понедельник, 2 марта 2015 г.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта "Инта-золотое сердце Коми"

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
на примере реализации проекта "Инта-золотое сердце Коми"

Назарова Зоя Федоровна
Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 19 "Василек"
 компенсирующего вида


В статье рассматриваются ход и результаты реализации проекта по патриотическому воспитанию дошкольников с целью формирования представления детей о патриотизме и малой Родине, ценностного отношения к культурно-историческому наследию родного края и России, понимания гражданского долга и воспитания уважения к семье, родителям и семейным традициям.

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину такую,
Какой её ты в детстве увидал...
Симонов К.

  Патриотическое воспитание дошкольников является одним из наиболее приоритетных и актуальных направлений в дошкольном образовании. Актуальность проблемы обусловлена рядом факторов, среди которых: особое внимание к проблеме со стороны государства и общества, нестабильность политических и социально-экономических условий современной жизни, а также возникшее противоречие между сложившимися стереотипами и идеологией и новыми условиями жизни общества.
 В этих условиях крайней неопределённости и нестабильности возрастает роль образовательных учреждений в процессе формирования нравственно устойчивой цельной личности с активной социальной и гражданской позицией, позитивными ценностями и качествами, духовностью и любовью к своей семье, народу, Родине. Формирование такой личности невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным и историческим ценностям своего родного края и страны, любви к близким людям, детскому саду, родному городу и всей стране.
  Дошкольный возраст, будучи важнейшим этапом становления личности человека, является наиболее благоприятным периодом для создания предпосылок гражданских качеств и формирования высших социальных чувств, таких как патриотизм. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, поэтому патриотические чувства к Родине необходимо прививать через восхищение и любовь к природе, искусству, родным людям, детскому саду, родному городу и своему народу. Такие чувства могут возникнуть только в результате длительного, систематического, целенаправленного воздействия на ребенка посредством разнообразных видов деятельности.
  Важность и актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников определили тематическую направленность моей педагогической деятельности в течение девяти месяцев, в ходе которых был реализован проект "Инта - золотое сердце Коми". Метод проекта был выбран в качестве педагогической технологии, как наиболее актуальная и эффективная модель обучения. Проект направлен на формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историко-географическими, социальными особенностями и национальной культурой родного края.
  Задачами проекта стали: формирование понятия и чувства принадлежности к малой Родине, воспитание чувства любви к семье, детскому саду, развитие интеллектуальных, творческих способностей и навыков исследовательской деятельности у детей, а также приобщение родителей и социальных партнеров к процессу патриотического воспитания.
 Проект был реализован в ходе четырех этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, контрольно-рефлексивного и презентационного. По итогам проведенной работы ожидались следующие результаты:
для детей: сформирована осознанная радость и гордость за свою малую Родину, достигнуто объединение детей общими впечатлениями, эмоциями, переживаниями, раскрыты интеллектуальные и творческие способности, сформированы навыки суждений и оценок;
для педагогов: проанализирован процесс усвоения знаний о родном городе, поддержано желание детей быть активными участниками на протяжении всего проекта;
для родителей: поддержан у ребенка интерес и желание больше узнать о своем городе, предоставлена возможность ребенку пережить успех, повышена активность родителей в процессе воспитания патриотизма у детей, расширены и систематизированы знания родителей о процессе воспитания патриотических чувств у детей;
для социальных партнёров: дети привлечены к участию в выставках, конкурсах, городских концертах, спортивных соревнованиях.
   Первым шагом реализации ценностно-ориентационного этапа стало проведение мониторинга детей и анкетирование родителей, в результате которых были выявлены следующие проблемы: недостаточные знания детей о родном городе, невнимание родителей к теме патриотического воспитания. В соответствии с выявленными проблемами была поставлена цель - формирование у детей понимания того, что город, в котором они живут, является их малой Родиной и приобщение родителей, социальных партнёров к процессу воспитания патриотических чувств у детей.
 Во время подготовительного этапа была проведена обширная исследовательская деятельность, как со стороны воспитателей и воспитанников, так и со стороны родителей. В результате проведенного исследования была подобрана соответствующая методическая литература, собрана информация о родном городе в виде фотографий, иллюстраций, статей, фильмов. Уголок по патриотическому воспитанию дополнили картой России, символикой страны, альбомами «Моя страна», «Наша армия», «Слава воинам победителям». Коми уголок пополнили символикой республики и города, альбомами «Я живу в Республике Коми», "Моя Инта", поделками из оленьего меха, работами из бересты, макетом чума, коми сказками, пословицами, играми и поговорками, географическими картами республики Коми, города Инты, коллекцией полезных ископаемых Интинского района.
  Второй конструктивный этап был наиболее длительным и значимым для реализации проекта. В ходе этого этапа были поставлены задачи для педагогов, детей, родителей, социальных партнеров. Разработан план по реализации задач. Определены основные  формы работы с детьми: прогулки по городу, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, беседы, художественное творчество и продуктивная деятельность, показ фильмов о городе, музыкально-тематические развлечения для детей, разучивание песен и стихов об Инте, участие в городских мероприятиях, опыты и эксперименты, театрализованная деятельность, составление рассказов.
Вышеперечисленные формы работы были реализованы в рамках тематического планирования: 
  • сентябрь - «Как я и моя семья оказались в Инте», 
  • октябрь - «Мой детский сад», 
  • ноябрь - «Летопись города», 
  • декабрь - «Мой город на карте Республики Коми», 
  • январь - «Спортивная и культурная жизнь Инты», 
  • февраль - «Инта - золотое сердце Коми», 
  • март - «Обычаи, традиции, праздники нашего города», 
  • апрель - «Богатства северной Инты», 
  • май - «Города славные сыны».


  Работа по патриотическому воспитанию дошкольников велась по следующим направлениям: духовно-нравственному, культурно-историческому, гражданско-правовому и военно-патриотическому.

Формы работы по духовно-нравственному направлению:
чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры «Папа и я - мамины помощники», «Если мама устала», оформление альбомов «Наша дружная семья», «Наш любимый детский сад», слушание музыки, экскурсия на Станцию юных натуралистов, участие в I Всероссийском конкурсе творческих работ «Младшие друзья», участие в акции «Посади дерево», в муниципальном конкурсе чтецов «Моя Инта», в городском фестивале «Планета детства», в городском праздничном концерте «Город мой, он такой молодой», в городских соревнованиях по плаванию.

Формы работы по культурно-историческому направлению: 
беседы «Откуда я родом», «Как я и моя семья оказались в Инте», «Когда был построен наш детский сад», «Поселок Инта стал городом Инта» и др., экскурсии по территории детского сада, прогулки по микрорайону, экскурсия в Парк культуры и отдыха, в детскую библиотеку, участие в празднике «День оленевода», оформление альбома «Обычаи, традиции, праздники нашего города», открытое городское занятие «Инта – золотое сердце Коми» и др.

Формы работы по гражданско-правовому направлению: 
праздник с участием инспектора ГИБДД «Наш друг Светофор», участие в республиканских конкурсах «Полицейский Дядя Стёпа» и «Безопасность глазами детей», знакомство с картой России и Республики Коми, беседы «Что такое герб», «Что ты знаешь флаге, гимне», пересказ текстов о гербе, флаге, гимне, рисование флага России, Республики Коми, герба города, дорожных знаков, слушание гимна города, песен о городе и др.

Формы работы по военно-патриотическому направлению: 
оформление стенгазеты ко Дню защитника Отечества, чтение патриотической литературы, статей об интинцах - участниках ВОВ, рассматривание картин, иллюстраций о войне, слушание музыки, разучивание стихов о войне, беседы «Воины Великой Отечественной войны», «Как хорошо, когда мир на земле», экскурсия к памятнику - мемориалу, участие в городской выставке рисунков «Спасибо дедам за Победу», участие в городском параде 9 Мая и др.
  Третий контрольно-рефлексивный этап проекта был посвящён подведению итогов и определению эффективности проведенной работы. Анкетирование и мониторинг показали, что в ходе реализации проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о своем родном крае, у них появилось чувство осознанной радости, гордости за свой город, понимание того, что Инта является их малой Родиной. Помимо повышения качества знаний о родном крае, у детей наблюдался рост познавательной активности и повышение уровня социализации. Результат реализованного проекта был показан в форме итоговых, интегрированных занятий «Инта - золотое сердце Коми», «Богатство северной Инты».
   В ходе заключительного презентационного этапа успешность и эффективность проекта были подтверждены рядом наград в общероссийском конкурсе творческих работ для педагогов, обучающихся и их родителей «С Большой Любовью к своей Малой Родине», а именно: дипломом первой степени за интегрированное занятие «Инта – золотое сердце Коми», дипломом второй степени за интегрированное занятие «Богатство северной Инты», дипломом первой степени за авторские стихи для детей «Люблю тебя, мой край родной».

Список литературы
  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2010.
  2. Виноградова Н.Ф., Козлова С. А. Наша Родина. М.: Просвещение, 1984.
  3. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М.: Просвещение, 1980.
  4. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. М., 1995.
  5. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2004.
  6. Ривина Е. К. Государственная символика России. М.: Сфера, 2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий