вторник, 30 апреля 2019 г.

«Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»


«Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»

воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31 «Крепыш»
Долгих Ольга Борисовна

Работа в современных условиях требует от педагогов  поиска более эффективных форм работы совместной трудовой деятельности детей и родителей. Комплексный подход, создание благоприятных условий, система взаимодействия родителей и педагогов благоприятно влияет на воспитание трудолюбия у детей.
Проведение разнообразных трудовых акций  позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизирует родителей и детей. Важным моментом проведения таких акций является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям и детям, повышает инициативность неактивных родителей. Это интересная форма трудовой деятельности развивает творческие способности у всей семьи, формирует культуру межличностных отношений.
Организуя трудовую деятельность детей посредством трудовых акций  мы обеспечиваем всестороннее развитие личности, формируем жизненно необходимые умения и навыки.
К особенностям планирования трудовых акций  относятся преобладание трудовых поручений, включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей.
Цель и задачи таких трудовых акций  определяются педагогом  исходя из приобретенных навыков и трудовых умений воспитанников, а также их физических возможностей.
Трудовые  акции  следует проводить регулярно, но не чаще двух – трех раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью с определенной целью. Для того, чтобы не утомить детей однообразием, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой.
При выполнении трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что трудовая акция  – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, воспитывать желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, в уборке группового помещения, в стирке кукольного белья, в ремонте книг в книжном уголке, в уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка и т. д.).Во время таких трудовых акций  воспитанники учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда – это результат совместной работы всех.
Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.
Труд  дошкольников создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели в каждой возрастной группе должны позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников.
Детям младшего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.
При планировании трудовых акций  педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.
Детям надо разъяснять правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:
- работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;
- материалы, инструменты для детского труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
- категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.
Трудовые  акции могут содержать сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника.
Такие мероприятия организуются на территории детского сада и носят четко выраженный сезонный характер. Трудовые акции  сочетают в себе наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе) и совместную трудовую деятельность детей и взрослых. От воспитателя такая форма работы  требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить выбору необходимого инвентаря, продумать размещения детей при совместных трудовых действиях. Если работа планируется в цветнике или на огороде, то лучше ее выполнять с подгруппой детей.
Трудовая  акция, как правило, носит плановый характер, но бывают случаи, когда такой «десант» нужно срочно «вызывать на помощь». Например, выпал снег, и малыши не могут пройти на свой участок, дворник не успевает почистить все дорожки, тогда можно попросить старших детей помочь. Иногда снег необходим для проведения спортивных соревнований, только площадка должна быть утоптанной. Группа детей с радостью пройдется змейкой за воспитателем по территории спортивной площадки, а если позвать несколько групп, то работа будет выполнена быстрее, чем с ней справится снегоуборочная машина.
В таких трудовых акциях  четко прослеживается экологическая направленность. Например, дошкольники под руководством воспитателя могут закопать на участке детского сада органический и неорганический мусор (огрызок яблока, фантик от конфеты, полиэтиленовый пакет и др.), отметить эти места табличками с условными обозначениями, а весной раскопать и сделать определенные выводы.
Дошкольники с удовольствием участвуют в труде, если видят заинтересованность со стороны взрослых. Детям нужно разъяснять важность труда в природе, например, когда мы насыпаем корм птицам, то помогаем им пережить холода. По окончании трудовой акции необходимо дать оценку проделанной работе, например, обратить внимание на то, какой красивой стала клумба. Результаты труда эстетически радуют глаз: приятно смотреть на цветы, аккуратные кустарники, чистые улицы.
Трудовые акции могут быть как общесадовыми, так и групповыми. Их тематику педагог выбирает заранее. В дальнейшем идёт творчески поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической трудовой акции – это возможность стать основным разработчиком и исполнителем ряда действий для достижения цели.
Таким образом, трудовые акции  становятся средством воспитания тогда, когда они  носят систематический характер и в них участвуют все дети. Каждый ребенок может принимать участие в коллективном труде, в процессе которого воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд - это не игра, не развлечение, а серьезное занятие.
Особый интерес у родителей и детей вызывает совместные мероприятия – трудовые акции («Чистый дворик», «Посади дерево», «Красивый участок» и др.).
Совместный труд сближает детей и родителей, укрепляет взаимоотношения взрослых и детей, способствует воспитания у детей трудолюбия.
Успех любой трудовой акции  с родителями и детьми зависит от четкой организации, включающей подготовку, проведение итогов.
А для того, чтобы заинтересовать родителей к той или иной совместной трудовой  деятельности с детьми необходимо использовать нетрадиционные формы: подготовка флаеров, объявлений для родителей в стихотворной форме, размещение объявления на информационном стенде в каждой группе,    подведение итогов: проведение смотра-конкурса, вручение призов и благодарностей самым активным родителям. Например, по итогам трудовой акции сделать отметку  в книге «Наша летопись». Хорошо, чтобы подобные трудовые акции с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Для этого можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, оформить фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.
Таким образом, использование трудовых акций в совместной трудовой деятельности - это эффективный, результативный, инновационный метод в работе с дошкольниками, который  способствует воспитанию трудолюбия у детей, и радость трудится вместе с детьми у родителей, а также способствует активному включению их в педагогический процесс.
Примерные темы организации трудовых акций.
«Трудовой десант - поможем природе проснуться».  
Программное содержание: формирование умения старших дошкольников в процессе коллективного труда уточнять представления о разновидностях цветов.Формирование умение правильно сажать луковицы гладиолусов, тюльпанов.
«3еленый десант на комнатные растения» (убираем больные листья, подкормка комнатных растений).
Программное содержание: формирование умения  детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
«Зелёный патруль».
Программное содержание: формирование умения детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закрепление знаний детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитание экологической культуры, желания добиться результата, участвовать в общем деле. Привлечение родителей к совместному труду.
Акция «Семечко и зёрнышко на запас» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, оформление коробки для сбора семян).
Программное содержание: формирование умения детей  действовать последовательно  при сборе  семян;  соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Развитие трудовых умений и навыков. Воспитание доброжелательных взаимоотношений в ходе совместной работы, желания применять полученные знания на практике.
Акция«Посади зернышко – получишь урожай».
Программное содержание:  развитие трудовых умений и навыков, аккуратности  при работе с землёй, водой и растениями. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней.
Акция «Каждой птахе по крохе» (подкормка птиц, изготовление кормушек).
Программное содержание: изготовление кормушек для птиц. Вовлечение родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц.
-  Акция «Наш чистый цветущий участок» (организация субботника – уборка своего участка, выращивание рассады для цветника).
Программное содержание: формирование  представлений о значимости труда для себя и окружающих, формирование умения  создавать радостное настроение от результатов выполненной работы. Приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство ответственности, старательного отношения к выполнению работы на закрепленном участке.
-  Акция «Сохранив дерево – сохраним жизнь» (посадка саженцев, установка экологических знаков, укрытие снегом деревья).
Программное содержание: расширение представлений детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранять. Развитие аккуратности при работе с растениями (саженцами), уверенности в своих действиях, трудовых умений и навыков. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней.
-  Акция «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (распространение листовок, подвязывание красной ленточкой ели).
Программное содержание:  привлечение  внимания  детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе. Повышение уровня экологического сознания через активизацию трудовой деятельности.
-  Акция «Гололёд, гололёд, гололедица» (помощь в посыпание песком дорожек).
Программное содержание:  развитие активности, самостоятельности, умения планировать, работать в коллективе.Воспитание интереса к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым.
-  Акция «В городе снегопад» (снежные постройки, поможем малышам очистить дорожки, подготовим спортивную площадку для соревнования).
Программное содержание: организация  совместной трудовой деятельности взрослых и детей, в процессе которой формируются трудовые навыки,  воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы. Воспитание бережного отношения к результатам труда.
Акция «Превратим участок в сказку» (зарисовки схем построек, сооружение, украшение их).
Программное содержание: создание своего образа участка на территории ДОУ через благоустройство территории, сооружения построек, и украшение участка из  бросового материала.
Акция «Поможем малышам навести порядок в группе».
Цель: развитие трудовых умений и навыков. Воспитание эстетического вкуса, желания трудиться для блага других.
Акция «Книжная мастерская» (ремонт книг в книжном уголке).
Программное содержание:  формирование умения  детей выбирать  книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками).  Воспитание бережного отношения к книгам, стремления трудиться, поддерживать порядок, умения работать коллективно.
Акция «Самая чистая группа».
Программное содержание: формирование у детей осознанного стремления к порядку, привычки убирать игрушки после игры. Совершенствование умения составлять план работы,  отбирать необходимые  материалы для предстоящей деятельности. Совместное  с воспитателем планирование работы.  Организация  совместного труда. Формирование ответственности за выполнение поручений.
Акция «Мастерская «Добрых дел» (где родители, на глазах у детей ремонтируют, мастерят, строят).
Программное содержание: развитие у детей интереса к труду взрослых.Способствование  воспитанию трудолюбия у детей, и радости трудится вместе с детьми у родителей.
Акция «Постирай одежду для кукол».
Программное содержание: формирование умения детей готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развитие  трудовых умений и навыков, умения соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитание желания трудиться для блага других.
Акция «Наведем порядок в шкафу раздевальной комнаты».
Программное содержание: закрепление навыка детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Акция «Мы, Вас помним, ветераны!»
Программное содержание: оказание помощи ветеранам в уборке дворовой территории. Воспитание и формирование  у детей гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Воспитание желания трудиться для блага других.
Акция «День Победы»
Программное содержание: изготовление открыток и поделок  своими руками ветеранам,  воспитание чувства патриотизма, уважения к ветеранам. Развивать аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту. Способствовать развитию творческих способностей детей.
Акция « Пасхальный сувенир» (мастер – класс: родители вместе с детьми  создают пасхальный сувенир с оформлением выставки в групповой комнате)
Программное содержание: оказание практической помощи в изготовлении пасхального сувенира, для последующей организации совместной деятельности родителей и детей дома,воспитание уважения к народным традициям. Формирование умения и желания доводить начатое дело до конца.
и многие другие.
Все трудовые акции можно разделить на блоки:
 - «Труд в природе»;
- «Ручной и художественный труд»;
- «Самообслуживание»;
- «Хозяйственно - бытовой труд».
Приучая детей к труду необходимо использовать в работе такие методы и приемы, как «художественное слово», дидактические игры (Приложение 1), народные пословицы и поговорки (Приложение 2), народные приметы, сказки, загадки (Приложение 3), песни, заклички.
Данные методы и приемы помогут воспитателю организовать трудовые акции и руководить трудовой деятельностью детей таким образом, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, инициативу, самостоятельность, учился оказывать помощь товарищам, добиваться общего результата, ценить свой труд, труд товарищей и труд людей.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию посредством трудовых акций к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• сформируется чувство общественного долга;
• труд станет для детей потребностью.



Планирование трудовых акций
для детей старшего дошкольного возраста на учебный год
Месяц
Тема
трудовой акции
Цель
Оборудование
Методы  и приемы
Сентябрь
«Наш чистый цветущий участок»
Формирование   представлений о значимости труда для себя и окружающих, формирование умения  создавать радостное настроение от результатов выполненной работы. Приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство ответственности, старательного отношения к выполнению работы на закрепленном участке.
Перчатки, ведра, грабли, лопаты и метлы, объявление, флаеры, эмблема.
Наглядные: наблюдение,
 демонстрация (рассматривание) наглядных пособий (иллюстрации, фотографии труда взрослых и детей), показ способа действий (работа на участке), показ образца (клумба, чистый участок).
Практические: упражнение.
Игровые:  дидактическая игра, сюрпризный момент, загадывание и отгадывание   загадок, соревнование.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка, самооценка.
«Семечко и зёрнышко на запас»
Формирование  умения детей  действовать последовательно  при сборе  семян;  соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Развитие трудовых умений и навыков. Воспитание доброжелательных взаимоотношений в ходе совместной работы, желания применять полученные знания на практике.
Баночки, коробки, фломастер, бумага, объявление, флаеры, эмблема.
Наглядные:  наблюдение,
 демонстрация фотографий, рассматривание иллюстраций, гербария, показ способа действий.
Практические: моделирование (алгоритм действий по сбору семян), моделирование процесса роста растений.
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок, соревнование.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, чтение худ.литературы, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка, самооценка.
Октябрь
«Сохранив дерево – сохраним жизнь»
Расширение  представлений детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранять. Развитие аккуратности при работе с растениями(саженцами), уверенности в своих действиях, трудовых умений и навыков. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней.
Лопаты, грабли, ленточки, перчатки, папка- передвижка для родителей, буклеты, эмблема.
Наглядные:  наблюдение,
 демонстрация (рассматривание) наглядных пособий, показ способа действий,  показ образца.
Практические: упражнение, моделирование.
Игровые: дидактическая игра, проблемная ситуация, загадывание и отгадывание   загадок, соревнование.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, чтение худ.литературы, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
«Поможем малышам навести порядок в группе».
Развитие  трудовых умений и навыков. Воспитание эстетического вкуса, желания трудиться для блага других.
Тазы, мыло, фартуки, косынки, тряпочки, эмблема.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
Ноябрь
«Каждой птахе по крохе»
Изготовление  кормушек для птиц. Вовлечение родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц.
Материал для изготовления кормушек, шнур, корм для птиц, объявление, буклеты, эмблема.
Наглядные:  рассматривание кормушек, иллюстраций птиц, показ способа действий (изготовление кормушек).
Практические: упражнение, моделирование (алгоритм действий при изготовлении кормушки).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация, загадывание, отгадывание и составление  загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы, чтение художественной литературы, пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
«3еленый десант на комнатные растения»
Формирование  умения  детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Фартуки, косынки, лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления, тряпочки, тазики объявление, листовки, эмблема..
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
Декабрь
«Превратим участок в сказку»
Создание  своего образа участка на территории ДОУ через благоустройство территории, сооружения построек, и украшение участка из  бросового материала.
Украшения для участка из бросового материала, лопаты, лейки, объявление, флаеры, эмблема.
Наглядные:  рассматривание, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка, самооценка, рефлексия.
Январь
«Книжная мастерская»
(Приложение 4)
Закрепление и совершенствование умений, приобретённых ранее в трудовой деятельности (выбирать  книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками).  Воспитание бережного отношения к книгам, стремления трудиться, поддерживать порядок, умения работать коллективно.
Книги для ремонта, клеенка, клей, ножницы, бумага, салфетки, эмблема, галстуки или повязки.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
Январь
«Наведем порядок в шкафу раздевальной комнаты».
Закрепление  навыка детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Фартуки, косынки, тряпочки, тазики, эмблема, галстуки или повязки.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
Февраль
«В городе снегопад»
Организация   совместной трудовой деятельности взрослых и детей, в процессе которой формируются трудовые навыки,  воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы. Воспитание бережного отношения к результатам труда.
Лопаты, метлы, санки, объявление, листовки, эмблема.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка, самоанализ деятельности.

«Самая чистая группа».
Формирование  у детей осознанного стремления к порядку, привычки убирать игрушки после игры. Совершенствование умения составлять план работы,  отбирать необходимые  материалы для предстоящей деятельности. Совместное  с воспитателем планирование работы.  Организация  совместного труда. Формирование ответственности за выполнение поручений.
Фартуки, косынки, тряпочки, тазики, объявление, флаеры, эмблема.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
Март
«Гололёд, гололёд, гололедица»
Развитие  активности, самостоятельности, умения планировать, работать в коллективе. Воспитание интереса к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым.
Лопатки, песок, ведра, объявление, флаеры, эмблема.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

«Мастерская «Добрых дел»
Развитие  у детей интереса к труду взрослых. Способствование  воспитанию трудолюбия у детей, и радости трудится вместе с детьми у родителей.
Флаеры, объявление, галстуки или повязки.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
Апрель
«Пасхальный сувенир»
Оказание  практической помощи в изготовлении пасхального сувенира, для последующей организации совместной деятельности родителей и детей дома, воспитание уважения к народным традициям. Формирование умения и желания доводить начатое дело до конца.
Белый  и цветной картон, самоклеящаяся пленка, простой карандаш, ножницы, шаблон с изображением яйца, подносы, образцы сувениров, «дерево» из веток, мультимедиа оборудование, объявление, флаеры, эмблема.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

«Постирай одежду для кукол».
Приложение 5
Формирование  трудовых умений и навыков детей, необходимых при стирке кукольного белья.
Воспитание желания трудиться для блага других.
Клеенчатые фартуки, мыло, тазы, веревка для сушки белья, галстуки или повязки, эмблема.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.
Май
«День Победы»
Приложение 6
Изготовление открыток для ветеранов приемом аппликации в технике торцевания,  воспитание чувства патриотизма, уважения к ветеранам. Развивать аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту. Способствовать развитию творческих способностей детей.  
Шаблоны Вечного огня, квадраты из гофрированной цветной бумаги (разных цветов, кисточка, простой карандаш, салфетка, клеёнка, ножницы, клей.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

«Мы, Вас помним, ветераны!»
Оказание  помощи ветеранам в уборке дворовой территории. Воспитание и формирование  у детей гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Воспитание желания трудиться для блага других.
Лопатки, метелки, грабли, перчатки,ведра, галстуки или повязки, эмблема, листовки.
Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.
Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.
Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,
пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

Из опыта работы: «Роль сказки в познавательно - речевом развитии дошкольников».


                                                                  воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31 «Крепыш»
Лобурева Ольга Дмитриевна

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс- мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. 
Цель данной работы: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи
·        развивать познавательный интерес; 
·        расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру; 
·        развивать свободное общение с взрослыми и детьми; 
·        формировать интерес к книгам и потребность в чтении; 
·        воспитывать умение слушать. 
С помощью сказки можно многого достичь: реализовать образовательные задачи, и «уроки сказок» не будут при этом напоминать «маленькую школу», а помогут создать доверительную атмосферу в группе и придадут обучению развивающий характер. 
С этой целью создала  модель работы со сказкой – это образец, на котором отрабатывается механизм работы педагога со сказочным материалом. Предлагаемые девять разделов выбраны условно. Их может быть меньше, может быть и больше. Каждый новый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый план лишь одну – две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются сопутствующими. Своеобразие этой модели предоставило возможность для составления комплексно-тематического планирование, основанного на сюжете сказок. 
Модель работы со сказкой:
1. название сказки
2. чтение сказки
3. речевая зарядка


4. беседа по содержанию
5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. рассматривание иллюстраций
7. работа с обучающими презентациями
8. создание сказки (продуктивная деятельность)
9. сказка и познание.

Образовательный процесс осуществляется:
• в ходе непрерывной образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности. 

Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса. 
В своей работе мы использовали следующие методы и приёмы, которые явились невидимым мостиком между ребёнком и взрослым в процессе реализации образовательных задач. Каждый из методов конкретизирует разделы вышеописанной модели работы со сказками. 
· Мы читаем, рассказываем сказки. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям. 
·  Вовлекаем детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Мы заранее готовим персонажей, с которыми будет происходить общение, создаём их, используя бросовый, природный материал. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
·  В другом варианте, сначала рассказываем сказку, а затем предлагаем ребятам самим попробовать «оживить» её. Вместе с детьми мы рисовали сказку, используя различные техники, лепили из пластилина, солёного теста, делали аппликации из бумаги, ткани, различных нитей. Использовался приём раскрашивания эпизодов сказки с применением цветного песка, подкрашенной манки.
·  От рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода используем дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того ведём работу с мнемотаблицами. Начинаем с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Для детей младшей группы используем цветные мнемотаблицы. 
·  Работу такого рода часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень полюбили играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
 Играя в сказку, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. 
·  Образовательный процесс выстраиваем, используя принцип интеграции образовательных областей. И снова сказка - «умница и прелесть», приходит на помощь. Например, реализуя содержание образовательной области «Познавательное развитие» используем сказку с целью оптимизации образовательного процесса. В некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности, в названии: «Три медведя», «Волк и семеро козлят». На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, знакомить с геометрическими фигурами. А с другой стороны, с помощью геометрических фигур мы шифруем, моделируем сказки, прячем героев в фигурки, которые можно угадывать по форме и величине. Таким образом, готовя дошкольников к математической деятельности со знаками и числами.
·  Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаем детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
·  Широко используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.
·  Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбираются с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.
       С изменением возрастного ценза воспитанников арсенал методов и приёмов пополняется. Так в работе с детьми средней группы я использую:
Игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок. 
·                     Игры-задания «Вопрос-ответ».  Для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем тризовскую игру «Хорошо-плохо».  А постановка проблемных вопросов - «А если бы наступила весна?», «А если бы погасло солнце?»- позволяет поставить ребёнка в позицию исследователя. 
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а, в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования. Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки.
     Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач: 
·                    обучению ребёнка дошкольного возраста опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности; 
·                    повышению качества освоения программы;
·                    формированию ряда интегративных качеств личности, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
        Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении. И если теперь мы слышим вопрос: «Где живёт Сказка?», то с полной уверенностью можем сказать, что Сказка живёт в наших сердцах, в каждом уголке нашего сада, рядом с нашими детьми, а наши дети живут в сказке!

среда, 10 октября 2018 г.

Игровое пособие «Чудо - парашют»




Игровое пособие «Чудо - парашют»

Нищерякова Анастасия Александровна
воспитатель МБДОУ "ЦРР-детский сад № 31 "Крепыш"


Как известно в дошкольном детстве закладываются основы  крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. В последнее время возросло число физически ослабленных детей, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера. Да и некоторые родители чрезмерно увлекаются их интеллектуальным развитием: посещение разнообразных кружков не оставляет времени для игр на детских площадках, лишает ребёнка общения со сверстниками в игре. Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья  является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность.Как сделать так, чтобы мир движений стал привлекательным, интересным для детей и родителей?
Хочется поделиться опытом работы. В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития. Сегодня в России детский игровой парашют преимущественно используется при работе с детьми в дошкольных образовательных учреждений.

Впервые о «Парашюте» я узнала из интернета 3 года назад. Это игровое пособие привлекло меня новизной, яркостью. Игровой «Чудо -парашют мы сшили сами, купив яркую легкую ткань семи цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, оранжевый, бирюзовый), разрезав на 14 секторов. Сектора сшили между собой, получился круг, диаметром 2,80 метра. По кругу расположены 14 ручек, за которые могут держаться 14 человек.

       Уникальность парашюта и игр с ним состоит в том, что развернутый парашют сразу же привлекает к себе внимание детей и никого не оставляет равнодушными. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом.
Для тихих и застенчивых детей игры с парашютом дают возможность постепенного присоединения к компании. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Активные дети, играя с парашютом, научатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом, что позволяет задавать равнозначные позиции («Нет первых и нет последних»). Движения производятся то в одну, то в другую сторону, что формирует у ребёнка симметрию движений.
Дидактическое пособие «Чудо - парашют» предназначено для дошкольников среднего и старшего возраста.


Для детей нашей группы мы сшили «Чудо - парашют» диаметром 3 метра из ткани четырех цветов. Его может использовать любой специалист детского сада (психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель) для организации занятий, игр, развлечений, и, как пособие для закрепления цвета или счета.

Изготовление парашюта:
Для того, чтобы сшить парашют нужно 4 отреза яркой подкладочной ткани, шириной 1,5 метра (желтого, красного,
синего, зеленого). В готовом виде парашют представляет собой «плоский зонтик» с восемью секторами. 
Отрез складываем пополам поперек. 
Вот таким образом:









Сшиваем по схеме (получается труба). Затем по диагонали разрезаем и получаем два клина: один целый, один со швом посередине. Таким же образом кроятся все клинья. После этого начинаем собирать парашют. Из косой бейки или ленты пришить ручки на стыках клиньев и по середине клина (всего 16 штук).

Целевое назначение игрового пособия «Чудо - парашют»
Игры с «Парашютом» способствуют:
o      развитию внимания, памяти;
o      выработки согласованности движений с музыкой;
o      укреплению мышц спины и рук;
o      активизируют двигательные навыки;
o      развивают координацию движений;
o      позволяют тихим и застенчивым детям быстрее адаптироваться в коллективе сверстников;
o      гиперактивным детям научиться соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом;
o      развивают звуковысотный, тембровый слух, чувство ритма, темподинамическое представление;
o      развивают творческие способности и вызывают положительные эмоции.

Таким образом, игровое пособие «Чудо-парашют» не только развлекает, но и развивает.
Игры с игровым парашютом – не соревновательные, они учат согласованности действий, и умению чувствовать движения остальных игроков. Парашют можно поднимать, опускать, раскачивать, пускать большие и маленькие волны, по нему можно ходить, под ним можно спрятаться. Так же игры с парашютом развивают внимание, координацию, так же укрепляют мышцы плеч, предплечий и кисти рук, развивают воображение. Вы можете вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриба…
 Как играть с парашютом?

На своем личном сайте, предлагаю вашему вниманию картотеку игр с использованием игрового пособия «Чудо-парашют» для работы с детьми дошкольного возраста: http://anastasiya2412.ucoz.net/load/igroteka/igry_s_igrovym_posobiem_chudo_parashjut/3-1-0-80.
http://anastasiya2412.ucoz.net/load/0-0-0-80-20 - здесь Вы сможете скачать картотеку к данному игровому пособию