четверг, 17 марта 2022 г.

 

"Использование различных видов самомассажа
 как средства оздоровления детей дошкольного возраста"

(из опыта работы)


                                                                              Липатова Ольга Анатольевна,

воспитатель

 МБДОУ "ЦРР - детский сад № 31 "Крепыш" 

           Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Важным средством решения данной задачи становится применение здоровьесберегающих технологий.

Одной из форм реализации здоровьесберегающих технологий является самомассаж. Самомассаж - технология обучения здоровому образу жизни, когда ребенок выполняет массаж сам себе. Самомассаж улучшает кровообращение, способствует профилактике простудных заболеваний, тонизирует весь организм, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Особенно актуальным считается применение точечного массажа в периоды межсезонья, когда возрастает всеобщая заболеваемость гриппом и простудой.

            Поэтому я решила изучить, освоить и применить в работе с детьми некоторые техники самомассажа, такие как:

·                    самомассаж с помощью массажеров Су-джок;

·                    массаж биологически активных точек по методике профессора А.А. Уманской;

·                    игровой самомассаж.

            Для этого я поставила цель, задачи и составила перспективный план работы по теме самообразования.

   Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере современных здоровьесберегающих технологий с использованием самомассажа.

              Задачи:

·       изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу, опыт работы педагогов через     Интернет;

·         - учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов     здоровьесбережения (различные виды самомассажа);

·         - повышать заинтересованность детей и их родителей в укреплении здоровья;

·         - научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью;

·         - привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.;

·         - закреплять технику выполнения различных видов самомассажа;

·    - повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям путем воздействия на   активные точки.

Ожидаемые результаты работы:

1. Улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости в группе.

2. Повышение внимания дошкольников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.

           В соответствии с планом работы в начале учебного года (в сентябре-октябре) я занималась изучением литературы и опыта работы педагогов по данной теме, созданием условий работы для внедрения методик самомассажа (были приобретены необходимые пособия, разработаны картотеки, проведены консультации для родителей). Далее провела анкетирование среди родителей на тему «Профилактика заболеваний в семье» с целью уточнения знаний родителей о способах сохранения и укрепления здоровья ребенка.

По результатам анкетирования сделала вывод, что родители заинтересованы темой и готовы сотрудничать с педагогами в данном направлении.

Работу по обучению детей разным видам самомассажа разделила на следующие этапы:

1. Октябрь – ноябрь – обучение самомассажу по методу Су-джок-терапии;

2. Декабрь - январь - февраль – обучение самомассажу по методике А.А. Уманской;

3. Март – апрель - работа с детьми с применением игрового самомассажа;

4. Май – закрепление техники выполнения различных видов самомассажа.

            В процессе изучения материала познакомилась с условиями проведения самомассажа:

§  - руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми) - руки необходимо согреть (растереть друг о друга);

§     - длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут;

§    - после каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или встряхивание рук;        

§    - самомассаж можно проводить фронтально и индивидуально;

§  - можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;

§  - непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей;

§     - все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка;

§  - при проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Одним из самых действенных, а также простых и дешевых способов повышения иммунитета является точечный массаж по методике профессора А.А. Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Метод прошел клинические испытания в НИИ гриппа и вирусологии им. Д.И. Ивановского и показал свою практическую эффективность. Поэтому подробнее остановлюсь на данном виде самомассажа.

Впервые об этой методике я узнала на одном из вебинаров, посвященных укреплению иммунитета. Изучив подробнее теоретический материал из первоисточника, просмотрев видеоуроки, прочитав в Интернете многочисленные отзывы об эффективности метода, я решила применить данный вид массажа в работе с детьми своей группы.

Знакомство детей с данной техникой началось со «Сказки о вирусятах» и рассматривания плаката «Моё тело». Я объяснила, что на теле человека есть «волшебные» точки, нажимая на которые определенным образом можно укрепить свое здоровье.

Локализацию каждой точки отрабатывали индивидуально с каждым ребенком с помощью зеркала, тактильных воздействий. На эту работу потребовалось 3 недели.

Данный вид массажа применяли ежедневно после утренней гимнастики или после гимнастики пробуждения.

Для того, чтобы массаж не выполнялся детьми механически, в группе был создан позитивный эмоциональный настрой. С этой целью использовались весёлые стишки «Гномик здоровья», которые помогли подойти творчески к процессу оздоровления детей.

Точечный массаж в игровой стихотворной форме «Гномик здоровья»

ЗОНА 1

Гномик в пальчиках живет

Он здоровье нам несет.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем с гномиком играть:

Руки у груди согнем,

Кружочки рисовать начнем.

Девять раз рисуем влево

Девять раз рисуем вправо.

 

ЗОНА 5

Неужели гномик наш

Убежал домой?

Нет! Всего лишь спрятался

За твоей спиной.

Сзади бугорок найдем –

И вокруг него пройдем.

Девять раз обходим влево

Девять раз обходим вправо.

 

ЗОНА 2

Гномик наш поднялся выше,

К шейке подобрался ближе.

Снова хочет рисовать,

Пальчиками повращать.

Девять раз вращаем влево

Девять раз вращаем вправо.

 

ЗОНА 6

Гнома мы ловить начнем –

Крылья носа разотрем.

Девять раз вращаем влево

Девять раз вращаем вправо.

 

ЗОНА 3

Гном еще поднялся выше –

К нашей голове поближе.

Легко мы будем нажимать,

Полоски нежно рисовать.

Девять раз рисуем вниз.

           

ЗОНА 7

Гном еще поднялся,

К бровкам подобрался.

Гнома я в бровях ловил,

А он по кругу все ходил.

Девять раз идем мы влево

Девять раз идем мы вправо.

 

ЗОНА 4

Спрятался гном за ушами

И смеется он над нами.

Видно очень хочет он

Поиграть с друзьями.

Его попробуем достать,

Сверху вниз понажимать.

Эй, друг, не зевай!

Ты до девяти считай.  

 

ЗОНА 8

Тут наш гном совсем умолк

И пустился наутек.

К ушкам подберемся ближе –

Может, здесь его услышим?

Девять раз покрутим влево

Девять раз покрутим вправо.

 

ЗОНА 9

Прятаться наш гном устал,

И домой от нас сбежал.

Ключ от дома мы возьмем

 

 

И здоровье в нем запрем.

Девять раз покрутим влево

Девять раз покрутим вправо


        Для получения результатов по укреплению здоровья детей с помощью данной методики соблюдался принцип систематичности, то есть массаж проводился не только в детском саду, но и дома. С этой целью на родительском собрании в середине учебного года я провела онлайн-практикум с родителями по ознакомлению с техникой массажа по методу Уманской, рассказала об эффективности, условиях и правилах выполнения.

Правила массажа:

q               Точечный массаж выполняется строго в последовательности, соответствующей нумерации на схеме. Эффективность массажа зависит от количества сеансов.

q  Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать 2-3 раза в день, последний раз за два часа до сна.

q  Для лечения гриппа и ОРЗ каждые 2 часа до полного восстановления здоровья, при этом чередовать массаж с ингаляциями, закапыванием носа, полосканием горла.                                                

q  Нужно обязательно соблюдать последовательность воздействий: начинать с зоны 1 и заканчивать зоной 9.

q  Воздействие на зону производится таким образом: сначала надавить на точку до ощущения болезненности, затем выполнить 9 вращений по часовой стрелке и 9 вращений против часовой стрелки.

q  В области шеи движения должны быть направлены только сверху вниз, на симметричные зоны можно воздействовать одновременно двумя руками.

q   Особая осторожность требуется при давлении на области 2 и 3. Резкое надавливание на зону 3 может вызвать внезапное головокружение, так как здесь располагаются сонные артерии, а в области 2 - учащенное сердцебиение.

        В конце учебного года в виде итога работы по здоровьесбережению на странице сообщества нашей группы ВКонтакте была подготовлена и размещена презентация на тему «Как мы укрепляем здоровье», где использовались фотографии из жизни группы и семей воспитанников.

Результаты работы:

  • дети с удовольствием выполняли разные виды массажа;
  • улучшилось состояние здоровья детей, воспитанники стали меньше болеть;
  • разработаны картотеки и консультации для родителей, проведен практикум по обучению родителей массажу биологически активных точек с целью повышения иммунитета;
  • РППС была пополнена специальными и самодельными массажерами;
  • активизировался словарь детей, благодаря использованию стихов, песен, попевок во время массажа;
  • повысилось внимание дошкольников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.

Подводя итоги, можно сказать, что самомассаж – это прекрасный способ приобщиться к здоровому образу жизни, укрепить здоровье, расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в игровой форме. Регулярное и систематическое применение самомассажа является эффективным средством профилактики простудных заболеваний, оздоровления всего организма, способствует развитию у детей осознанного стремления к сохранению и укреплению здоровья.












 





 

















Комментариев нет:

Отправить комментарий