуренции, выступают в роли «инвесторов», «руководителей», «служащих», «рабочих». 

Первый этап игры – организация. Учащиеся знакомятся с основными принципами предпринимательской деятельности. Обсуждаются и формулируются цели и идеи, ради которых организуется фирма. На этом же этапе выбирается товары или услуги, которые будут создавать. Продукт должен быть реальным, который можно производить и реализовывать. Яркими примерами фирм, предыдущих сезонов являются фирмы по организации праздников – «Веселый клоун», «Музей истории денег», а также фирма по производству полиграфической продукции.

Деятельность фирмы осуществляется на добровольной основе по инициативе участников в соответствии с целями, правилами и ограничениями учебно-деловой игры. Юные предприниматели создают игровое «предприятие», действующее на базе образовательного учреждения в течение учебной четверти.

В конце на заключительном мероприятии финансово-экономической игры «Капитал» определяется самая востребованная фирма, которая больше всех получила прибыли и положительны отзывы клиентов.

Погружение в игровую деятельность дает возможность учащимся не только получить пусть не все, но многие экономические знания. Игра позволяет на практике проверить свои способности в качестве руководителя, специалиста в области рекламы и производства, в области продаж, работы с различными финансовыми документами. Игра не предполагает, что все ее участники будут предпринимателями, но знакомство с предпринимательской деятельностью для учащихся очень полезно при выборе своего дальнейшего образовательного пути и понимания положительных сторон, с одной стороны, проблем, трудностей предпринимательства, с другой. Обучение основам финансовой грамотности гимназистов является актуальным, так как это способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий