четверг, 19 марта 2015 г.

Из опыта работы по ОРКСЭ

Из опыта работы по ОРКСЭ

Учитель МБОУ «Гимназия № 2»
Т.В.Канева



  Внеурочная деятельность в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ – системообразующее ядро программы духовно – нравственного и воспитательного обучения на ступени начального общего образования. Внеурочная работа детально раскрывает тему – это совокупность различных видов деятельности, развивающих кругозор детей, интерес к конкретной теме,  обладает широкими возможностями воспитательного воздействия.
  Проект – особая форма организации работы (исследовательской, творческой, практической), которая предполагает определение целей, сроков, результатов, препятствий и путей их преодоления, ресурсов – материальных, информационных, финансовых, человеческих, в данном случае – родственников, близких.
  Проект «Моя семья» - годовой проек
т в течение изучения всего курса ОРКСЭ. Он состоит из локальных проектов, выполняемых по определенным направлениям – линиям.


Первая – знакомая и традиционная линия – составление родового дерева:  «Моя родословная».  Ценными здесь являются, во – первых, наличие такой реликвии семьи, каким является родословная, во – вторых, количество найденных поколений, в – третьих, оформление; даются рекомендации по продолжению древа, например, если известно отчество деда, то значит, известно уже имя прадеда. В родословной имя предка – ценность. 

  Следующая линия по выполнению годового проекта - составление и оформление работ по таким темам:   «Я», «Моя мама».  Далее -  «Мой папа», «Мой брат», «Моя сестра», «Моя бабушка», «Мой дедушка», «Моя тетя», «Мой племянник» и т.д. по родословной по желанию и возможностям ребенка и родителей.  Для оформления работы предлагается план (приложение 1).  Даются рекомендации – можно не отвечать на все пункты плана, можно добавить свой пункт; можно не оформлять работу о родственнике или близком человеке, о котором не хочется писать;  фотографию можно заменить рисунком. План сохраняется – переписывается или перепечатывается в работе ребенка; по данному алгоритму можно оформлять другие исследования. Обычно, в начале урока детям дается возможность выступить перед классом со своими проектами. Выступления носят эмоциональный характер, поэтому они должны быть добровольными. Задаются вопросы: что интересного узнали? С кем работали? Как работали? Что было  трудным? Почему? Как решили проблему? Чаще всего, дети делятся своими удивительными для них открытиями о родных или близких, бывает, что о маме написали с папой, со старшими братьями, сестрами или работа получилась в результате простого интервью по вопросам плана. Трудности у каждого свои: нет фотографии, например, у дедушки, или родной человек проживает далеко. Проблемы решаются художественным оформлением проектного листа, звонком или через привлечение взрослых членов семьи. Удивительно, но оформляются работы и по младшим членам семьи, которые еще не могут говорить или обдумывать ответы. На вопрос: как это удалось? Отвечают, что, играя и заботясь о младшем братике или сестренке, они видят, что их интересует, что им нравится, и таким образом, через наблюдение могут сами за них ответить.  Появляется желание написать о близких по духу окружающих: «Моя крестная», «Моя подруга», «Мой друг», «Друг семьи», «Подруга моей мамы (в качестве близкого друга семьи)», «Мой сосед (с которым семья дружит или опекает, или интересный чем – либо человек).  О друзьях, чаще всего, учащиеся делают презентации.  Описывая членов семьи,  у детей возникает вопрос о любимом домашнем животном,  – появляется серия работ о семейных  «братьях наших меньших». 
  Третья линия – выполнение проектов по теме «Работа моей мамы» тоже по предложенному плану (приложение 2). Рекомендации остаются те же, что и по проекту «Моя мама». По подобию появляются описания работы пап, иногда, старших братьев, сестер. Данный проект – далеко не праздный. К сожалению, у многих детей нет представления о работе родителей, каким трудом добывается уют в семье, обеспечение их детства.  Если родители настроены доброжелательно, то в ходе оформления  работы может возникнуть задушевная беседа, что будет способствовать сближению детей и родителей. Эта линия завершается составлением «Дерева профессий» близких и  родственников. Идет работа по обогащению родового дерева профессиями, видами деятельности предков. Здесь можно провести первичный анализ – при выступлениях обобщить родственные виды деятельности – таким образом, выходим на династии по профессиям.
  Отдельной,  традиционной линией  идет работа по теме «Мои родственники, пережившие Великую Отечественную войну». В такой тематике  дети могут описывать не только родственников - непосредственных   участников  боевых действий, но и описать детские воспоминания о военном времени кого – либо из родственников в тылу, в оккупации, угнанных в Германию. Выборочно, не называя фамилий, знакомила родителей на родительском собрании с описанными  сюжетами с целью показать ценность и неповторимость таких воспоминаний для родословной. После задания учащиеся часто подходят и говорят, что у них никто не воевал. Объясняю непрерывность родословной цепочки, кто – то из родословной жил в период войны, иначе не было бы их, нынешних детей. То, что они выжили в годы войны – это уже подвиг. По этическим нормам настаивать на выполнении работ нельзя ни по одной из линий проекта.  Для описания родственников – ветеранов предлагается примерный план (приложение 4).  Представленные детские работы требуют доработки со стороны стиля изложения, исправления ошибок, оформления. Затем  они копируются для «Книги Памяти» Гимназии,  оформление которой стало традицией.  Были проекты в стихах. 
  Пятая линия  - это освещение этапов работы над проектом в газете «Искра» по тематикам «Семья», «ВОВ».  С согласия родителей, локальные проекты  периодически передавали в редакцию газеты «Искра моя городская газета», где выбирались наиболее интересные для публикации. Конечно, выбранные проекты требовали доработки: приведение в соответствие к газетному стилю, уточнение фактов, поиск соответствующих фотографий. За сотрудничество по организации данной работы особая благодарность редакции газеты, в частности, корреспонденту Марии Лепа.
  Папка по годовому проекту «Моя семья» также дополняется  следующими  учебными исследованиями: «Традиции нашей семьи», «Моральные правила нашей семьи», «Герб семьи», «Дела, за которые я ответственен в нашей семье», как вариант «Ответственность в нашей семье», «Семейные праздники», «Образцы нравственности для моей семьи» - здесь идут сообщения о людях Отечества, являющихся примером подражания или восхищения для членов семьи. 
  По теме годового проекта используются притчи (А.Н. Иванов. Притчи и истории.– СПб.: Речь, 2007. – 192 с.) и былины, например, «Авдотья – рязанушка», стихи с последующим анализом о ценностях семьи (приложение 5). 
  К концу учебного года у наиболее заинтересованных  детей и неравнодушных родителей собирается папка  по годовому  проекту «Моя семья».  Значимость собранного материала в том, что она может явиться отправной точкой для исследовательских работ в будущем. В младшем школьном возрасте не все высказывания (и умалчивания)  родителей понятны детям.   Со знаниями, с жизненным опытом может заговорить каждое записанное и сохраненное слово; судьбы предков, возможно, будут поняты, приняты и прочувствованы. История Родины становится понятной и близкой, когда затрагиваются судьбы родственников и близких. От знания прокладывается путь к пониманию, от понимания перипетий их судеб – к любви своим родным и близким, от любви – к гражданственности и осознанному патриотизму.


Приложение № 1.
Я.
1.Меня зовут … ФОТО
2.Я родилась …
3.Знак Зодиака …
4.Любимое время года …
5.Любимое имя …
6.Любимое число …
7.Любимое место отдыха …
8.Любимое блюдо …
9.Любимая телепередача …
10.Любимый фильм …
11.Любимая песня …
12.Ощущение, которого хотелось бы избежать …
13.Ощущение, которое хотелось бы испытать …
14.Для меня семья – это …

Приложение № 2.
Моя мама
1. Мою маму зовут … ФОТО
2.Она  родилась …
3.Знак Зодиака …
4.Любимое время года …
5.Любимое имя …
6.Любимое число …
7.Любимое место отдыха …
8.Любимое блюдо …
9.Любимая телепередача …
10.Любимый фильм …
11.Любимая песня …
12.Ощущение, которого хотелось бы избежать …
13.Ощущение, которое хотелось бы испытать …
14.Для нее семья – это …



Приложение № 3.
Работа моей мамы.
1.Кем работает?
2.Где работает?
3.Совпадает ли профессия с образованием?
4.Почему выбрала эту профессию?
5.Кем хотела быть в детстве?


Приложение № 4.
Примерный план для работы «Книга Памяти».

Я, (Ф.И. автора), ученик (- ца)____класса хочу рассказать о своем  _________,  участнике ВОВ.
Мой____________-  Ф.И.О. , год рождения_____________, место рождения______________. Род деятельности до войны. Когда и с какого пункта был призван в ряды Красной Армии (прошел обучение). Род войск и звание, на каких фронтах и в каких дивизиях воевал. Награды, ранения, воспоминания, архивные документы, статьи, дополнительные факты. Чем занимался после войны. 

Приложение № 5.

Человеку надо мало

Р. Рождественский
Человеку надо мало:
Чтоб искал и находил,
Чтобы имелись для начала
Друг - один и враг - один.
Утром – свежую газету, 
С человечеством родство;
И всего одну планету – 
Землю – только и всего.
Человеку надо мало:
Чтоб сирень в саду цвела, 
Чтоб жила на свете МАМА,
Сколько нужно ей - жила…

1 комментарий:

  1. Спасибо. С почином. Рада, что Вы поделились из опыта работы.

    ОтветитьУдалить