среда, 8 апреля 2015 г.

Школьная служба медиации

Школьная служба медиации

Швецова Н.Н., педагог-психолог
МБОУ «Гимназия № 2»

«Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом – кому принадлежат эти апельсины по праву.

– Тому, кто первый их заметил, – сказал один.
– Тому, кто увидел в них образ солнца, – сказал другой.
Спор был жаркий, но он не принес облегчения, ни одному, ни другому. Кулаки сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами, во что бы то ни стало. По счастью проходил мимо путник – к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:
– Рассуди нас!
– Для чего каждому из вас эти апельсины? – Это все, о чем спросил путник.
– Мне, – сказал один, – нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли вдоволь ей полакомиться на свадьбе дочери.
– Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на свадьбу сыну, – промолвил другой.
 Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека... Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица».
  Эта известная история говорит о том, что интересы имеют право на существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Не всегда участники спора способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на помощь приходит медиация.
  Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Использование посредников для разрешения споров было известно  с древних времен, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников. Римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» - internuncius, medium, intercessor и, наконец, mediator. В некоторых традиционных культурах Азии и Африки к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду с жрецами или вождями племени.
В отчетах коммерческих судов Российской  империи  середины XIX в. употреблялся термин «медиатор» и указывалось на полезность разрешения торговых споров с участием медиатора.
Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия. Сначала  это были  США и  Австралия, а затем - Европа.
Медиация - это способ разрешения (урегулирования)  конфликта с привлечением медиатора, нейтральной стороны, на основе добровольного согласия.
Сегодня применение медиации наиболее широко распространено в области права. Здесь она практикуется как в досудебном, так и внесудебном способе разрешения споров. Стороны обращаются к медиатору, владеющему специальными коммуникативными технологиями, при помощи которых можно помочь соперникам услышать аргументы друг друга, критически отнестись к собственной позиции и найти взаимоприемлемое решение, не доводя дело до судебного разбирательства.
В последнее время  медиация получила  признание в  более широком спектре сфер, начиная от семейных и заканчивая многосторонними разногласиями в коммерческой и публичной сфере. Не стала исключением и сфера образования.
Для любой школе могут возникать разнонаправленные конфликты. Главная цель внедрения медиации в школу – это создание безопасного комфортного пространства. И каждый участник образовательных отношений должен чувствовать уверенность в защите своих прав и интересов.
В соответствии с Планом  первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
-        Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации;
-        Семейный кодекс Российской Федерации;
-        Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
-    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенция о правах ребенка;
-        Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 гг.;
-   Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.
Медиация в школе имеет более важную роль,  чем просто программа разрешения конфликтов.  Дети, прошедшие через опыт медиации (особенно медиаторы), развивают очень хорошие навыки не только в преодолении конфликтов, но и в их предупреждении. Ученики, разрешившие свои конфликты с помощью своих сверстников - медиаторов, после нескольких удачных опытов меняют свои отношения, становятся более мирными и конструктивными в обсуждении разногласий. В школах, где медиация воспринимается  всерьёз и считается нормой, наблюдается более здоровый климат и более дружные отношения между всеми участниками учебного процесса.
В этой связи представляется целесообразным внедрение технологии медиации в нашей гимназии и использование её не только в качестве средства разрешения конфликтов, но и как инновационную воспитательную технологию.
Вся деятельность по созданию Школьной службы медиации в гимназии  поделена на три этапа:
-      знакомство с медиацией (происходит параллельно с информированием и просвещением всех участников образовательных отношений);
-        обучение медиаторов (волонтеры из коллектива учащихся, учителей и родителей);
-        анализ и обобщение полученного опыта.
Таким образом, ожидаемый результат нашей работы - сформированная команда, практикующая программы восстановительной медиации; снижение враждебности  и  эскалации конфликтов; приобретение учащимися нового опыта  добровольного, равноправного сотрудничества, участия в решении  проблем, затрагивающих их жизненные интересы; повышение показателя социального комфорта в образовательной среде. 

10-е классы Шемшина Н. и Зубанова А. учимся медиации

будущие медиаторы, группа волонтеров

семинар по медиации. Ведущая Н.Н.Швецова

Халтурина Алина, Козлова Мария, Пергушева Екатерина, Поздеева Анастасия

Комментариев нет:

Отправить комментарий