четверг, 1 марта 2018 г.

Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ


Котельникова Светлана Альбертовна
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР-д/с №31 «Крепыш»
Творческая работа в современном ДОУ   требует  от музыкального руководителя использования  современных педагогических  технологий, направленных на усвоение детьми образовательных программ в условиях реализации ФГОС, позволяющих добиться раскрытия и развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Существует множество  инновационных  технологий в образовании.  Остановимся  на технологии проблемно-развивающего обучения, а также информационно-коммуникационной технологии.
Заинтересованность ребенка, его любознательность и инициативность – очевидные показатели того, что идет процесс развития, а не просто «натаскивание» на определенные знания.
В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.

Технология проблемно - развивающего обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемного обучения:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия:
«Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?»
«Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения.
На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Эту технологию я широко использую в игре на детских музыкальных инструментах.
Образовательная деятельность по  « Элементарному музицированию с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой» строится на основе познавательно-поисковой деятельности.
Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.
(Например: « Надо сочинить музыкальную сказку с помощью музыкальных инструментов.  «Колобок», «Теремок» и т.д.)
Затем выстраивается цепочка вопросов и  заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.
Виды вопросов:
Вопросы на возможность выбора.
-С помощью каких инструментов можно передать образы героев сказки?
( Медведя, Зайца, Лисы и т.д.) 
-Какие жанры музыки можно использовать в передаче образов (марш, танец, песня)
Вопросы на установление сходства и различия
-Какие инструменты можно объединить в одну группу: ударные (барабаны, кубики, ложки) , мелодические (металлофоны, ксилофоны, пианино и т.д.), духовые (дудочки, свистульки)
-К какому жанру можно отнести и вальс, и польку, и плясовую? ( «Танец»)
Вопросы, требующие осознания способа действия
-«Угадай, кого изобразил ребёнок в музыке, с помощью каких средств?
 Как ты узнал, как догадался?»
Вопросы на установление причинно-следственных связей
-Как с помощью музыки можно несколько образов сразу?
Что будет если объединить все инструменты? (Даются понятия СОЛО, ОРКЕСТР)
Вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа
-С помощью какого инструмента можно показать как катится колобок?
Вопросы, в которых, сталкиваются противоречия
-Можно ли медведя изобразить с помощью колокольчика?
Проблемная ситуация
 нас поломались маракасы, как быть? Чем заменить?  Дети догадываются сделать самодельные инструменты ( баночка с сыпучим материалом) .
Вопросы-шутки
-Прав ли Незнайка? ( «Вопросы-Перепуталки» Незнайка перепутал и изобразил «зайца» с помощью низкого регистра и т.д.)
На одном из занятий можно провести опыт
«Почему и откуда возникает звук?»
Сравнить волны на воде от броска камушка со звуковыми волнами от звона по стеклу стакана, когда образуются невидимые воздушные волны, которые расходятся в разные стороны и постепенно исчезают, звуки затихают.
Или сравнить тоненький, короткий «Дзинь» с  «толстым», низким, протяжным звуком от толстой струны (гитары).

Условия проведения занятий поискового характера:
-создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- проведение элементарных опытов;
-ответы жестами и мимикой, ответы шепотом (на ухо педагогу);
-работа по индивидуальным карточкам;
-работа в парах (учитель-ученик);
-проверка задания друг у друга;
-поиск ошибок у педагога;
-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку,
при помощи передачи «волшебного предмета»;
-задания на время: «Выбрать ритмический рисунок для каждого образа»;
-модуляции голосом педагога.
От простого к сложному. Следует начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания.
Обязательно говорить о предстоящей перспективе:
-Вы научитесь сочинять музыкальные сказки самостоятельно.
-К следующему занятию  придумайте свою сказку.

Желательно провести анализ занятия (Рефлексия занятия)
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?
-Что вам показалось трудным?
-Что интересного вы узнали?
-Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?
-О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед»
Евгений Доманский
Информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов современного образования.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. 
         Очень важно, чтобы музыкальные руководители умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ  в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы. 
   Перед педагогом детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы:
·        лучше воспринимается материал,
·        возрастает заинтересованность, мотивация,
·        развивается интерес ребёнка к самостоятельному выполнению заданий,
·        осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей,
Пакет Microsoft Office оказывает помощь в создании текстов, таблиц, в ведении всей документации педагога, а также в обработке и хранении музыкального материала.
Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный, а также помогает при подготовке выступлений, докладов, отчётов в текстовой форме и в виде презентаций.
Использование информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
В своей педагогической деятельности в нынешнее время я не представляю себе работу по музыкальному воспитанию детей без компьютера, без Интернета, без цифровых технологий.
Использование компьютера – это дополнительная  учебная и музыкальная информация, разнообразный иллюстративный (статический и динамический видеоматериал), это  мощное средство повышения эффективности обучения, усилением мотивации дошкольника, его занимательного интереса.
Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал. Мультимедийные технологии
характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
ИКТ я использую во  всех видах музыкальной  деятельности: слушании, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомство с новой темой сопровождается показом слайдов, видеофрагментом, фотографий.
Слушая музыку, мы используем репродукции картин художников, а также портреты композиторов. Мы даже «посещаем» театры, концерты.
Восприятие музыки осуществляется не только не только живым звучанием (фортепиано, детских музыкальных инструментов), но и с помощью цифровых технологий: синтезатора, CD (компакт-дисков), видеодисков.
В обучении нотной грамоты  демонстрируем графический материал    
(модели, схемы, нотный стан, ноты, ритмический рисунок).
Обучая детей игре на детских музыкальных инструментах, также использую презентации для лучшего понимания ритма, оркестровки и в целом сохраняя заинтересованность детей и желание играть с удовольствием.
Создание различных проектов в ДОУ (День Победы, День Матери, Рождество, Новый год и др.) не обходятся без использования ИКТ, это касается и оформления, и костюмов, и презентаций, и музыки, и видеоматериалов, и презентации ).
Хочется отметить, что в создании праздников, всех мероприятий с нашем ДОУ принимает активное участие весь педагогический коллектив.
Грандиозным проектом нашего ДОУ стал «Мисс Мама 2017», который был проведён 24 ноября 2017 года. Стараниями воспитателя Исаевой Светланы Евгеньевны было представлено красочное оформление зала. Музыкальные руководители Тыщенко Наталья Вагифовна, Котельникова Светлана Альбертовна и хореограф Людмила Николаевна Стень подготовили  интересные праздничные музыкальные номера. Было представлено много презентаций родителей, показаны творческие таланты, интеллектуальные способности родителей и детей. Праздник прошёл в прекрасной творческой атмосфере. Было много объёмных домашних заданий для родителей и детей, которые успешно с ними справились.










При создании проектов – музыкальных  сказок «Дюймовочка», «Снежная королева» мы использовали Интернет, как источник информации, как помощь  в подготовке сценария, в подборе музыки для сказки, а также в создании костюмов.
 С помощью технического средства обучения - видеопроектора мы с детьми смотрели мультфильм «Дюймовочка», « Снежная королева» (нашли его опять же в Интернете), слушали музыку, песни к сказке и т.д.




Методическая разработка Конспект организованной образовательной деятельности по ОБЖ «Осторожно, незнакомец!»

Маликова Елена Владимировна
воспитатель
 МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек»

Цель – закрепление знаний детей о правильных действиях в опасных для жизни ситуациях. 

Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома и на улице.
2. Уточнить знания детей о том, как правильно действовать в опасных ситуациях (знание домашнего адреса, номеров телефонов экстренных служб, не идти на контакт с незнакомыми людьми).
Развивающая:
1. Развивать память, внимание, зрительное восприятие, слуховое внимание, мышление (умение различать опасные для жизни и безобидные ситуации на примере сказок и реальных жизненных обстоятельств). 
Воспитательная:
1.Воспитывать умение следовать правилам основ безопасности жизнедеятельности и желание соблюдать эти правила.

Контингент – воспитанники с общим недоразвитием речи 5-6 лет (2 год обучения), родители (законные представители).
Форма проведения – фронтальная.
Место проведения – музыкальный зал.

Образовательные области – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: мульти-медийный проектор; магнитная доска, картинки с правилами поведения с незнакомыми людьми, 3 стола, стулья по количеству детей, разрезные картинки, изображающие различные выражения лица (сердитое и доброе), телефонный аппарат, медали  на каждого ребёнка «Знатоку безопасности в любой ситуации», костюмы (Буратино (для ребёнка), лисы Алисы, кота Базилио, полицейского (для взрослых)), шоколад, конфета, пирожок.

Предшествующая работа: чтение русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», зарубежных сказок Ш. Перро «Красная шапочка», А. Толстой «Приключение Буратино», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; разучивание стихов, пословиц. Просмотр мультфильма по безопасности «Уроки тётушки Совы». Беседы с детьми по темам «Опасность вокруг нас», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома и на улице», «Внешность человека может быть обманчива». Обыгрывание ситуаций «Один дома», «Если я потерялся».  Заучивание правил по безопасности «Эти правила важны».
Приобретение наглядно-дидактических пособий:
- «Уроки безопасности. 6 обучающих карточек». Р-на-Д: ИД «Проф-Пресс», 2012.
- плакаты «Правила личной безопасности» (ЗАО «Мир поздравлений»), «Один дома» (ЗАО «Мир поздравлений»), «Правила безопасности дома» (ТЦ «Сфера», Москва).
Приобретение настольных игр: «Викторина в картинках: Я в беду не попаду!» (ООО «Русский стиль Подмосковья, Москва), «Чрезвычайные ситуации в доме» (ОАО «Радуга», г. Киров).
Используемые образовательные технологии – игровая, здоровьесберегающие (использование физминуток, смена динамических поз), информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность (краткосрочный с 01.12.2016 по 21.12.2016 год, ООД является завершающим этапом проекта «Знать об этом должен каждый: безопасность – это важно!»).
Ход ООД:

1. Организационный момент. Дети входят в группу, становятся в полукруг.
Воспитатель - День особенный у нас,
                           Рада видеть всех сейчас,
                           И скажу вам без прикрас,
                           Что сегодня в нашем зале
                           Много мы гостей собрали.
                           Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся!
 «Небо синее, солнце ясное,            (стоят, держась за руки; сцепленные руки - вверх)
Хорошо на свете жить!                    (качают сцепленными руками)
Только случаи несчастные
Радость могут омрачить                  (закрывают лицо руками)
Чтоб не случались несчастья эти,  (грозят)
Мы повторим для ясности,             (разводят руками)
Вспомним, давайте вместе             (хлопают в такт словам)
Правила безопасности!»             
Воспитатель - Ребята, вы догадались, о чём мы будем сегодня  говорить? Ответы детей
         - Да, о безопасности.
         - А что такое безопасность?
         Ответы детей (когда твоей жизни никто и ничто не угрожает, когда у тебя хорошее здоровье, когда в стране всё спокойно).
Воспитатель - Правил безопасности очень много, сегодня мы вспомним только некоторые из них.
Раздаётся звук - приходит электронное письмо от папы Карло.
Воспитатель читает: «Дорогие ребята! Мой сыночек Буратино добрый мальчик, но, к сожалению, он часто попадает в неприятные ситуации. Всё это из-за того, что он доверяет незнакомым людям. Помогите ему, пожалуйста, узнать правила безопасности!».
Воспитатель - Ребята, нас просят о помощи. А где же сам Буратино?
2. Актуализация знаний.                                     
В зал входят Лиса Алиса (взрослый) и Кот Базилио (взрослый).
Кот - Ты слышала новость, Алиса?
Лиса - Да что там случилось опять?
Кот - В школу идет Буратино,
Чтоб знания там получать,
Он грамотным будет и умным,
Тогда его не обхитрить!
Лиса - Давай-ка ему помешаем,
Попробуем его обмануть.
Входит Буратино
Кот -
Буратино, дружок!
Возьми-ка пирожок!
И конфет и шоколад.
Каждый ребенок был бы рад!
Лиса - Может, хочешь покататься?
Ну, или в кино сниматься?
(Буратино соглашается и направляется в сторону Лисы и Кота.)
Лиса - Ура! У нас получилось!
Дети. Подождите, подождите.
(Выбегают девочка и мальчик.)
Ребёнок - От конфет, игрушек, жвачки
                   Ты сейчас же откажись.
                   Не нужны тебе подачки
                  Дальше от чужих держись!
 Ребёнок - С человеком незнакомым
                  Ты в беседу не вступай!
                  Торопись скорее к дому:
                   Раз, два, три – и убегай!
(Берут Буратино за руки и убегают на стульчики)                                                    
Воспитатель - Да, Буратино. Как же ты забыл, что опасно доверять незнакомому человеку, доверять можно только близким людям.
- Ребята, правильно ли сделал Буратино, соглашаясь пойти с Котом и Лисой?
Ответы детей
- Почему Буратино согласился пойти с ними?
Ответы детей
- А как бы вы поступили?
Видимо правда Буратино нуждается в нашей помощи. Давайте  попробуем его научить правилам безопасности?
- Вот первое правило, которое ты должен запомнить. Картинку с правилом прикрепим на магнитной доске.
Воспитатель - Видишь, Буратино, какие смышлёные ребята?
Буратино (ребёнок) - Мне стало всё понятно.
Кот и Лиса - Пойдем скорей отсюда,
В соседний детский сад,
Может там у нас получится.
Заманить других ребят.
Воспитатель - Нет, нет. Мы вас не отпустим и не позволим вам обижать и обманывать других детей. Сидите здесь, мы решим  позже, что с вами делать.
Ну, а мы продолжаем.
         Игра «Доскажи словечко».
Цель - развитие слухового внимания.
         Ну, а вот одна игра,
         Вам понравится она.
         Я вопрос хочу задать.
         Ваше дело – отвечать
         Каждый грамотный ребенок
         Должен твердо знать с пеленок,
         Если вас зовут купаться,
         В телевизоре сниматься,
         Обещают дать конфет,
         Отвечайте твердо: «Нет».
         Вам предложат обезьянку,
         Или даже денег банку,
         Или даже в цирк билет –
         Отвечайте твердо: «Нет».
         Позовут лететь к Луне,
         Покататься на слоне,
         Есть на все простой ответ,
         Ты ответить должен: «Нет».
Воспитатель - Молодцы!
Смена динамической позы.
Игра «Сложи лицо человека» (из разрезных картинок).
Цель – развитие зрительного восприятия целого.
Воспитатель - Будем дальше продолжать. Вы хотите поиграть?
1,2,3,4, поделитесь по четыре.
У нас получилось две команды.
- А теперь подойдите к столам, на них лежат разрезные картинки. Как вы думаете, что надо сделать?  Приступайте.
Дети выполняют задание.
Воспитатель - Давайте вместе посмотрим, справились ли вы с заданием. Молодцы все справились. Мы живём с вами в большом  и прекрасном мире, где нас окружают разные люди.
Воспитатель - Большинство людей хорошие, но есть и плохие, отличить хороших от плохих иногда очень трудно. Поэтому, не надо разговаривать с людьми, которых вы не знаете, или приближаться к ним, если рядом нет того, кому вы доверяете!
Воспитатель - Это второе правило, и вторая картинка на нашей доске.

Воспитатель - Ребята, а если вам в дверь позвонили,
А взрослых нет дома.
За дверью стоит человек незнакомый,
Он просит ему поскорее открыть-
Для вызова скорой, водички попить…
Он может друзья, что угодно сказать,
Вы ему будете дверь открывать?
Дети - Нет.
Ребёнок - Если позвонил звонок,
                  Посмотрю  сперва в глазок,
                  В гости кто пришёл , узнаю,
                  Но чужим - не открываю!
                  Если нет глазка тогда:
                  Кто же там? Спрошу всегда, 
                 А не станут отвечать –
                 Дверь не буду открывать.
Воспитатель - И это уже третье правило на нашей  доске.
Воспитатель - А если, пытаются взломать замок. Какие ваши действия?
Ребёнок - Дома я один остался
                 Кто-то дверь открыть пытался.
                 Я тогда «02» набрал
                 И полицию позвал.
                 Не пройдет пяти минут
                 Как воришку заберут.
Воспитатель - Это четвёртое правило.
Воспитатель - Дети, а кто знает, как правильно по телефону вызвать полицию?
- Кто не уверен в себе, запоминайте:
1. Набрать 02
2. Назвать свое имя, фамилию;
3. Рассказать о том, что случилось;
4. Сказать свой адрес;
Не клади трубку до тех пор, пока тебя об этом не попросят.
Кто хочет попробовать…..     звоним
Входит  полицейский (взрослый).
- Здравствуйте (представляется……)
  Был вызов из детского сада « Василёк». Что у вас случилось?
  Дети: Мы говорим про безопасность. Как себя вести, если остался дома один.
  Тогда мой совет вам должен пригодиться.
  Не пускайте дядю в дом,
  Если дядя не знаком!
  И не открывайте тете,
  Если мама на работе.
  Ведь преступник он хитер,
  Притворится, что монтер.
  Или даже скажет он,
  Что пришел к вам почтальон!
  Он покажет вам пакет
  (А под мышкой пистолет)
  Или он надел халат,
  А под ним штук пять гранат.
  В жизни всякое бывает
  С тем, кто двери открывает
  Чтоб тебя не обокрали,
  Не схватили, не украли,
  Незнакомцам ты не верь,
  Закрывай покрепче дверь!
Смотрит на кота Базилио и лису Алису, обращается к детям:
 - А этих хитрецов, я знаю. Что они тут делают? (показывает на кота и лису).
Мы их задержали, они хотели обмануть Буратино.
Пойдёмте со мной, я проведу с вами воспитательную беседу.
До свидания. Забирает Кота и Лису.
Ребята, вспомним ещё одно правило безопасности, что делать если ты потерялся.
Физкультминутка.
Я однажды потерялся              (изобразить испуг)
Только быстро догадался        (указательный палец правой руки вверх)
Посмотрел туда-сюда              (повороты)
Нету мамы - вот беда               (разводит руки в стороны, вниз)
Побежал на право я                  (бег на право)
Мама не нашлась моя              (пожимают плечами)
Побежал на лево я                   (бегут по кругу налево)
Мама не нашлась моя              (пожимают плечами)
Повернулся я вокруг               (поворот вокруг себя)
Может быть, увижу вдруг
Нету. Я решил стоять             (руки скрестить на груди)
И на месте маму ждать.
Воспитатель - Правильно нужно ждать маму или обратиться за помощью к полицейскому, к маме с ребёнком.

3. Обобщение и систематизация знаний.
Воспитатель - Внимание на экран. Давайте поиграем и закрепим правила безопасности с незнакомыми людьми.
Викторина  на мульти-медийном проекторе.

Воспитатель - В народе говорят: Осторожность – мать безопасности. Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
Воспитатель - Ты помни правила всегда,
                           Чтоб не случилась вдруг беда.
                           И неприятность не пришла,
                           И где- то вдруг тебя нашла.
                        И надо их не только знать,
                        А постоянно выполнять.
                       «Осторожней будьте милые ребята:
                        Незнакомым людям доверять не надо!
4. Рефлексия.
Воспитатель - Что нового узнали на сегодня?
         - Сколько правил безопасности вы знаете?
         - Постараетесь соблюдать правила безопасности?
         - Хотели бы вы, чтобы мы с вами продолжили изучать тему безопасности?
         - О каких опасных ситуациях вы хотели бы узнать больше?
Сюрпризный момент.  
Воспитатель - За то, что вы выполнили правильно все задания в викторине, получаете медали «Знатоки безопасности в любой ситуации».
Воспитатель - Уважаемые родители, спасибо, что пришли и поучаствовали в нашем мероприятии.



Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика – синтез, 2016 г.
2. Мигунова Н.А. Чтобы не было беды. – Р-на-Д: ИД «Проф-Пресс», 2011 – 64 с.
3. Манакова М.В. Правила безопасности для малышей. – Р-на-Д: ИД «Проф-Пресс», 2012. – 64 с.
4. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г. - 207 с.

четверг, 22 февраля 2018 г.

«Методические пятницы» как способ эффективного повышения профессиональной компетентности педагогических работников МБОУ «Гимназия № 2»

Селезнева О.М., заместитель директора 
МБОУ «Гимназия № 2»,
        
        В современном российском образовании сегодня провозглашены принципы гуманизации, демократизации, развития и вариативности. Это дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций возможность выбирать и конструировать оптимальный  педагогический процесс. Сегодня необходим диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использовании всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего. Современному учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных педагогических технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Ведь инновационность преподавания сегодня – это синтез уже имеющихся педагогических технологий и его преобразование  в собственную методику работы учителя. Учитель-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы.
        С 16 января по 16 февраля 2018 года педагогические работники  МБОУ «Гимназия № 2» принимали участие в мастер-классах, которые проводились учителями - участниками муниципального и республиканского этапов Всероссийского конкурса «Учитель года России». Эти встречи получили название методических пятниц. Своим педагогическим опытом с коллегами поделились Коновалова Ольга Викторовна, призер муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2011»; Колобова Светлана Айратовна, учитель математики, победитель муниципального и лауреат республиканского этапов конкурса «Учитель года - 2013»;  Макарова Александра Витальевна, учитель французского языка, призер муниципального и лауреат республиканского этапов конкурса «Учитель года – 2016»; Данченкова Наталья Константиновна, преподаватель-организатор ОБЖ, победитель муниципального и лауреат республиканского этапов конкурса «Учитель года – 2017».
        Открывала январский методический цикл мастер-классов  Данченкова Наталья Константиновна. Она провела мастер-класс «Разработка современного урока с использованием конструктора Анатолия Гина».  Наталья Константиновна погрузила коллег в удивительный мир педагогических приемов, предлагаемых известным педагогом Анатолием Гином, которые раскрывают организацию труда учителя и делают ее интересной.

       «Видите – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? А вот обычный узел. Ведь вы уже видели такие? А теперь давайте перевяжем нить узлами. И у нас получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу, сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Понимаете, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? Так и с педагогическими приемами. Они тоже сеть. Поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему». Этими словами Наталья Константиновна начала свое выступление, а затем продемонстрировала  эффективность применения конструктора урока и провела практическую часть мастер-класса, на которой дала возможность коллегам попытаться самостоятельно спланировать собственный урок, пользуясь данной методикой.

               «Учет параметров модальности как фактор повышения мотивации у неуспешных учащихся» - с такой сложной темой мастер-класса выступила Макарова Александра Витальевна, самый молодой учитель-мастер Гимназии. Модальность – это ключевой параметр педагогической технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности (далее – ИСУД), разработанной  Н.Л. Галеевой,  профессором кафедры управления образовательными системами Московского государственного педагогического университета. Под модальностью в технологии  ИСУД  понимается преимущественное использование одного из каналов приема и переработки информации (аудиальный, визуальный, кинестетический).  Участникам мастер-класса было предложено пройти несложное тестирование с целью установления собственного канала восприятия информации. Среди участников тестирования больше всего и в равных долях выявилось аудиалов и визуалов, а кинестетиков оказалось  меньше всего. Имеющиеся у учителя данные о каналах восприятия информации могут помочь учителю взаимодействовать с классом, корректировать ситуацию неуспешности у отдельных учащихся. Правильно подобранный тип модальности позволяет учителю повысить эффективность урока. На практической части мастер-класса Александра Витальевна предложила составить таблицу характеристик типа ИСУД с учетом модальности. В эту таблицу участники мастер-класса внесли особенности, сильные и слабые стороны, эффективные приемы деятельности при доминирующем визуальном, аудиальном и кинестетическом каналах восприятия информации. В ходе групповой работы были составлены рекомендации, которые необходимо учитывать при организации урока и внеурочной деятельности. Для детей - визуалов  рекомендуется исключать лишнюю наглядность, предлагать письменные инструкции и тезисы, для них предпочтительна первая парта. Для учащихся с аудиальным каналом восприятия важно давать возможность высказываться, комментировать свой ответ или решение. Такие дети особое внимание обращают на голос учителя – его вариации и интонацию.  Для учащихся с преобладающим кинестетическим каналом восприятия важно организовать работу так, чтобы они сами могли себя попробовать в роли учителя. Таким детям необходимо движение во время занятия.

Февральский цикл методический мастер-классов  открыла Колобова Светлана Айратовна. Она поделилась опытом работы по теме «Технология коллективного способа обучения» (далее – КСО). Светлана Айратовна уже много лет практикует КСО на уроках математики. Благодаря  применению технологии коллективного способа обучения учащиеся получают возможность прогнозировать свою деятельность, планировать результат, проявлять инициативность, быть активным участником учебного процесса. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах сменного состава, когда каждый учит каждого. Авторами данной технологии являются советские педагоги Дьяченко В.К. и Ривин А.Г. Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперед при изучении программного материала в своем темпе. Светлана Айратовна рассказала коллегам об особенностях применяемых в технологии КСО методиках - методике «Обмен заданиями» М.А. Мкртчана и мурманской методике. В основе практической части семинара лежала деятельность, организованная  по мурманской методике. В основе мурманской методики лежит следующий алгоритм:
1.      Учащиеся получают карточки с цветовой маркировкой.
2.      Каждый самостоятельно изучает информацию первой части карточки: заучивает правила, формулы, даты и т.д., при необходимости получает консультационную помощь педагога.
3.      Каждый ученик самостоятельно выполняет практическое задание второй части.
4.      Учащийся ищет себе пару с отличным цветовым сигналом карточки, записывает в свою тетрадь фамилию своего собеседника, делает отметку о цветовой маркировке.
5.      Первый ученик объясняет материал первого блока своей карточки, делая пометки в тетради собеседника.
6.      Второй ученик таким же образом прорабатывает с партнером содержание своего первого блока.
7.      Учащиеся обмениваются карточками, выполняют упражнения из второго блока самостоятельно.
8.      Сравнение результатов, анализ ошибок, дополнительные пояснения.
9.      Участники динамической пары обмениваются словами благодарности, прощаются, продолжают работу с пункта № 4.  

        Завершила серию мастер-классов Коновалова Ольга Викторовна, которая затронула очень важное направление современного образования. Тема ее выступления «Проектная деятельность учащихся как неотъемлемый компонент современного урока». Актуальность использования проектной и учебно-исследовательской деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью. На этапе внедрения ФГОС необходимо интегрирование проектной деятельности в целостный процесс. Таким образом, организация проектной деятельности учащихся в образовательных организациях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических комплексов задач. Ольга Викторовна обосновала теоретические основы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, обозначила основные требования к проекту и его защите. На практической части мастер-класса его участники создали собственный проект «Башня» и защитили его.