четверг, 10 марта 2016 г.

Мои педагогические открытия

Мои педагогические открытия

Якубовская Е.З., классный руководитель 7 классов

Всем педагогам известен метод анкетирования, применяемый для того, чтобы быстро определиться, в каком направлении выстраиватьтактику воспитательного процесса по той или иной проблеме. Воспользовавшись анкетой «Роль семьи в моей жизни», я с грустью констатировала, что многие мои семиклассники отодвигают общение в семье на второй, третий планы, демонстрируя, таким образом свою взрослость.
Конечно, можно утверждать, что это естественно в их возрасте и общение со сверстниками, безусловно, сейчас для них куда важнее. И все же …

Семья – это наш дом, наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек доброты, взаимопонимания, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным, и от былого тепла остается только пепел. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь? 
 Считается, что за взаимопонимание в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут очень много сделать для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений.

Эту истину помогла мне открыть моя ученица Екатерина Сизова. Как-то мимоходом она обратила внимание на образ Маленького принца, который запечатлен у двери нашего классного кабинета, и спросила меня: «Елена Захировна, а что для Вас означают слова А. Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства?». Я, не пытаясь сосредоточиться, ответила: «Ну, это же так просто – детство, это самая прекрасная пора, там всегда тепло, радостно…»
Катя задумалась и сказала: «Чтобы было так, нужно , наверное, чтобы была связь всех поколений: бабушек, дедушек, мам и пап. А что каждый из нас знает о своих предках, о своей фамилии по – настоящему?».
 Действительно, что мы знаем о своих корнях, о своей семье? Я решила, что необходимо организовать классный час, узнать у ребят и их родителей, что им известно об их предках. Оказалось, что совсем мало. Вот некоторые ребята решили провести исследования и узнать побольше о своих родных, об истории фамилии.
А помогла мне вэтом наш учитель русского языка Любовь Васильевна Басанец. Совместно с ней мы разработали проект под названием «Храни огонь родного очага», целью которого стало привлечение наших воспитанников к активному исследованию своих корней, изучению семейных традиций. Этапом мотивации гимназистов послужил классный час «Портрет нашей семьи» с участием родителей Е.В. Сеченовой, О.В. Захватовой, Ю. Н. Бибиковой Ю.Н. и др. Наши семиклассники были серьезны и искренни, и, как нам с Любовью Васильевной показалось, твердо усвоили, что семья – это не только семь «Я», которые живут под одной крышей. Семья – это ядро становления и формирования человека. Именно здесь он впервые проживает все ценностные отношения: к человеку, к жизни, к природе, к обществу. Семья – это не только защита, но и ответственность, каждодневный труд души.
Совместные мероприятия с Любовью Васильевной Басанец, направленные на формирование семейных ценностей, дали свои результаты.
Ребята приняли активное участие во Всероссийском конкурсе проектно- исследовательских работ «История моей фамилии». Екатерина Сизова,   Виталия Селезнева, Вячеслав Жаравин, Арина Рыдкина провели исследования своей родословной и подготовили презентации на конкурс. Работы были оценены. Сизова Екатерина стала призером не только этого мероприятия, но и победителем Всероссийского конкурса сочинений «Размышление у обелиска», где Катя посвящает свои размышления прадедушке, который был на войне.
Андрущишина Наталья стала победителем регионального этапа XII Всероссийского конкурса «Лучший урок письма». Ее ПИСЬМО БАБУШКЕ мы прочитали вслух в классе, и было видно, как таяли сердца и души наших воспитанников. Это дорогого стоит. Вот строчки из ее письма: «я пишу тебе письмо и представляю, как ты будешь его читать. Мама с папой вскрывают конверты прямо у почтового ящика, а ты терпеливая. Сядешь где-нибудь одна и медленно будешь в каждую строчку вдумываться. Я даже подозреваю, что ты умеешь читать между строк.»… «Я люблю тебя. Это вы с мамой научили меня говорить такие слова, а ведь это было очень трудно – сказать их. Я и теперь их говорю редко, но тебе – всегда, потому что это правда. Ты будешь целовать письмо, как будто целуешь меня, а я буду чувствовать твою любовь». Ребята слушали в полной тишине, а я думала и радовалась своим маленьким открытиям на пути нелегкого взросления моих
 воспитанников. Радовалась, гордилась плодами нашего замечательного отзывчивого и мудрого педагога Любови Васильевны. У такого учителя ребята впитывают не только языкознание, но и, самое главное, мудрость жизни, красоту человеческих поступков, образец порядочности, ответственности, надежности.
В такие минуты понимаешь, что все не зря: и наши задушевные родительские собрания, ежегодные гимназические «Дни открытых дверей», игра для родителей и учеников в конце года «Воскресная мозаика». И даже то, что Андрущишина Наташа уже сейчас, со школьной скамьи пробует свои силы в профессии филолога – династической профессии ее семьи (и мама, и бабушка Натальи - учителя).
Теперь я знаю, что в слова А. Сент – Экзюпери «Все мы родом из детства» мои ученики вкладывают глубокий осознанный смысл и понимают, что семья – это вечное понятие, это причал человека, где живет светлая добрая сказка детства. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий