Мои педагогические открытия
Якубовская Е.З., классный руководитель 7 классов
Всем педагогам известен метод анкетирования,
применяемый для того, чтобы быстро определиться, в каком направлении
выстраиватьтактику воспитательного процесса по той или иной проблеме.
Воспользовавшись анкетой «Роль семьи в моей жизни», я с грустью констатировала,
что многие мои семиклассники отодвигают общение в семье на второй, третий
планы, демонстрируя, таким образом свою взрослость.
Конечно, можно утверждать, что это естественно в их
возрасте и общение со сверстниками, безусловно, сейчас для них куда важнее. И
все же …
Семья – это наш дом, наша защита, наш очаг, в котором
должен всегда гореть огонек доброты, взаимопонимания, участия. Но иногда пламя
в очаге может быть беспощадным, и от былого тепла остается только пепел. Как
этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и
освещало своим светом всю твою жизнь?
Считается, что за взаимопонимание в семье отвечают
только взрослые, но это не так. Дети могут очень много сделать для установления
и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений.
Эту истину помогла мне открыть моя ученица Екатерина
Сизова. Как-то мимоходом она обратила внимание на образ Маленького принца,
который запечатлен у двери нашего классного кабинета, и спросила меня: «Елена
Захировна, а что для Вас означают слова А. Сент-Экзюпери: «Все мы родом из
детства?». Я, не пытаясь сосредоточиться, ответила: «Ну, это же так просто –
детство, это самая прекрасная пора, там всегда тепло, радостно…»
Катя задумалась и сказала: «Чтобы было так, нужно ,
наверное, чтобы была связь всех поколений: бабушек, дедушек, мам и пап. А что
каждый из нас знает о своих предках, о своей фамилии по – настоящему?».
Действительно,
что мы знаем о своих корнях, о своей семье? Я решила, что необходимо
организовать классный час, узнать у ребят и их родителей, что им известно об их
предках. Оказалось, что совсем мало. Вот некоторые ребята решили провести
исследования и узнать побольше о своих родных, об истории фамилии.
А помогла мне вэтом наш учитель русского языка Любовь
Васильевна Басанец. Совместно с ней мы разработали проект под названием «Храни
огонь родного очага», целью которого стало привлечение наших воспитанников к
активному исследованию своих корней, изучению семейных традиций. Этапом
мотивации гимназистов послужил классный час «Портрет нашей семьи» с участием
родителей Е.В. Сеченовой, О.В. Захватовой, Ю. Н. Бибиковой Ю.Н. и др. Наши
семиклассники были серьезны и искренни, и, как нам с Любовью Васильевной
показалось, твердо усвоили, что семья – это не только семь «Я», которые живут
под одной крышей. Семья – это ядро становления и формирования человека. Именно
здесь он впервые проживает все ценностные отношения: к человеку, к жизни, к
природе, к обществу. Семья – это не только защита, но и ответственность,
каждодневный труд души.
Совместные
мероприятия с Любовью Васильевной Басанец, направленные на формирование
семейных ценностей, дали свои результаты.
Ребята приняли активное участие во Всероссийском
конкурсе проектно- исследовательских работ «История моей фамилии». Екатерина
Сизова, Виталия Селезнева, Вячеслав
Жаравин, Арина Рыдкина провели исследования своей родословной и подготовили
презентации на конкурс. Работы были оценены. Сизова Екатерина стала призером не
только этого мероприятия, но и победителем Всероссийского конкурса сочинений
«Размышление у обелиска», где Катя посвящает свои размышления прадедушке,
который был на войне.
Андрущишина Наталья стала победителем регионального
этапа XII Всероссийского конкурса «Лучший урок письма». Ее
ПИСЬМО БАБУШКЕ мы прочитали вслух в классе, и было видно, как таяли сердца и
души наших воспитанников. Это дорогого стоит. Вот строчки из ее письма: «я пишу
тебе письмо и представляю, как ты будешь его читать. Мама с папой вскрывают
конверты прямо у почтового ящика, а ты терпеливая. Сядешь где-нибудь одна и
медленно будешь в каждую строчку вдумываться. Я даже подозреваю, что ты умеешь
читать между строк.»… «Я люблю тебя. Это вы с мамой научили меня говорить такие
слова, а ведь это было очень трудно – сказать их. Я и теперь их говорю редко,
но тебе – всегда, потому что это правда. Ты будешь целовать письмо, как будто
целуешь меня, а я буду чувствовать твою любовь». Ребята слушали в полной
тишине, а я думала и радовалась своим маленьким открытиям на пути нелегкого
взросления моих
воспитанников. Радовалась, гордилась плодами
нашего замечательного отзывчивого и мудрого педагога Любови Васильевны. У
такого учителя ребята впитывают не только языкознание, но и, самое главное,
мудрость жизни, красоту человеческих поступков, образец порядочности,
ответственности, надежности.
В такие минуты понимаешь, что все не зря: и наши
задушевные родительские собрания, ежегодные гимназические «Дни открытых дверей»,
игра для родителей и учеников в конце года «Воскресная мозаика». И даже то, что
Андрущишина Наташа уже сейчас, со школьной скамьи пробует свои силы в профессии
филолога – династической профессии ее семьи (и мама, и бабушка Натальи -
учителя).
Теперь
я знаю, что в слова А. Сент – Экзюпери «Все мы родом из детства» мои ученики
вкладывают глубокий осознанный смысл и понимают, что семья – это вечное
понятие, это причал человека, где живет светлая добрая сказка детства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий