В
современных условиях большое значение уделяется предметно-развивающей среде
групп в дошкольных образовательных организациях. Согласно ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда
должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной
и безопасной. Организация развивающей предметно-пространственной среды должна строится
таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возраста, особенностей и
коррекции недостатков его развития.
Я работаю в группе с детьми со сложным
дефектом. Эту группу, посещают дети с комплексными нарушениями разнообразными
по структуре, степени и характеру проявлений. Самое важное в работе с нашими детьми
- индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого ребенка. Для повышения эффективности сенсорного
воспитания детей и развития мелкой моторики было изготовлено дидактическое
пособие «Сенсорная юбка». Предлагаю рассмотреть данное пособие.
Цель: обогащение
сенсорных представлений посредством дидактических упражнений, развитие мелкой
моторики.
Задачи:
1. формировать умение сравнивать,
устанавливать сходство предметов, деталей по их признакам: цвету, форме,
размеру;
2. развивать внимание, зрительное восприятие;
3.
воспитывать коммуникативные навыки: тёплые и доверительные отношения со
взрослым и сверстниками;
4.
развивать мелкую моторику кисти рук и пальцев;
5.
развивать словарный запас;
Дидактическое упражнение «Заплатки»
Описание: к
юбке пришиты геометрические фигуры разного цвета (заплатки, карманы), сверху на
липучке прикрепляется такая же геометрическая фигура, соответствующая форме и
цвету заплатки. Дети методом наложения закрепляют цвета и форму. На трех
фигурах «карманах» присутствуют крючки (просто застегивание, расстегивание и шнуровка
через крючки). Развиваем мелкую моторику.
Задачи:
1.формировать
умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: цвету,
форме, правильно называть цвет, форму;
2.
развивать зрительное восприятие;
3.
активизировать словарь детей «круглая», «треугольная», «квадратная»;
4.
воспитывать желание оказывать помощь;
5.
развивать мелкую моторику.
Алгоритм
проведения: воспитатель создаёт игровую ситуацию
«Карманы у юбки разорвались», показывает детям карманы с крючками, и просит помощи
(дети застегивают крючки и шнуруют через крючки, тем самым «зашивая»
разорванный карман. Все вместе
рассматривают зашитый карман: называют цвет, форму. Затем воспитатель
раскладывает перед детьми фигуры и побуждает подобрать нужную заплатку. Задача
детей – правильно подобрать фигуру в виде заплатки по цвету, наложить заплатку,
назвать цвет, форму. Следить, чтобы дети правильно обозначали результат
подбора: «зеленая квадратная», «жёлтая треугольная», «красная прямоугольная»,
«белая круглая», «желтая прямоугольная».
Можно, как вариант игрового упражнения, создать ситуацию, когда заплатки
пришиты неправильно «Помоги исправить ошибки». В этом случае фигурки на липучках можно
прикрепить без соответствия форме и цвету. Дети путём подбора изменяют
неправильное решение и накладывают правильную заплатку.
Дидактическое упражнение «Лесная полянка»
Описание: к юбке пришито дерево, стебли цветов с листьями и без листьев, пуговицы разного цвета, гриб мухомор; дополнительно сшиты цветы из прочной ткани разного цвета с петлёй в середине, листья, белые точки на мухоморе, улитка на липучке; из искусственной лозы сделаны отдельно листья на дерево (приклеены на липучку).
Задачи:
1. формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, по их признакам: цвету, форме;
2. развивать зрительное восприятие;
3.
развивать мелкую моторику рук;
Алгоритм
проведения: воспитатель показывает детям разные
предметы (листья, цветы, белые кружки, бабочек), показывает дерево, стебли с
листьями и без листьев, гриб.
Спрашивает, чего не достает и где. Затем предлагает оформить полянку. Дети прикрепляют листья на дерево и к стеблю цветка, белые кружочки на мухомор, цветы пристегивают к пуговицам подбирая цвет, летают бабочки. Можно попросить ребёнка, чтобы он называл цвет цветков, размер листьев (например, на дереве маленькие, у цветка большие), назвать бабочек (большая, маленькая), назвать цвет нашей полянки и спросить какое время года.
Дидактическое
упражнение «На морском дне»
Описание: к
юбке пришиты различные водоросли (длинные, короткие, маленькие), липучки к
которым крепятся морские обитатели.
Задачи:
1.
развивать зрительное восприятие;
2.
развивать мелкую моторику;
3.
закреплять цвет;
4. развивать точность и координацию движений
рук и глаз.
Алгоритм проведения: воспитатель показывает детям морское дно, водоросли. Дети пальчиками проводят по всей длине, как бы рисуя их. Затем прикрепляем обитателей морского дна и называем их.
Дидактическое
упражнение «Теремок»
Описание: к юбке пришит домик с окошками, все окошки разного цвета, прикрепляются на липучке, на пуговице, на крючках. Одно окошко двухстворчатое, открывается и закрывается с помощью крючков и шнуровки; дерево рябины и ягодки в форме пуговиц на липучках; листья, ежик с грибом, пень тоже на липучке.
Задачи:
1. развивать мелкую моторику;
2. развивать зрительное восприятие, внимание;
3. развивать речь посредством рассказывания сказок, обогащение словаря.
Алгоритм проведения: воспитатель предлагает детям варианты настольного театра или пальчикового театра. Дети выбирают себе животного и начинают обыгрывать сказку. Помещают каждого животного в свое окошко, перед этим окошко необходимо открыть. Ягоды рябины и листья прикрепляют. Здесь же можно предложить посчитать окошки, назвать форму, цвет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий